ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2966/08 от 17.09.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

www.20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

21 сентября 2008 года

Дело №А54-1512/2008-С8

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимашковой Е.Н.,

судей Игнашиной Г.Д., Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2966/2008) Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области

на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 июня 2008 года по делу № А54-1512/2008 C8 (судья Стрельникова И.А.), принятое

по заявлению Войсковой части 86741, Министерства обороны РФ

к Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области

о признании недействительным решения о государственной регистрации юридического лица – войсковой части 86741, зарегистрированного до 29.09.2006г.; об обязании налоговой инспекции внести запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 29.09.2006г., о недействительности записи о государственной регистрации и включении в указанный реестр 29.09.2006г. войсковой части 86741 за основным государственным регистрационным номером 1066219006138,

при участии:

от заявителя: Буняева Т.А. - представитель (доверенность от 10.09.2008 б/н),

от ответчика: Выборнов А.З. – представитель (доверенность от 04.09.2008 №6422),

УСТАНОВИЛ  :

войсковая часть 86741, Министерство обороны РФ (далее – заявители) обратились в Арбитражный суд Рязанской области с требованием к Межрайонной ИФНС РФ №5 по Рязанской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.09.2006 о государственной регистрации юридического лица - Войсковой части 86741; обязании налоговой инспекции внести записьв ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 29.09.2006, о недействительности записи о государственной регистрации и включении в указанный реестр 29.09.2006 войсковой части 86741 за основным государственным регистрационным номером 1066219006138. В порядке ст.49 АПК РФ представитель заявителя уточнил требование, изложенное в п.1 искового заявления, и просил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Рязанской области о государственной регистрации юридического лица - Государственного учреждения войсковой части 86741, зарегистрированного путем реорганизации в форме преобразования от 29 сентября 2006 года, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи за номером 1066219006138 и неправомочностью регистрации.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2008 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.09.1997 постановлением главы администрации Скопинского района №321 зарегистрировано государственное предприятие 97 арсенал ГРАУ МО РФ.

24.12.2002 Межрайонной инспекцией МНС России №5 по Рязанской области (правопреемник - Межрайонная инспекция ФНС №5 по Рязанской области) Государственное предприятие 97 арсенал ГРАУ МО РФ (Войсковая часть 86741 Вооруженных Сил РФ) включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200781441.

29.09.2006 Инспекцией принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования – Государственного учреждения войсковой части 86741, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 1066219006138 и выдано соответствующее свидетельство.

Регистрация произведена в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц» на основании представленных для регистрации документов.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, Государственное учреждение войсковая часть 86741 и Министерство обороны РФ обратились в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) имущество находится у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

В силу Закона N 61-ФЗ, Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357, в действующей редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений. Указанными нормативными актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 №129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица. создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

В случае непредставления какого-либо из этих документов либо несоответствия его действующему законодательству согласно ст. 23 того же Федерального закона регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации.

Судом установлено, что решение о создании юридического лица - войсковой части 86741 - уполномоченным на то органом, то есть Министром обороны Российской Федерации, не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись. Документы о наделении войсковой части 86741 имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в материалы дела также не представлены.

Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что статьей 26 Федерального закона №129-ФЗ установлены переходные положения, касающиеся передачи регистрационных дел о зарегистрированных ранее юридических лицах и обязанности уполномоченного органа юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу закона, в течение шести месяцев представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. "а" - "д", "л" п. 1 ст. 5 названного Федерального закона.

Положения названной статьи не содержат каких-либо исключений из общих правил государственной регистрации юридических лиц (гл. III) и требований ст. 5 Закона, в том числе о необходимости наличия подлинников или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий учредительных документов юридического лица.

Материалы дела не содержат указанных документов.

Таким образом, правовых оснований для включения войсковой части 86741 в Единый государственный реестр юридических лиц не имелось.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности принятого налоговым органом решения следует признать обоснованным.

Довод Инспекции, положенный в основу апелляционной жалобы, о том, что государственная регистрация реорганизации ГП 97 арсенал ГРАУ МО РФ в в/ч 86741 была совершена на основании документов, представленных юридическим лицом, в частности, на основании заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации от 29.08.2006, и причин для отказа в государственной регистрации реорганизации, указанных в ст.26 Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговым органом установлено не было, не может быть принят во внимание судом.

Действительно, как усматривается из материалов дела, войсковая часть 86741 до 1 июля 2002 года была зарегистрирована постановлением главы администрации Скопинского района от 08.09.1997 №321 как ГП 97 арсенал ГРАУ МО РФ.

Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-Ф3 уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а” - “д”, “л” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а именно:

а) полное и сокращенное наименование организации;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Как установлено судом, сведения, представленные командованием войсковой части 86741, не отвечали требованиям законодательства, поскольку устав предприятия должен был быть утвержден Министром обороны РФ.

Кроме того, решение о создании юридического лица - войсковой части 86741 уполномоченным органом также не принималось.

При таких обстоятельствах регистрирующий орган должен был в порядке ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-Ф3 принять решение об отказе в государственной регистрации.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом сказанного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

  решение арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2008 по делу №А54-1512/2008-С8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.Н. Тимашкова

Судьи

Г.Д.Игнашина

Н.В.Еремичева