ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2349/13 от 04.06.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

07 июня 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула Дело № А68-12/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Орхидея парфюм» (г. Тула, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2013) и заинтересованного лица – администрации города Тулы (г. Тула, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 31.01.2013 № 5, ФИО3 (доверенность от 14.02.2013 № 15), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.04.2013 по делу А68-12/2013 установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Орхидея парфюм» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Тулы (далее – администрация) об отказе в выдаче разрешения на удаление зеленых насаждений, изложенного в письме от 11.12.2012 № 10633-к и понуждении администрации выдать разрешение на удаление зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном на пересечении улиц Октябрьская и М. Горького в районе жилого дома № 1 по улице М. Горького в Зареченском районе города Тулы, предоставленном ООО «Орхидея Парфюм» для строительства здания торгового назначения.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2013 заявление общества удовлетворено в полном объеме.

Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что обществом к заявлению о выдаче разрешения на удаление зеленых насаждений представлен неполный комплект документов, предусмотренный Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 (далее – Правила благоустройства).

Заявитель просил оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 14.10.2008 между обществом и администрацией заключен инвестиционный контракт на строительство здания торгового назначения со встроенными помещениями бытового обслуживания населения по ул. Горького в Зареченском районе города Тулы.

Главой администрации города Тулы 16.10.2008 издано постановление № 4051, в соответствии с которым обществу согласовано место размещения здания торгового назначения, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 617 кв. м, распложенного на землях населенного пункта по ул. М. Горького согласно прилагаемой схеме и проект его границ. Кроме того, указанным постановлением утвержден градостроительный план земельного участка, определенного проектом его границ с присвоением ему регистрационного номера RU71330100001237.

Постановлением администрации Тульской области от 09.09.2009 № 675 обществу в аренду для строительства здания торгового назначения предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:01 02 23:88, площадью 617 кв. м, находящийся примерно в 6 м по направлению на запад от ориентира: г. Тула, Зареченский район, ул. М. Горького, дом 1.

На основании решения Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2012 по делу № А68-8529/11 администрация 17.07.2012 выдала обществу разрешение № RU71326000-175/12 на строительство здания торгового назначения со встроенными помещениями предприятия бытового обслуживания, находящегося примерно в 6 м по направлению на запад от ориентира ­ (многоквартирный жилой дом), расположенного за пределами участка, по адресу: г. Тула, Зареченский район, ул. М. Горького, д. 1.

Общество 05.09.2012 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на удаление зеленых насаждений в связи с началом строительства здания торгового назначения со встроенными помещениями предприятия бытового обслуживания в соответствии с разрешением на строительство № RU71326000-175/12.

К заявлению обществом приложены постановление главы администрации города Тулы, постановление администрации Тульской области, разрешение на строительство, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка.

На основании заявления общества комиссией управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы в присутствии заместителя директора общества проведено обследование спорного земельного участка, по результатам которого составлены акты от 11.10.2012, которыми установлено, что в связи со строительством здания необходимо снести девять деревьев (л. <...>).

Согласно указанным актам, два из девяти подлежащих сносу деревьев находятся в аварийном состоянии, при этом общая восстановительная стоимость остальных семи деревьев, определенная в соответствии с пунктом 9.8 Правил благоустройства, составляет 38 012 рублей.

Письмом от 11.12.2012 №10633-К администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на удаление деревьев в связи с тем, что зеленые насаждения, подлежащие удалению (липы, березы), относятся к ценным породам и находятся в непосредственной близости к магистральным улицам, что является защитой жителей близлежащих домов от экологически вредных выхлопных газов, испаряемых транспортным потоком, а также в связи с тем, что строительство здания торгового назначения негативно сказывается на архитектурном облике города Тулы.

Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ, изложенный в письме администрации от 11.12.2012 № 10633-к, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 16 Устава муниципального образования город Тула к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.

Согласно пункту 9.8.1 Правил благоустройства вырубка деревьев и кустарников производится при наличии порубочного билета (разрешения), оформленного в установленном порядке, определяющего согласованный снос городских зеленых насаждений в порядке, предусмотренном приложением 19 настоящих Правил.

Выдача порубочных билетов осуществляется отраслевым (функциональным) территориальным органом, уполномоченным администрацией города Тулы (пункт 9.8.2 Правил благоустройства).

Постановлением администрации города Тулы от 29.06.2012 № 1748 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на удаление, кронирование и обрезку зеленых насаждений» (далее – Административный регламент).

В силу пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента муниципальную услугу «Выдача разрешений на удаление, кронирование и обрезку зеленых насаждений» (далее – муниципальная услуга) предоставляет управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы.

Пунктом 9.8.3 Правил благоустройства установлено, что оформление по форме и выдача порубочного билета (разрешения) осуществляется после составления акта-заключения комиссионного обследования зеленых насаждений с расчетом и оплатой сумм компенсации за вырубку зеленых насаждений.

Пунктом 9.7.4. Правил благоустройства предусмотрено, что денежная форма компенсационного озеленения является основной и определяется по методике расчета размера платежей за вырубку и повреждение зеленых насаждений, повреждение и уничтожение газонов и цветников в порядке, предусмотренном приложением 18 Правил.

Денежная форма компенсационного озеленения применяется в случаях, когда не происходит утрата функций озелененных территорий, при осуществлении следующих видов градостроительной деятельности, приводящей к частичному уничтожению зеленых насаждений: реконструкция ветхих зданий и сооружений; новая жилая застройка микрорайонов, строительство жилых и общественных зданий и сооружений; прокладки инженерных коммуникаций; строительство новых транспортных магистралей, подъездных карманов, стоянок и т.д.; строительство объектов на озелененной территории в районе сложившейся застройки в порядке уплотнения (точечная застройка) (пункт 9.7.5 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 9.8.5 Правил благоустройства оформление и выдача порубочного билета (разрешения) при реализации градостроительной деятельности в границах городских озелененных территорий осуществляется после согласования вырубки и (или) пересадки зеленых насаждений в порядке, предусмотренном пунктами 9.7.8 – 9.7.14 Правил.

Определение размеров и форм компенсационного озеленения осуществляется отраслевым (функциональным) органом, уполномоченным администрацией города Тулы на основании методики расчета и представляется в составе документов на согласование и оформление порубочного билета в порядке, предусмотренном приложением 18 Правил (пункт 9.7.9 Правил благоустройства).

В силу пункта 9.7.10 Правил благоустройства при предоставлении земельного участка для градостроительной деятельности на озелененной территории, в случае необходимости вырубки существующих зеленых насаждений на указанном земельном участке, в целях дальнейшего строительства объектов, зеленые насаждения подлежат компенсационному озеленению в порядке, предусмотренном пунктами 9.7.1 – 9.7.9 Правил.

Отраслевой (функциональный) территориальный орган, уполномоченный администрацией города Тулы обследует объект по представленному и совмещенному строительному генеральному плану с дендрологическим планом и расчет платежей компенсации за снос зеленых насаждений на соответствие факту осуществляется комиссией, создаваемой на основании муниципального правового акта администрации города Тулы. Далее составляется акт-заключение комиссионного обследования с определением формы компенсационного озеленения и сумм компенсации. В состав комиссии по обследованию включаются: представитель заинтересованного лица, в интересах которого сносятся зеленые насаждения, представители органов местного самоуправления, организации с дендрологическим профилем (пункт 9.7.11 Правил благоустройства).

На основании представленных документов, надлежаще оформленных в установленном порядке, акта-заключения комиссионного обследования зеленых насаждений выписывается счет на оплату компенсационной стоимости вырубаемых деревьев и кустарников в размере, определяемом в соответствии с Методикой в порядке, предусмотренном приложением 18 Правил и после оплаты счета выдается порубочный билет (разрешение) (пункт 9.7.12 Правил благоустройства).

В силу пункта 2.5 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги – не более 30 дней с момента регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 2.10.1 для получения муниципальной услуги гражданин представляет непосредственно в управление либо через многофункциональный центр следующие документы:

– заявление о предоставлении муниципальной услуги;

– доверенность, в случае если результат предоставления муниципальной услуги подлежит выдаче третьим лицам.

Пункт 2.10.2 Административного регламента предусматривает представление заявителем документа, подтверждающего оплату восстановительной стоимости за удаление зеленых насаждений (представляется в случае, если удаление зеленых насаждений осуществляется с взиманием восстановительной стоимости за удаление).

В соответствии с пунктом 2.18 Административного регламента основаниями для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги являются:

– непредставление или неполное представление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, определенных настоящим административном регламентом, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

– отсутствие оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, результат предоставления которой подлежит выдаче третьему лицу;

– подача заявителем письменного заявления, в том числе в электронной форме, об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить, в срок, не превышающий пяти рабочих дней (пункт 2.19 Административного регламента).

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый отказ администрации мотивирован тем, что зеленые насаждения, подлежащие удалению (липы, березы), относятся к ценным породам и находятся в непосредственной близости к магистральным улицам, что является защитой жителей близлежащих домов от экологически вредных выхлопных газов, испаряемых транспортным потоком. Между тем администрация в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, что произрастающие на спорном земельном участке деревья относятся к ценным породам.

Не обоснована и ссылка администрации на то, что деревья являются защитой жителей близлежащих домов от экологически вредных выхлопных газов, поскольку Правилами благоустройства предусмотрено компенсационное озеленение, направленное на обеспечение сохранности и равноценной компенсации частичной или полной утраты составляющих элементов объектов озеленения.

Нельзя признать правомерным и содержащийся в письме от 11.12.2012 № 10633-к довод администрации о том, что строительство здания торгового назначения негативно сказывается на архитектурном облике города Тулы, поскольку общество в установленном порядке получило все необходимые разрешения на производство строительства указанного здания.

Ни Правила благоустройства, ни Административный регламент не относят изложенные в письме от 11.12.2012 № 10633-к обстоятельства к основаниям для отказа в выдаче разрешения на удаление зеленых насаждений.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, понуждая администрацию выдать обществу разрешение на удаление зеленых насаждений суд первой инстанции не учел, что по смыслу пунктов 9.7.12, 9.8.3 Правил благоустройства и пункта 2.10.2 Административного регламента необходимым условием для выдачи разрешения на удаление зеленых насаждений при предоставлении земельного участка для градостроительной деятельности на озелененной территории является предварительная оплата компенсационной стоимости вырубаемых деревьев и кустарников, которая в соответствии с пунктом 9.7.9 Правил благоустройства определяется отраслевым (функциональным) органом, уполномоченным администрацией города Тулы на основании методики расчета и представляется в составе документов на согласование и оформление порубочного билета в порядке, предусмотренном приложением 18 Правил.

Согласно акту от 11.10.2012 обследования спорного земельного участка, составленному комиссией управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации, общая восстановительная стоимость подлежащих вырубке деревьев, определенная в соответствии с пунктом 9.8 Правил благоустройства, составляет 38 012 рублей, при этом в акте указаны все реквизиты, необходимые для перечисления компенсационной стоимости на счет управления.

Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что оплата компенсационной стоимости подлежащих вырубке деревьев обществом не произведена.

Между тем понуждение администрации выдать разрешение на удаление спорных деревьев без предварительной оплаты их компенсационной стоимости противоречит требованиям 9.7.12, 9.8.3 Правил благоустройства и пункта 2.10.2 Административного регламента, а следовательно нарушает установленный пунктом 9.7.1 Правил благоустройства принцип сохранности и равноценной компенсации частичной или полной утраты составляющих элементов объектов озеленения.

Данные требования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам местного значения, в части, касающейся оплаты компенсационной стоимости подлежащих вырубке деревьев до выдачи соответствующего разрешения, должны быть соблюдены.

Таким образом, способом восстановления нарушенных прав и законных интересов общества будет являться указание на обязанность выдать разрешения на удаление зеленых насаждений с соблюдением процедуры, установленной Правилами благоустройства и Административным регламентом.

На основании изложенного решение суда первой инстанции в части обязания администрации выдать разрешение обществу на удаление зеленых насаждений подлежит изменению.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 09.04.2013 по делу № А68-12/2013 изменить в части обязания администрации города Тулы выдать разрешение ООО «Орхидея Парфюм» на удаление зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном на пересечении улиц Октябрьская и М. Горького в районе жилого дома № 1 по улице М. Горького в Зареченском районе г. Тулы, предоставленном ООО «Орхидея Парфюм» для строительства здания торгового назначения, изложив его в следующей редакции:

«Обязать администрацию города Тулы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Орхидея Парфюм», выдав разрешение на удаление зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном на пересечении улиц Октябрьская и М.Горького в районе жилого дома № 1 по улице М. Горького в Зареченском районе г. Тулы, предоставленном ООО «Орхидея Парфюм» для строительства здания торгового назначения» с соблюдением процедуры, установленной решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула» и постановлением администрации г. Тулы от 29.06.2012 № 1748 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на удаление, кронирование и обрезку зеленых насаждений».

В остальной части решение Арбитражного суда Тульской области от 09.04.2013 по делу № А68-12/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий

Н.В. Заикина

Судьи

Е.В. Мордасов

В.Н. Стаханова