ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А68-11290/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Капустиной Л.А. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца – администрации муниципального образования Узловский район (Тульская область, г. Узловая, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 24.02.2022 № 15-28/284), ответчиков – комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (Тульская область, г. Узловая, ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 10.01.2022), главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (г. Калуга, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (паспорт) и его представителя – ФИО4 (доверенность от 15.06.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.03.2022 по делу № А68-11290/2021 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Узловский район (далее – истец, администрация, администрация МО Узловский район) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к комитету по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (далее – ответчик, комитет), главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее – глава КФХ ФИО3) о признании ничтожным договора от 16.10.2019 № 102, заключенного между комитетом и главой КФХ ФИО3; о применении последствий недействительности сделки в виде обязания главы КФХ ФИО3 возвратить земельный участок администрации муниципального образования Узловский район в лице комитета по земельным и имущественным отношениям по акту приема-передачи в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.03.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными решением, глава КФХ ФИО3 обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. Ответчик указывает на то, что постановлением администрации МО Узловский район от 24.06.2021 утверждены правила землепользования и застройки МО Смородинское Узловского района, в связи с чем спорный земельный участок находится в зоне особо охраняемой природной территории «Природно-антропогенный рекреационный комплекс «Романцевские горы» (ФИО5), условно-разрешенный вид использования – зоопарки. При этом с момента заключения оспариваемой сделки до настоящего времени нецелевого использования земельного участка главой КФХ ФИО3 не было допущено, поскольку велась работа по переводу земельного участка в категорию с иным видом разрешенного использования. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправомерно не разрешил вопрос о результатах проведенного аукциона, на основании которого заключен оспариваемый администрацией договор от 16.10.2019 № 102.
Администрация и комитет просили оставить решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.10.2018 ФИО3 обратился с заявлением в администрацию МО Узловский район о выделении земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, ориентир в 500 м на северо-запад д. ФИО5, между участками № 416 и № 432 в целях создания зоологического парка.
Администрация МО Узловский район письмом от 14.11.2018 № 1981 сообщила, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне размещения сельскохозяйственных угодий и данная зона не предназначена для размещения земельных участков для создания зоологического парка.
30.11.2018 ФИО3 повторно обратился с заявлением о выделении вышеуказанного земельного участка для сельскохозяйственного назначения.
11.12.2018 администрация в ответе на заявление ФИО3 указала на то, что комиссия не возражает против выделения земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, ориентир в 500 м на северо-запад д. ФИО5, между участками № 416 и № 432 для сельскохозяйственного назначения; формирование земельного участка будет возможно после утверждения границ особо охраняемой природной территории местного значения в районе д. ФИО5 Узловского района Тульской области.
Администрацией в письме от 08.04.2019 № 2195, направленном в адрес ФИО3, дополнительно сообщено о принятии положительного решения о выделении земельного участка и ФИО3 может приступить к оформлению землеотводной документации с последующим обращением в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
25.06.2019 постановлением администрации № 930 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
05.07.2019 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:20:040101:571.
09.08.2019 администрацией муниципального образования Узловский район принято постановление № 1130 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 71:20:040101:571, площадь 860 000 кв.м, адрес: Тульская область, Узловский район, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от д. ФИО5.
Установлена начальная цена предмета аукциона на основании отчета № 143-07/19 в размере 42 011 руб. в год.
16.10.2019 между комитетом по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район и ФИО3 заключен договор аренды № 102 земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:20:040101:571, площадью 860 000 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от д. ФИО5, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для организации сафари парка (пункт 1.1 договора).
Договор считается заключенным и вступает в силу со дня его государственной регистрации (пункт 2.4 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 25.10.2019.
Администрация, ссылаясь на то, что вышеназванный договор аренды заключен с нарушением требований действующего законодательства, поскольку предоставление земельного участка с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства для целей организации сафари парка без перевода категории земли и вида разрешенного использования недопустимо и не соответствует целевому назначению данной категории земель, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 39.1 (подпункта 3 пункта 1) и 39.6 (пункта 1, подпункта 12 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Данный договор заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, в том числе, крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (статья 1).
Согласно статье 10 (пунктам 1, 8) Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Сделки, заключенные в обход торгов, посягают на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц, которые вправе получить в аренду государственное и муниципальное имущество, приняв участие в конкурсе или аукционе.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Как указывалось выше, 29.10.2018 ФИО3 обратился с заявлением в администрацию МО Узловский район о выделении земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, ориентир в 500 м на северо-запад д. ФИО5, между участками № 416 и № 432 в целях создания зоологического парка.
09.08.2019 администрацией муниципального образования Узловский район принято постановление № 1130 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 71:20:040101:571, площадь 860000 кв. м, адрес: Тульская область, Узловский район, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от д. ФИО5.
Между тем, как следует из материалов дела, распоряжением комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район от 28.08.2019 № 248 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» утвержден, в том числе проект извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, из которого следует, что предметом аукциона является право аренды земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 71:20:040101:571, площадью 860000 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Узловский район, примерно в 500 м по направлению на северо-восток от д. ФИО5.
При этом ни в постановлении администрации от 09.08.2019 № 1130, ни в распоряжении комитета от 28.08.2019 № 248, ни в извещении о проведении аукциона не содержится сведений о том, что земельный участок предоставляется для организации сафари парка.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Смородинское Узловского района в редакции 2017 года, действовавшей в период заключения договора аренды земельного участка от 16.10.2019 № 102, спорный земельный участок относится к территориальной зоне: зона сельскохозяйственных угодий.
Материалами дела установлен факт того, что земельный участок с кадастровым номером 71:20:040101:571 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При этом предоставление земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорий в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категорий в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категорий в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категорий в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ).
Из указанных норм права следует, что действующим законодательством закреплены требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования, что предоставление земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства осуществляется только после перевода указанных земель в иные категорий, который осуществляется в исключительных случаях, установленных Законом № 172-ФЗ.
В нарушение вышеуказанных норм права, на момент предоставления земельного участка в рамках спорного договора аренды перевод земельного участка из категорий земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель уполномоченным органом в установленном законом порядке не осуществлен. Предоставление земельного участка с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства для организации сафари парка в отсутствие перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не соответствует целевому назначению данной категорий земель.
При этом как правильно отмечено судом первой инстанции, на момент заключения спорного договора аренды действовал Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее –Классификатор).
В соответствии с пунктом 1.0 Классификатора сельскохозяйственное использование предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Из Классификатора следует, что сельскохозяйственное использование не включает в себя такой вид разрешенного использования как организация сафари парка.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор аренды земельного участка от 16.10.2019 № 102 заключен с нарушением требований статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 78 ЗК РФ, пункта 1 части 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ, что свидетельствует о недействительности (ничтожности) спорного договора аренды земельного участка в силу статьи 168 ГК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что постановлением администрации МО Узловский район от 24.06.2021 утверждены правила землепользования и застройки МО Смородинское Узловского района, в связи с чем спорный земельный участок находится в зоне особо охраняемой природной территории «Природно-антропогенный рекреационный комплекс «Романцевские горы» (ФИО5), условно-разрешенный вид использования – зоопарки, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 71:20:040101:571 цель использования – для организации сафари парка не соответствовала целевому назначению вышеуказанного земельного участка, где категория земель – земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 17 статьи 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
В силу части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.03.2022 по делу № А68-11290/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Заикина Л.А. Капустина А.Г. Селивончик |