ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1, Телефон справочной службы – (4872) 36-47-49, факс – (4872) 36-20-09. Е-mail: info@20aas.arbitr.ru; www.20aas.arbitr.ru.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
21 июня 2012 года
Дело № А09-1829/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полынкиной Н.А., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 13 апреля 2012 года по делу № А09-1829/2012 (судья Грахольская И.Э.).
В судебном заседании участвовали:
от Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>): ФИО1 – главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 10.01.2012 № 2,
от ФИО2 (Брянская обл., Дятьковский район, п. Ивот, ИНН <***>): не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ФИО2 обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области, выраженных в отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Ивотстрой» № Р50001 от 22.12.2011 и о взыскании с ответчика судебных расходов (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.04.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области взыскано 4400 руб. в возмещение расходов индивидуального предпринимателя ФИО2, а также судебные расходы по делу в сумме 10 700 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявитель жалобы указывает, что, по данным классификатора адресов Российской Федерации, Федеральной информационной адресной системы, в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского сельского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области» административным центром Ивотского сельского поселения является поселок Ивот, а не поселок городского типа Ивот, как указано обществом, следовательно, заявителем были представлены недостоверные, заведомо ложные сведения. Неотражение точных сведений приведет к нарушению принципа достоверности ФИАС.
Законность и обоснованность решения от 13.04.2012 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, 15.12.2011 ФИО2 обратился в МИФНС России № 10 по Брянской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании – общества с ограниченной ответственностью «Ивотстрой». С заявлением был представлен необходимый пакет документов для регистрации.
Налоговым органом 22.12.2011 было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документов, необходимых для государственной регистрации.
В обоснование своего отказа регистрирующий орган сослался на то, что в заявлении по форме № Р11001 и учредительных документах юридического лица – уставе ООО «Ивотстрой» – адресом места нахождения определен адрес: 242650, Брянская область, Дятьковский район, пгт. Ивот, ул. Ленина, д. 3, в то время как по данным Классификатора адресов Российской Федерации на территории Брянской области такой адрес отсутствует. В соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского сельского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» административным центром Ивотского сельского поселения является поселок Ивот. Поскольку в представленных на государственную регистрацию документах юридического лица ООО «Ивотстрой» указано неверное наименование административного центра Ивотского сельского поселения, регистрирующий орган посчитал, что представленные документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. В связи с этим пункт 1.2 устава «Место нахождения общества», представленного на государственную регистрацию, и пункт 3 «Адрес (место нахождение) юридического лица» заявления по форме № Р11001 были признаны незаполненными, а учредительные документы ООО «Ивотстрой» – непредставленными.
ФИО2 собрал новый пакет документов, обратился за регистрацией общества и получил свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «Ивотстрой»
Не согласившись с действиями налогового органаоб отказе в регистрации, ФИО2 обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании их незаконными с целью возмещения расходов по уплате госпошлины и нотариально удостоверенных документов, представляемых в регистрирующий орган.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в ст. 12 Закона о регистрации, является исчерпывающим и включает: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В силу п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных законом.
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона о регистрации заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно п.п. «б» п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: учредитель или учредители юридического лица при его создании.
На основании п. 4.1 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица (форма Р11001).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого юридического лица – ООО «Ивотстрой», в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, у инспекции отсутствовали.
Кроме того, в постановлении Ивотской поселковой администрации муниципального образования «поселок Ивот» от 12.03.2007 «Об утверждении перечня наименований элементов улично-дорожной сети в Ивотском городском поселении» и распоряжении администрации Брянской области от 25.05.2010 № 356-р «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц, сельсоветов (поссоветов), населенных пунктов Брянской области» Ивот указан в качестве поселка городского типа. В соответствии с перечнем населенных пунктов Брянской области по состоянию на 01 января 2010 года Ивот указан под номером 23 в разделе «Поселки городского типа».
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка местом его регистрации является Брянская область, <...>.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным центром Ивотского сельского поселения является поселок Ивот, а не поселок городского типа Ивот, как указано обществом, а следовательно, заявителем были представлены недостоверные, заведомо ложные сведения, является несостоятельным.
Согласно положениям Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.
Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Вышеуказанное также подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.2010 № ВАС-1832/10.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, допущенным по его вине.
Так как регистрация юридического лица не была осуществлена в результате незаконных действий Инспекции, что повлекло причинение заявителю убытков в виде затрат по уплате 4000 руб. государственной пошлины и 400 руб. нотариального тарифа, судом первой инстанции правомерно взыскано с налогового органа 4400 руб. убытков в пользу заявителя.
Кроме того, поскольку расходы по уплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах, суд первой инстанции правомерно взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области в пользу ФИО2 судебные расходы по делу в сумме 10 700 руб.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 13 апреля 2012 года по делу № А09-1829/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.А. Полынкина
Судьи Н.В. Еремичева
Е.Н. Тимашкова