ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
web: www.20aas.arbitr.rue-mail: 20aas@ mail.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
26 февраля 2007 года | Дело №А62-4795/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-232/2007) ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», г. Смоленск,
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.12.2006
по делу № А62-4795/06 (судья Печорина В.А.),
по заявлению ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», г. Смоленск,
к УВД Смоленской области
о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на хранение 50 000 патронов, признании недействительным предписания от 02.08.2006 №47/471, предупреждения от 08.09.2006 № 47/546
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью «НАИС-АРСЕНАЛ» - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Управления внутренних дел Смоленской области – не явился, извещен надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «НАИС-АРСЕНАЛ» (далее – ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Смоленской области о признании незаконными действий Управления внутренних дел Смоленской области (далее – УВД) по отказу в выдаче разрешения на хранение 50000 патронов, признании недействительными предписания от 02.08.2006 № 47/471, предупреждения от 08.09.2006 № 47/546.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК России), арбитражный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» осуществляет продажу, доставку, учет и хранение служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему на основании лицензии Министерства внутренних дел Российской Федерации на право продажи оружия ПА №0001094 от 29.07.2004 (срок действия до 29.07.2009). Разрешением МВД России РХТ №0004293 от 29.07.2004 (срок действия до 29.07.2009) ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» разрешено хранение патронов в количестве, не превышающем 15000 штук.
Сотрудниками УВД Смоленской области 26.07.2006 года проведена проверка ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» по вопросам соблюдения требований законодательства в области хранения и торговли оружием и патронов к нему. В ходе проведения проверки установлено:
- хранение патронов в количестве 34546 штук, т.е. в размере, превышающем допустимые объемы в соответствии с полученным разрешением (15000 штук);
- хранение патронов в количестве 14926 штук в помещении, расположенном на первом этаже здания по адресу: <...>, на которое не выдавалось соответствующее разрешение;
- хранение патронов в помещении торгового зала ООО «НАИС-АСЕНАЛ»;
- непредставление для проверки документов, подтверждающих проведение ежегодных инвентаризаций оружия и боеприпасов.
Результаты проверки отражены в акте от 26.07.2006 о проверке объекта разрешительной системы.
На основании акта проверки вынесено предписание от 02.08.2006 №47/471 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.08.2006.
ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» 04.08.2006 года обратилось в УВД Смоленской области с заявлением о выдаче разрешения на хранение патронов в размере до 50000 штук в складском помещении, расположенном в подвале здания по адресу: <...>.
Письмом от 23.08.2006 №47/4-16 УВД Смоленской области отказало Обществу в выдаче такого разрешения в связи с отсутствием заключения специализированной организации МВД России на соответствие помещения, расположенного в подвале здания по адресу: <...>, требованиям, предъявляемым Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел России от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция) к оборудованию складских помещений.
УВД Смоленской области 07.09.2006 года проведена повторная проверка ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», по результатам которой выявлены аналогичные нарушения, в связи с чем составлен акт от 07.09.2006, в котором зафиксировано:
- на хранении находятся 25715 шт. патронов, тогда как разрешением, выданном ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», допускается хранение не более 15000 шт. патронов;
-патроны в количестве 25715 шт. хранятся в помещении, расположенном на первом этаже здания по адресу: <...>, на которое разрешение на хранение оружия и патронов не выдавалось;
- часть патронов хранится в помещении торгового зала ООО «НАИС-АРСЕНАЛ»;
- не представлены для проверки документы о результатах проведения ежегодных инвентаризаций оружия и припасов, находящихся на хранении в ООО «НАИС-АРСЕНАЛ».
В адрес Общества УВД Смоленской области направило предупреждение от 08.09.2006 №47/546 о возможном решении вопроса об аннулировании действия лицензии на право торговли оружием в случае неустранения отмеченных недостатков в срок до 07.10.2006 или повторных нарушений в сфере оборота оружия.
Посчитав, что отказ в выдаче разрешения от 23.08.2006 №47/н-16, предписание от 02.08.2006 №47/471 и предупреждение от 08.09.2006 № 47/546 являются незаконными и необоснованными, Общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.54, 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории России, утвержденных Постановлением Правительства России от 21.07.1998 №814 (далее – Правила оборота оружия) хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД России, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха и не более 15 тыс. патронов.
Согласно положениям п. 58 Правил оборота оружия требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В рамках указанных предписаний МВД России Приказом от 12.04.1999 №288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с положениями п.170, 171 Инструкции хранение оружия и патронов юридическими лицами, не связанное с их использованием, а также свыше установленных норм хранения в оружейных комнатах (более 500 единиц оружия или 15 тыс. штук патронов) осуществляется в складских помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Складские помещения размещаются, как правило, в отдельно стоящих нежилых зданиях, а для хранения патронов оборудуются подземные сооружения либо наземные строения с обваловкой до уровня крыши. Экспертизы расчетов для строительства (реконструкции) таких сооружений проводятся по поручению МВД России государственными специализированными организациями.
Организации, имеющие таможенные терминалы или иные склады, предназначенные для хранения оружия и патронов, представляют проектную документацию указанных сооружений в ГУООП МВД России либо ГУВДТ, УРО МВД России для проверки на соответствие требованиям МВД России в части, касающейся инженерного и технического оборудования средствами охраны, обеспечения пропускного режима и режима внутри объекта, а также требований по размещению оружия и патронов в местах их хранения.
Хранение оружия (более 15 тыс. единиц) и патронов (более 50 тыс. штук) осуществляется на складах, оборудованных с учетом требований, установленных для производства оружия или патронов.
Таким образом, к оборудованию складских помещений для хранения оружия и патронов в количестве, превышающем установленные нормы (т.е. более 15000 шт.), МВД России предъявляются повышенные требования, которые изложены в Инструкции. Юридическое лицо для получения разрешения на хранение патронов свыше установленных норм обязано обратиться в специализированную организацию системы МВД России для проведения технического обследования складских объектов на предмет соответствия их нормам по технической укрепленности и безопасности хранения оружия и патронов.
Как следует из материалов дела, обращение ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» по вопросу выдачи разрешения на хранение патронов в размере до 50000 шт.в складском помещении, расположенном по адресу: <...> должностными лицами УВД Смоленской области оставлено без удовлетворения, поскольку Общество не представило заключение специализированной организации, подтверждающее соответствие помещения требованиям МВД России. При этом в письме от 23.08.2006 №47/11-16 директору ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» разъяснено, что соответствии с п. 170 Инструкции Обществу необходимо обратиться в специализированную организацию для получения экспертного заключения.
Правомерность данного требования УВД Смоленской области подтверждается разъяснениями Центра выдачи разрешений (лицензий) МВД России, содержащимися в письме от 13.11.2006 №5036. Согласно данному письму технические обследования складских объектов на предмет соответствия их нормам по технической укрепленности и безопасности хранения оружия и патронов к оружию проводит специализированная организация ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемых действий УВД Смоленской области в части отказа в выдаче дополнительного разрешения на хранение патронов свыше 15000 шт.
Довод жалобы о том, что суд неправомерно применил п. 171 Инструкции без учета требований п.п. 48. 50, 50.1 – 50.3 Инструкции является необоснованным.
Согласно пункту 48 Инструкции юридическим лицам, занимающимся хранением оружия и патронов, помещенных на склад временного хранения или под таможенный режим таможенного склада, учрежденных на основании соответствующих лицензий таможенных органов Российской Федерации, выдается разрешение на хранение передаваемого оружия и патронов. Для этого в орган внутренних дел по месту их регистрации представляются копии приказов об организации складской деятельности и другие необходимые документы для согласования порядка функционирования склада, утвержденного ГТК России.
В пунктах 50, 50.1-50.3 Инструкции установлено: основаниями для отказа в выдаче разрешения на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов являются: выявление ограничений на оборот оружия и патронов, установленных федеральным законодательством, либо непригодность оружия и патронов для дальнейшего использования; несоответствие номера оружия или его учетных данных дубликату лицензии, паспорту на оружие (дубликату паспорта), приходно-расходным документам; отсутствие документов, указанных в подпункте 50.2 настоящей Инструкции, либо иного документа, подтверждающего законность приобретения (владения) оружием.
При этом пункты 48, 50, 50.1-50.3 относятся к IVразделу Инструкции, который регулирует порядок регистрации приобретенного оружия; оружия, полученного в подарок, по наследству; наградного оружия и патронов к ним.
Поскольку ООО «НАИС-АРСЕНАЛ», как организация, имеющая складские помещения для хранения оружия и патронов, является соискателем получения разрешения на хранение патронов свыше 15000 шт., следовательно, на него в полном объеме распространяются требования п. 171 Инструкции.
Кроме того, текст Инструкции опубликован в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 09.08.99 №32. Соответственно Инструкция доведена до граждан и руководителей юридических лиц надлежащим образом и обязательна для исполнения всеми, так как регулирует отношения по поводу оборота источника повышенной опасности - огнестрельного оружия и боеприпасов.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются во внимание ссылки Общества на пункты 194, 195 Инструкции, а также на то обстоятельство, что складское помещение соответствует требованиям Инструкции и принято по акту от февраля 2005 года, поскольку данный акт исследовался судом первой инстанции и ему дана правильная правовая оценка, с учетом положений ст. 75 АПК России. При этом суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» о признании незаконным действий должностных лиц УВД Смоленской области по отказу в выдаче дополнительного разрешения на хранение патронов в размере, превышающем установленные нормы.
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем исследовании судом первой инстанции правомерности действий сотрудников УВД Смоленской области по вынесению предписания от 02.08.2006 №47/471 и предупреждения от 08.09.2006 №47/546 апелляционная инстанция считает несостоятельным по следующим основаниям.
В силу ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
- производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
- требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
- принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 91 Инструкции контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
В соответствии с п.п. 92.4, 92.6 Инструкции при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. По фактам нарушений установленных правил оборота оружия лицами, ответственными за его сохранность и безопасность использования, либо гражданами выносить письменные предупреждения либо составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона «Об оружии», п.54, 55 Правил оборота оружия юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Выдавая соответствующее разрешение на хранение, органы внутренних дел проверяют соответствие помещений, предназначенных для хранения оружия и патронов к нему, требованиям установленным законодательством.
Поскольку ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» выдано разрешение на хранение патронов в количестве до 15000 штук, следовательно, хранение большего количества не допускается, поскольку складское помещение не может обеспечить сохранность и безопасность хранения патронов сверх установленных норм.
Факт хранения ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» патронов на момент проведения проверок сверх установленной нормы хранения, то есть свыше 15000 штук, Обществом не отрицается и подтвержден материалами дела: актом проверки от 26.07.2006, актом проверки от 07.09.2006.
Превышение со стороны Общества предельного размера хранения патронов, указанного в разрешении, является нарушением положений ст. 22 Федерального закона «Об оружии», а также Правил оборота оружия.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» ненормативные акты: предписание от 02.08.2006 №47/471, предупреждение от 08.09.2006 №47/546 вынесены УВД Смоленской области в пределах предоставленных полномочий в связи с установленными фактами нарушений со стороны Общества требований законодательства по осуществлению деятельности по хранению оружия и боеприпасов.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что хранение патронов Обществом производилось законно, поскольку они приобретены на законных основаниях, по лицензиям и разрешениям, выданным УВД Смоленской области, несостоятелен.
Довод ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» о том, что хранение патронов в торговом зале оружейного магазина не является нарушением и соответствует п.п. 173, 175 Инструкции суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.
Согласно п.п. 173, 175 Инструкции хранение коллекционируемого оружия и патронов осуществляется юридическими лицами в фондохранилищах или в других помещениях, оборудованных с учетом требований, установленных для оружейных комнат, а также определяемых Минкультуры России для оружия и патронов, включенных в Музейный фонд Российской Федерации. Огнестрельное, пневматическое и газовое оружие может экспонироваться на открытых стендах в ходе коммерческих выставок либо при демонстрации оружия в торговых залах во время рабочего дня. При этом каждый образец оружия закрепляется к подложке стенда замком, исключающим возможность его свободного снятия со стенда, и оборудуется индивидуальной сигнализацией. После закрытия выставки либо по завершении демонстрации оружие, размещенное на открытых стендах, ежедневно сдается на хранение в оружейные комнаты. На каждой витрине и стенде наносится порядковый номер согласно описи помещения, а также инвентарный номер.
В соответствии с п. 174 Инструкции при экспонировании оружия и патронов на выставках, их демонстрации в торговых залах и в процессе мероприятий, проводимых по решениям федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оружие и патроны размещаются в закрытых витринах (стендах), оборудованных сигнализацией. Витрины должны опечатываться (пломбироваться) лицом, ответственным за сохранность оружия (хранителем музея).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в акте проверки от 26.07.2006 отражено, что часть патронов хранится в помещении торгового зала ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» в столе из дерева, а в акте проверки от 07.09.2006 зафиксировано, что 1404 шт. патронов хранились на момент проверки под прилавком в торговом зале.
Таким образом, ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» нарушил требования п. 174 Инструкции и п. 55 Правил оборота оружия, в связи с чем УВД Смоленской области правомерно отразило данный факт в оспариваемых предписании и предупреждении.
Довод Общества о неправомерности вывода суда первой инстанции о том, что органы внутренних дел при проведении проверок вправе требовать документы об инвентаризации оружия и боеприпасов необоснован, поскольку противоречит п. 101 Инструкции. Согласно названному пункту в ходе проверок организаций по торговле оружием и патронами устанавливаются наличие и правильность заполнения учетной документации, определенной настоящей Инструкцией для организаций, осуществляющих торговлю оружием (патронами), включая материалы инвентаризаций.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что при проведении проверок по требованию проверяющих указанные документы ООО «НАИС-АРСЕНАЛ» должны были быть представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил действующие нормы материального и процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 05.12.2006 по делу № А62-4795/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий | В.Н. Стаханова | |
Судьи | Е.Н. Тимашкова О.Г. Тучкова |