ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-286/2015 от 02.03.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

10 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                       Дело №  А68-6340/2014

Резолютивная часть постановления объявлена    02.03.2015

Постановление изготовлено в полном объеме    10.03.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Заикиной  Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заинтересованного лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) –                    ФИО1 (доверенность от 12.01.2015 № 04-05/00118), в отсутствие заявителя –  общества с ограниченной ответственностью «Родник-инвест» (Тульская область,                         п. Ленинский, ОГРН <***>, ИНН <***>), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью                    «Родник-инвест» на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2014 по делу № А68-6340/2014, установил следующее.

 Общество с ограниченной ответственностью «Родник-инвест» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области (далее – инспекция) от 03.03.2014 № 640 и № 641 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета; понуждении налогового органа произвести перерасчет земельного налога за                                2010, 2011 годы и произвести начисления в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, равной их рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 по состоянию на 01.01.2010, а именно: земельного участка с кадастровым номером 71:14:010301:27 – в размере                   2 906 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 71:14:010301:26 – в размере 4 552 525 рублей, земельного участка с кадастровым номером 71:14:010301:22 –  в размере 27 235 65 рублей.

Решением Арбитражного Тульской области от 16.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что инспекция правомерно исчисляла  земельный налог  за 2010 и 2011 годы в отношении спорных земельных участков с применением кадастровой стоимости, сведения о которой содержались  в государственном кадастре недвижимости на 1 января соответствующего года, являющегося налоговым периодом.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Заявитель ссылается на то, что установленная  решением Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, равная рыночной, подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2010. Указывает, что судом первой инстанции не принята во внимание позиция Министерства финансов Российской Федерации по данному вопросу, изложенная в письмах от 19.11.2012 № 03-05-05-02/116, от 13.09.2012 № 03-05-06-02/65, от 10.04.2013                  № 03-05-05-02/11854.

Инспекция просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом  уведомленный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив   доводы  апелляционной жалобы, выслушав представителя налогового органа, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010, 2011 годы, представленных обществом  в налоговый орган 11.09.2013 года.

По результатам проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.12.2013  № 6              и вынесено решение от 03.03.2014 № 640 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором сделан вывод о заниженном исчислении земельного на сумму 1 191 105 рублей, и обществу предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

По результатам проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.12.2013  № 12 и вынесено решение от 03.03.2014 № 641 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором сделан вывод о заниженном исчислении земельного налога на сумму 1 272 664 рублей,  и обществу  предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для указанных выводов инспекции послужило то обстоятельство, что налогоплательщиком в уточненных декларациях за 2010, 2011 была применена кадастровая стоимость трех земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, с кадастровыми номерами 71:14:010301:26, 71:14:010301:22, 71:14:010301:27, равная его рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 по делу № А68-9692/12.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что общество необоснованно использовало вышеуказанную кадастровую стоимость для расчета земельного налога                                                    за 2010 и 2011 годы, поскольку решение № 71/2013-47899 «Об учете изменений объекта недвижимости» об изменении сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27, принято филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области только 09.07.2013 года (после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 года по делу №А68-9692/12),  в связи с чем кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2010, 2011 годы.

В нарушение статьи 394 НК РФ и решения Собрания депутатов муниципального образования Рождественское Ленинского района от 08.11.2006 № 7-6 налогоплательщиком в 2010 году неверно применена налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27 (по данным общества – 0, 2%, по данным налогового органа – 0, 3%.)

В нарушение пункта 15 статьи 396 НК РФ в предоставленной уточненной декларации за 2011 год налогоплательщик в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчислил земельный налог с учетом коэффициента 4. Однако в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав (дата регистрации прав – 05.06.2008) на земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27  земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 2 (Кв=0, 4167); в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 4 (Кв=0, 5833).

За 2010 год: налогоплательщиком  исчислен земельный налог – 277 827 рублей, тогда как по данным налоговой инспекции следовало исчислить – 1 468 932 рубля,                          разница за 2010 год составила – 1 191 105 рублей.

За 2011 год: налогоплательщиком  исчислен земельный налог - 277 827 рублей, тогда как по данным налоговой инспекции следовало исчислить – 1 550 491 рубль,                        разница за 2011 год составила 1272664 рубля.

Инспекция в решении указала, что в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденным приказом ФНС России от 28.10.2011г. №ММВ-7-11/696@, при перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Сумма земельного налога, исчисленная обществом к уплате в бюджет по уточненной налоговой декларации за 2011 год отражена в КРСБ как разница между предыдущими налоговыми декларациями и представленными. В КРСБ плательщика проведены операции по сторнированию сумм земельного налога, исчисленного в уточненной налоговой декларации за 2011 год, представленной после вынесения решения от 02.04.2013 № 07-15/04787/1 @.  Налоговые обязательства общества по земельному налогу за 2011 год, отраженные в КРСБ, соответствуют реальному размеру налоговых обязательств общества за указанный период.

Решениями управления ФНС России по Тульской области от 08.05.2014 вышеуказанные решения инспекции оставлены без изменения, апелляционные жалобы общества – без удовлетворения.

Не согласившись с решениями налогового органа от 03.03.2014 № 640 и № 641, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Земельный налог на территории муниципального образования Рождественское Ленинский района установлен решением Собрания депутатов МО Рождественское Ленинского района от 08.11.2006 № 7-6.

Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики – организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15, 16 данной статьи.

В пункте 15 статьи 396 НК РФ указано, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Согласно пункту 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ                                «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии со статьей 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию                                                на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как следует из материалов дела,  согласно сведениям филиала                                               ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области обществу в 2010, 2011 годах принадлежали на праве собственности следующие земельные участки:

– земельный участок с кадастровым номером 71:14:010301:22,                             расположенный по адресу: Тульская область. Ленинский район. Рождественское сельское поселение, с. Слободка, разрешенное использование – «для жилищного строительства» (дата регистрации – 05.06.2008г.). Согласно приложению № 1 к постановлению администрации Тульской области от 28.12.2009 № 1007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области», вступившему в силу с 01.01.2010 (далее – постановление администрации Тульской области № 1007), кадастровая стоимость этого участка составляет 192 152 322 рубля.

– земельный участок с кадастровым номером 71:14:010301:26, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, Рождественское сельское поселение,                        с. Слободка, разрешенное использование – «для жилищного строительства»                             (дата регистрации – 05.06.2008). Согласно приложению № 1 к постановлению администрации Тульской области № 1007, вступившему в силу с 01.01.2010), кадастровая стоимость этого участка составляет 32 119 441 рубль.

– земельный участок с кадастровым номером 71:14:010301:27, расположенный по адресу: Тульская область, Ленинский район, Рождественское сельское поселение,                            с. Слободка, разрешенное использование – «для жилищного строительства»                            (дата регистрации – 05.06.2008). Согласно приложению № 1 к постановлению администрации Тульской области № 1007, вступившему в силу с 01.01.2010), кадастровая стоимость этого участка составляет 20 503 772 рубля.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 по делу                                  № А68-9692/12:

1. установлена кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 71:14:010301:0027, общей площадью 43600 кв.м., расположенного по адресу: <...> м. западнее                             с. Слободка, равной его рыночной стоимости в размере 2 906 000 рублей по состоянию на 01.01.2010;

2. установлена кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 71:14:010301:0026, общей площадью 68300 кв.м., расположенного по адресу: <...> м. юго-западнее                       с. Слободка, равной его рыночной стоимости в размере 4 552 525 рублей по состоянию на 01.01.2010;

3. установлена кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 71:14:010301:0022, общей площадью 408600 кв.м., расположенного по адресу: <...> м. юго-западнее                  с. Слободка, равной его рыночной стоимости в размере 27 235 165 рублей по состоянию на 01.01.2010.

Изменения в кадастровой стоимости земельных участков надлежало внести в государственный кадастр недвижимости.

Данное решение суда вступило в законную силу 15.05.2013.

При исчислении земельного налога за 2010 и 2011 годы обществом применены кадастровые стоимости спорных земельных участков, установленные указанным решением суда.

Как следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, единый федеральный государственный информационный ресурс.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Редакцией пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, действовавшего до 29.07.2010, предусматривалось, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Эта же норма в редакции Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010, действующей с 29.07.2010, предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в частности, он дополнен главой «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В указанном постановлении также указано, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                     «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Как указывалось выше, решение Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 по делу № А68-9692/12,  являющееся основанием для внесения данных о рыночной стоимости спорных земельных участков в государственный  кадастр недвижимости, вступило в законную силу 15.05.2013.

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции, учитывая, что налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра, обоснованно указал, что у налогового органа отсутствовали основания для исчисления земельного налога за 2010 и 2011 годы, исходя из рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной решением суда, вступившим в законную силу лишь  в 2013 году.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, из решения Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2013 по делу № А68-9692/12 не следует, что суд обязал  инспекцию учитывать кадастровую стоимость,  равную его рыночной стоимости,  с 01.01.2010.  В решении суд отметил, что предметом настоящего спора является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Установление даты, с которой наступают последствия изменения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе, изменение налогового бремени, не входят в предмет спора.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, сам факт признания недостоверным результата государственного кадастрового учета в отношении спорых земельных участков, не может служить основанием для признания недействительным самого постановления органа исполнительной власти, утвердившего соответствующие результаты.

В рассматриваемом случае заявитель воспользовался своим правом, предоставленным статьей 66 ЗК РФ и установил рыночную стоимость спорных земельных участков в судебном порядке.

Вместе с тем актуальность этой стоимости будет иметь значение только с даты вступления  в законную силу решения суда, которым она определена.

Обязанность суда устанавливать рыночную стоимость земельного участка на дату утверждения государственной кадастровой стоимости или на дату составления отчета содержится в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.06.2013 № 10761/11.

Согласно указанному постановлению, статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки и необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.

При этом в указанном постановлении отмечено, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Ссылки общества на разъяснения, содержащиеся, в том числе в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2012 № 03-05-05-02/116 правомерно отклонены судом первой инстанции как не соответствующие приведенным выше правовым нормам  и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение статьи 394 НК РФ и решения Собрания депутатов муниципального образования Рождественское Ленинского района от 08.11.2006 № 7-6 налогоплательщиком в 2010 году неверно применена налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27 (по данным общества – 0, 2 %, по данным налогового органа – 0, 3%.)

В нарушение пункта 15 статьи 396 НК РФ в предоставленной уточненной декларации за 2011 год налогоплательщик в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчислил земельный налог с учетом коэффициента 4. Однако в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав (дата регистрации прав - 05.06.2008г.) на земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:010301:26; 71:14:010301:22; 71:14:010301:27, земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 2 (Кв=0, 4167); в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 4 (Кв=0,5833).

С учетом ранее принятых решений по земельному налогу за указанные периоды инспекция  в оспариваемых решениях, сделав вывод о неправильном исчислении земельного налога за 2010, 2011 годы, не просила его уплатить, предложив лишь внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В связи с тем, что земельный налог обществом  в уточненных налоговых декларациях за 2010, 2011 годы исчислен в заниженных размерах, то подлежат внесению исправления, касающиеся земельного налога, иных связанных с ним, в регистры бухгалтерского и налогового учета.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены  принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями  266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 16.12.2014 по делу № А68-6340/2014 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                 Н.В. Заикина 

                 Н.В. Еремичева

К.А. Федин