ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3258/07 от 17.10.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                       

15 ноября 2007 года                                                                   Дело №А62-1628/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября  2007 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2007 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                                       Тимашковой Е.Н.

Судей                                                                       Тиминской О.А., Тучковой О.Г.

По докладу судьи                                                    Тимашковой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Тимашковой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный      №20АП-3258/2007) ООО «ЦентрСмоленскСтрой»

на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.08.07 (судья Ткаченко В.А.) по делу №А62-1628/2007

по заявлению ООО «ЦентрСмоленскСтрой»

к Администрации г.Смоленска, Главному Управлению строительного надзора Смоленской области;

о признании незаконными ненормативных правовых актов

при участии:

от заявителя: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от ответчика: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «ЦентрСмоленскСтрой» (далее – ООО «ЦентрСмоленскСтрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации города Смоленска (далее – Администрация) и Главному управлению строительного надзора Смоленской области (далее – Управление) о признании недействительными ненормативных правовых актов(с учетом уточнения (л.д.45).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.08.07 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество, не согласившись с данным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. 

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. 

        Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

       Как следует из материалов дела, 25.01.07 администрацией города Смоленска было выдано ООО «ЦентрСмоленскСтрой» разрешение на строительство жилого дома по ул.25 Сентября г.Смоленска №RU 67 302000-7 (л.д.7), которое подписано заместителем Главы г.Смоленска по градостроительству и земельным отношениям.

       02.04.07 главным специалистом Управления вынесено предписание №017 (л.д.5), которым приостановлено ведущееся строительство на основании письма заместителя Главы г.Смоленска по градостроительству и земельным отношениям от 30.03.07 №4-1068 (л.д.35), направленного в адрес Общества и Управления. В данном письме указано, что Администрация приостанавливает действие разрешения на строительство на основании представления Прокуратуры Промышленного района г.Смоленска, писем жителей.

        Не согласившись с указанными ненормативными актами, ООО «ЦентрСмоленскСтрой» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

        Рассматривая дело по существу и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу ч.1 ст.198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.

По смыслу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, условиями принятия арбитражным судом решения о признании решения, действия (бездействия) незаконным, ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство.  

Пунктом 15 статьи 51 Кодекса установлено, что выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы.

Абзацем 5 статьи 1 Устава города Смоленска (принят решением 17 сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.10.2005 N 164 (далее - Устав) установлено, что Администрация города Смоленска - исполнительно-распорядительный орган города Смоленска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.

        Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.

В соответствии  с  постановлением   Главы города Смоленска от 17.04.2006 № 1069 разрешение на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта выдается Администрацией города Смоленска.

Согласно Постановлению Главы города Смоленска от 23.05.06 №1363 правом подписи разрешений на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и ввод в эксплуатацию объектов в городе Смоленске уполномочен заместитель Главы города Смоленска по градостроительству и земельным отношениям.

    Форма разрешения установлена Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». 

Согласно п. 7 ст. 51    Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения заинтересованное лицо должно подать заявление с приложением необходимых документов.

В установленный пунктом 11 данной статьи срок, уполномоченный орган обязан провести необходимые проверки и выдать разрешение на строительство или отказать в такой выдаче.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрацией г. Смоленска было выдано ООО «ЦентрСмоленскСтрой» разрешение на строительство №RU 67 302000-7 (л.д. 7)  25.01.07 со сроком действия до 25.02.08.

Письмом №4-1068 от 30.03.07 Администрация приостановила  действие указанного разрешения.

Основанием к приостановлению действия разрешения Администрации города Смоленска №RU 67 302000-7 от 25.01.07 на строительство многоэтажного жилого дома по улице 25 Сентября явились: представление прокуратуры Промышленного района г. Смоленска от 19.03.07 №131ж-07 (л.д. 37), письмо прокуратуры Смоленской области от 26.03.07 №7-22/18-30-2007 (л.д. 39), письмо жителей дома №14 по ул. Румянцева от 27.03.07 (л.д.31), депутатский запрос депутата городского Совета ФИО1 от 15.03.07 №001.

 Как указано в представлении Прокуратуры Промышленного района г. Смоленска (л.д. 37) решение о предоставлении ООО «ЦентрСмоленскСтрой» земельного участка для строительства и последующая выдача разрешения на строительство приняты с нарушением требований статьи 31 ЗК РФ и п. 6.3.5. Положения о регулировании земельных отношений на территории г.Смоленска.   

Статьей 24 Федерального закона от 17.01.92 №2202-1 «О прокуратуре» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При обращении в суд за защитой своих прав именно на заявителе лежит обязанность доказать то обстоятельство, что оспариваемыми решениями (действиями) нарушены его права. Вместе с тем, в нарушение ст. 65 АПК РФ Общество не представило суду доказательств отсутствия нарушений, установленных прокуратурой в ходе проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 72  Закона РФ от 06.07.91 №1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» в полномочия городской администрации входит приостановление строительства, осуществляемого с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки.

Указанное         положение      Закона       применяется        в        части,        не   

противоречащей Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 Согласно пункту 1 ст. 56 данного закона статьи 49-76 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, до принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", указанными в пункте 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми (избираемыми, назначаемыми) в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 56 Закона).

Принимая во внимание указанные положения закона, Администрация г. Смоленска направила в адрес Общества оспариваемое письмо о приостановлении действия разрешения, за подписью заместителя главы Администрации, полномочного на выдачу разрешения, таким образом, по сути приостановив само строительство.

 При указанных обстоятельствах, Администрация действовала в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления федеральным законом. В этой связи направление заместителем Главы г.Смоленска по градостроительству и земельным отношениям письма от 30.03.07 №4-1068 о приостановлении действия разрешения на строительство, является правомерным.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции отклонил довод заявителя о том, что Администрация г. Смоленска не наделена полномочиями по приостановлению действия разрешения, со ссылкой на ст. 48 ФЗ от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

В силу ст. 43 данного закона в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Как видно из данной статьи оспариваемое письмо не входит в систему муниципальных правовых актов Администрации, в связи с чем положение ст.48 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ и п.17 ст.3 Устава города Смоленска о том, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в данном случае, неприменимо.

Однако неправильное применение норм материального права  не привело к принятию неправильного решения.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации г.Смоленска в лице заместителя Главы г.Смоленска по градостроительству и земельным отношениям полномочий на приостановление разрешения на строительство и нарушении порядка приостановления данного разрешения, отклоняется апелляционным судом.

В силу п.1 ст.54 Градостроительного кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (п.8 ст. 54 Кодекса).

Постановлением Правительства РФ от 01.02.06 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» установлено, что задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ   требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09.11.06 №398 «Об образовании Главного управления государственного строительного надзора Смоленской области» основными задачами Управления являются: предупреждение нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком или подрядчиком нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Как следует из пункта 1 статьи 51 Кодекса и пункта 2.5 постановления Главы города Смоленска от 17.04.06 №1069 разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Судом установлено, что основанием для вынесения Главным управлением государственного строительного надзора Смоленской области предписания о приостановлении строительства послужило письмо Администрации г. Смоленска о приостановлении действия разрешения на строительство. 

При таких обстоятельствах, с учетом задач и функций госстройнадзора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление обоснованно выдало предписание о приостановлении строительства.

Довод апелляционной жалобы о том, что приостановление действия разрешения на строительство фактически является запретом на продолжение строительства, не может быть принят во внимание апелляционным судом, так как приостановление действует до устранения выявленных нарушений.

Ссылка жалобы на то, что судом неправильно распределено между сторонами бремя доказывания по делу, отклоняется апелляционным судом как несостоятельная.

Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче  апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления  арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

 Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем, являющимся юридическим лицом, госпошлина уплачена в размере 2000 руб., 1000 руб. подлежит возврату.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 271, п.1 ч.4 ст. 272  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение  Арбитражного  суда Смоленской  области  от 06.08.07  по делу №А62-1628/2007 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

         Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЦентрСмоленскСтрой» из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 29.08.2007 №000516, как излишне уплаченную.

Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

                       Е.Н. Тимашкова                             

Судьи

                      О.А.Тиминская

                 О.Г.Тучкова