11 марта 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-4328/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 11.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Контакт» (Рязанская область, Ермишинский район, р.п. Ермишь, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.08.2014) и заинтересованного лица – управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 № 21), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2014 по делу № А54-4328/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Контакт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – управление) о признании незаконным решения о возврате без рассмотрения жалобы общества от 30.07.2014 и понуждении управления принять указанную жалобу для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что само по себе неуказание в жалобе номера телефона лица, чье решение обжалуется, а также отсутствие в ней ссылки на совпадение почтового адреса и адреса местонахождения как заявителя, так и администрации муниципального образования – Ермишинский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация), не является достаточным основанием для возврата жалобы без рассмотрения.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что жалоба правомерно возвращена обществу, поскольку не соответствовала требованиям статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Указывает на то, что общество не уточнило, какие конкретно адреса заявителя и лица, чьи действия обжалуются, – места нахождения или почтовые – приведены в жалобе. Полагает, что отсутствие в жалобе такой информации, а также сведений о контактном телефоне администрации являются основанием для возврата жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.07.2014 администрацией опубликовано извещение на проведение аукциона в электронной форме для заключения контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно документации об электронном аукционе в открытой форме, размещенном в сети Интернет, предметом контракта является приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
27.07.2014 обществом подана заявка на участие в электронном аукционе в открытой форме и представлена первая часть заявки.
По результатам рассмотрения первых частей заявок комиссией 29.07.2014 обществу было отказано в допуске к участию в аукционе со ссылкой на то, что обществом в составе первой части заявки не представлен показатель, соответствующий требованию документации об аукционе о том, что фактический износ может составлять не более 40 %.
30.07.2014 общество обратилось в управление с жалобой на указанное решение комиссии от 29.07.2014.
Письмом управления от 31.07.2014 № 3150 жалоба общества возвращена без рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, поскольку в нарушении пунктов 1 и 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба не содержала сведений, требуемых данной нормой, а именно: о месте нахождения и почтовом адресе заявителя, а также месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона лица, чьи действия обжалуются.
Не согласившись с таким решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 105 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой (главой 6 Закона № 44-ФЗ), в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из положений главы 6 Закона № 44-ФЗ следует, что предусмотренный ею порядок призван обеспечить защиту прав и законных интересов участников размещения заказов.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Пунктом 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ определено, что жалоба подается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 таким органом является ФАС России.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 7 статьи 105 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.
Требования к содержанию жалобы определены в пункте 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Частью 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее – жалоба) должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ (пункта 10 статьи 105 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:
1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;
2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы; контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы; решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке (12, 13, 14 статьи 105 Закона № 44-ФЗ).
Согласно пункту 18 статьи 105 Закона № 44-ФЗ информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Указанный реестр согласно пункту 10 части 3 статьи 4 Закона № 44-ФЗ содержится в Единой информационной системе, которая создана и ведется в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок; информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Как установлено арбитражным судом, с жалобой на решение комиссии от 29.07.2014 об отказе обществу в допуске к участию в аукционе заявитель обратился в управление 30.07.2014
В жалобе обществом были указаны, в том числе, следующие сведения:
– о заявителе: наименование – ООО «Контакт»; адрес местонахождения (юридический) – 391660, <...>; данные об исполнительном органе – генеральный директор ФИО3; контактные данные для связи с генеральным директором: телефон – <***>, адрес электронной почты – 7550816@mail.ru;
– о лице, чьи действия обжалуются: сведения об органе, объявившем закупку – администрация МО – Ермишинский муниципальный район; адрес местонахождения органа – 391660, <...>; сведения об ответственном лице – ФИО4; сведения о контрактном управляющем – ФИО5
Поскольку общество в нарушение пункта 1 и 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ не указало в жалобе сведений о месте нахождения и почтовом адресе заявителя, а также месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона лица, чьи действия обжалуются, решением управления от 31.07.2014 жалоба возвращена без рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела почтовый адрес и адрес местонахождения как общества, так и администрации, совпадают.
При этом, как пояснил представитель заявителя, информацией о номере контактного телефона лица, чьи действия обжалуются, общество не располагало.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом установленных по делу обстоятельств само по себе неуказание в жалобе номера телефона лица, чье решение обжалуется, а также отсутствие в ней ссылки на совпадение почтового адреса и адреса местонахождения как заявителя, так и администрации не является достаточным основанием для возврата жалобы без рассмотрения.
В соответствии частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом приведенной нормы, принимая во внимание, что в жалобе отсутствовали сведения о почтовых адресах общества и администрации, у управления не имелось оснований для вывода о том, что такие адреса не совпадают с указанными в жалобе адресами местонахождения этих лиц.
Таким образом, довод жалобы о возможности несовпадения указанных адресов нельзя признать обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы управления не влекут отмены решения суда первой инстанции, сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности вывода арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2014 по делу № А54-4328/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Заикина Н.В. Еремичева К.А. Федин |