ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
mail@20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Тула
07 февраля 2011 года. Дело №А62-4821/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Дорошковой А.Г., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-231/2011) муниципального дошкольного образовательного учреждения №23
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.12.2010
по делу № А62-4821/2010 (судья Борисова Л.В.), принятое
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения №23
к заместителю начальника отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области ФИО1
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 31.08.2010 №5.2-147/с,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: муниципального дошкольного образовательного учреждения №23 – ФИО2, главный специалист, юрист комитета по образованию администрации муниципального образования Сафоновский район Смоленской области, паспорт, доверенность от 22.11.2010 №20/1;
от ответчика: заместителя начальника отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области ФИО1 – не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил :
муниципальное дошкольное образовательное учреждение №23 (далее – МДОУ №23, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к заместителю начальника отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 31.08.2010 №5.2-147/с.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.12.2010 в удовлетворении заявленных требований МДОУ №23 отказано.
Не согласившись с принятым решением, МДОУ №23 обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителя ответчика не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя МДОУ №23, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя от 21.07.2010 №С-1249 (л.д.47-49) сотрудниками отдела по надзору за электроустановками и сетями потребителей по Смоленской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 26.08.2010 проведена плановая выездная проверка МДОУ №23 с целью контроля за безопасной эксплуатацией и техническим состоянием электроустановок и сетей.
В ходе проверки установлено, что:
- в нарушение п.п.1.2.3,1.2.6, 1.2.7, 1.4.29 приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (далее – Правила) МДОУ №23 не назначило ответственного за электрохозяйство (назначен завхоз);
- в нарушение п.1.4.3 Правил руководителем МДОУ №23 не утвержден перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
- в нарушение п. 1.8.9 Правил не оформлена оперативная документация;
- в нарушение п. 1.5.18 Правил не предъявлена однолинейная схема электрических соединений;
- в нарушение п. 2.7.15 Правил не заведены паспорта на находящиеся в эксплуатации заземляющие устройства;
- в нарушение п.1.8.7 Правил рабочее место электротехнического персонала не снабжено производственными (эксплуатационными) инструкциями;
- в нарушение п. 1.2.2 Правил, п.1.1.4 "ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N3, приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163 (далее - ПОТ Р М-016-2001), п. 1.1.9, п. 1.2.1,п.1.4.2 1.4.2 приказа Минэнерго РФ от 30.06.2003 N261 "Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках" (далее - Инструкция) электроустановки учреждения не укомплектованы в полном объеме испытанными защитными средствами и инструментом, не заведен журнал учета и содержания средств защиты;
- в нарушение п. 2.2.20 Правил на щитах не выполнены надписи, указывающие назначение присоединения и их диспетчерские наименования, отсутствуют предупреждающие плакаты и знаки установленного образца, а имеющие – не соответствуют стандартам;
- в нарушение п. 2.2.16, п. 2.2.20 Правил не выполняется калибровка плавких вставок предохранителей типа ПН -2-100(250)А (щитовая), персонал не обеспечен запасом калиброванных плавких вставок;
- в нарушение п.2.12.16, 2.2.17 Правил не очищается оборудование щитов от грязи и пыли, осмотр и проверка сети освещения не проводится;
- в нарушение 2.2.15 Правил после покраски на ПУ кухни не восстановлены надписи типа «вкл», «откл», «стоп», «пуск», указывающие выключенное или отключенное состояние рубильника (переключателя);
- в нарушение п. 7.1.55 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР, 1985 год (далее - ПУЭ) светильники над запасными выходами отсутствуют;
- в нарушение п. 2.12.15 Правил не организовано хранение вышедших из строя люминесцентных ламп;
- в нарушение п.2.3.15 ПУЭ не выполняются условия безопасной эксплуатации кабельных линий, расположенных в подвальных помещениях, исключающих возникновение в них опасных механических напряжений и повреждений (кабельные линии не закреплены);
- в нарушение п. 2.4.95 ПУЭ не обеспечиваются условия безопасного нахождения детей на игровой площадке в связи с нахождением над ней ВЛИ-0,22 кВ и ВЛ-0,4 кВ (транзит).
По результатам проверки составлен акт от 26.08.2010 №5.2-159/С (л.д.8-10).
Усмотрев в действиях МДОУ №23 состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), проверяющий 26.08.2010 составил протокол об административном правонарушении №5.2-147/С (л.д.6-7).
Постановлением от 31.08.2010 МДОУ №23 привлечено к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.4-5).
Полагая, что названное постановление является незаконным, МДОУ №23 обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила).
Указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 вольт. Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 киловатт включительно (п. 1.1.2 Правил).
В соответствии с п.1.2.3 Правил для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.
Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя.
При наличии у потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.
Пунктом 1.2.6 Правил предусмотрены обязанности ответственного за электрохозяйство.
Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В (п.1.2.7 Правил).
Допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:
если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6 месяцев;
энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше, чем по месту основной работы;
в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В (п.1.4.29 Правил).
Согласно п.1.4.3 Правил перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель потребителя.
Пунктом 1.8.9 Правил предусмотрено, что на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация:
оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов;
оперативный журнал;
журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок;
журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики;
журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании;
ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков;
журнал учета электрооборудования;
кабельный журнал.
На рабочих местах должна также иметься следующая документация:
списки работников:
- имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
- имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
- которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
- допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
- подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры;
перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке;
производственная инструкция по переключениям в электроустановках;
бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках;
перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
В зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в его оперативном управлении) в состав оперативной документации может быть включена следующая документация:
журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
однолинейная схема электрических соединений электроустановки при нормальном режиме работы оборудования;
список работников, имеющих право отдавать оперативные распоряжения;
журнал по учету противоаварийных и противопожарных тренировок;
журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики и карты уставок релейной защиты и автоматики;
местная инструкция по предотвращению и ликвидации аварий;
перечень сложных оперативных переключений;
бланки переключений.
Объем оперативной документации может быть дополнен по решению руководителя потребителя или ответственного за электрохозяйство.
Указанному корреспондируют и Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N3, приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163 (далее - ПОТ Р М-016-2001), которые распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и других физических лиц, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.
В силу п. 2.1.1 ПОТ Р М-016-2001 организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; допуск к работе; надзор во время работы; оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.
Согласно п.1.5.18 Правил для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство потребителя.
На каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величину сопротивления растеканию тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта; данные по напряжению прикосновения (при необходимости); данные по степени коррозии искусственных заземлителей; данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством; ведомость осмотров и выявленных дефектов; информацию по устранению замечаний и дефектов.
К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства (п.2.7.15 Правил).
В силу п. 1.8.7 Правил все рабочие места должны быть снабжены необходимыми инструкциями: производственными (эксплуатационными), должностными, по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1.2.2 Правил, п.1.1.4 ПОТ Р М-016-2001, п.1.2.1, п. 1.4.2 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 261 и распространяющей свое действие на средства защиты, используемые в электроустановках организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (далее - Инструкция) электроустановки должны быть укомплектованы испытанными, готовыми к использованию защитными средствами, инструментами.
В подразделениях предприятий и организаций необходимо вести журналы учета и содержания средств защиты. Средства защиты, выданные в индивидуальное пользование, также должны быть зарегистрированы в журнале.
Пунктом 2.2.20 Правил определено, что на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца.
У дежурного персонала должен быть запас калиброванных плавких вставок. Применение плавких некалиброванных вставок не допускается. Плавкие вставки должны соответствовать типу предохранителей (п.2.2.16 Правил).
Согласно п.2.12.16, п. 2.2.17 Правил оборудование РУ должно периодически очищаться от пыли и грязи, сети освещения должны осматриваться и проверяться в соответствующие сроки.
Выключатели и их приводы должны иметь указатели отключенного и включенного положений (п.2.2.15 Правил).
Вышедшие из строя люминесцентные лампы, лампы типа ДРЛ и другие источники, содержащие ртуть, должны храниться в специальном помещении. Их необходимо периодически вывозить для уничтожения и дезактивации в отведенные для этого места (п.2.2.15 Правил).
Факт нарушения МДОУ №23 указанных Правил установлен судом и заявителем не оспаривается.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в частности акт проверки от 26.08.2010 №5.2-159/с, протокол об административном правонарушении от 26.08.2010 №5.2-147/С, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно отказал МДОУ №23 в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления незаконным.
Ссылка апеллянта на то, что МДОУ №23 не было извещено о проведении в отношении него плановой проверки, а именно распоряжение о проведении проверки в его адрес не направлялось, является несостоятельной ввиду следующего.
В соответствии с положениями части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Как усматривается из материалов дела, с распоряжением о проведении в отношении МДОУ №23 плановой проверки от 21.07.2010 №С-1249 заведующая была ознакомлена 16.08.2010, что подтверждается ее подписью на распоряжении.
Проверка была проведена 26.08.2010.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заведующая МДОУ №23 была ознакомлена с распоряжением о проведении проверки ранее, чем за три рабочих дня до проведения проверки, что не противоречит требованиям ч.12. ст. 9 Закона №294-ФЗ.
Довод жалобы о том, что заведующей МДОУ №23 не были вручены акт проверки и протокол об административном правонарушении, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, ему была дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При этом указание заявителя жалобы на то, что проверяющий вручил заведующей названные акт и протокол лишь 01.09.2010, что подтверждается показаниями ФИО3, апелляционная инстанция также отклоняет.
Так, суд первой инстанции обоснованно отнесся критично к показаниям ФИО3, опрошенной им в судебном заседании 06.12.2010, поскольку данные показания не являются бесспорными.
Кроме того, из показаний не усматривается, какого именно числа проверяющий инспектор находился в кабинете заведующей и какие документы они подписывали.
Более того, в рассматриваемом случае ФИО3, работая завхозом в МДОУ №23, является заинтересованным лицом, поскольку находится в подчинении у заведующей МДОУ №23.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.12.2010 по делу №А62-4821/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н. Стаханова
Судьи
А.Г. Дорошкова
О.Г. Тучкова