ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3276/2022 от 25.10.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-7377/2021

20АП-3276/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Грошева И.П. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Адамович О.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» - Сатаниной А.А. (доверенность №06-189 от 23.12.2021, личность установлена на основании паспорта, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью «Агрогриб» - Соколовой В.В. (доверенность от 14.02.2022, личность установлена на основании паспорта, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Агрогриб» на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2022 по делу № А68-7377/2021 (судья Воронцов И.Ю.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» (ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) к обществу с ограниченной ответственностью «Агрогриб» (ИНН 7117029519, ОГРН 1167154074823) о взыскании               1 452 373 руб. 04 коп.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «МСК-НТ» обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Агрогриб» о взыскании задолженности в размере 1 126 242 руб. 70 коп., неустойки в размере 326 130 руб. 34 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2022 по делу                             № А68-7377/2021 с ООО «АгроГриб» в пользу ООО «МСК-НТ» взыскано 1 126 242 руб. 70 коп. долга, 150 000 руб. пени, всего 1 276 242 руб. 70 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 25 797 руб., в доход федерального бюджета 1 727 руб. государственной пошлины, в остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой о его отмене. По мнению заявителя апелляционной жалобы, требование об устранении нарушений действующего законодательства, выражающегося в отсутствии «норматива» объема образуемых отходов - не подлежащей удовлетворению, поскольку ООО «АгроГриб» предоставляет образуемые отходы исходя из фактического объёма их образования.  Кроме того, полагает, что отношения сторон урегулированы договором, по которому происходит оплата. Поскольку ответчик не признает сумму задолженности перед истцом, считает начисление неустойки незаконным.

ООО «МСК-НТ» представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, 01.01.2019 ООО «МСК-НТ» (истец, Региональный оператор) приступило к осуществлению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Постановление № 1156 от 12.11.2016).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.п.8.4 Правил, утв. постановлением № 1156 от 12.11.2016).

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своей официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет Региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку, в которой указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочих день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети «Интернет» (п. 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156).

Условия публичной оферты опубликованы 05.12.2018 на официальном сайте ООО «МСК-НТ» в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете «Тульские известия» №181 от 07.12.2018.

Единый тариф на услуги ООО «МСК-НТ» по обращению с ТКО утвержден Постановлением комитета Тульской области по тарифам 28.11.2018 № 42/1 (в редакции Постановления 15/3 от 28.05.2019) и составляет 747,62 руб. за куб.м. на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

На период с 01.01.2020 по I полугодие 2021г. тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 20.12.2019 № 47/2 и составляет 670,30 руб. за один куб.м.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 № 93.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-21-182519952 от 19.07.2021 основным видом деятельности ответчика является выращивание рассады (01.30).

Ответчик осуществляет свою деятельность в помещении, расположенном по адресу: Тульская обл., Узловский район, г. Узловая, ул. Свердлова, д. 12, оф. 2.

По информации, размещенной на официальном сайте ФНС России в разделе Прозрачный БИЗНЕС https://pb.nalog.ru, численность сотрудников ответчика в 2019г. составила 599 человек, а в 2020 г.-2021 г. - 781 человек.

Учитывая, что в административных помещениях образуются твердые коммунальные отходы (мусор от офисных и бытовых помещений) от деятельности сотрудников организации, то для расчета объема, образуемого ТКО применяется норматив накопления для административных, офисных учреждений, который рассчитывается исходя из количества сотрудников путем умножения норматива накопления 0,98 куб.м. на 1 сотрудника в год.

Годовой норматив накопления ТКО для Ответчика в 2019г. составил 587,02 куб.м. (599 х 0,98 = 587,02 куб.м.) в год, а в 2020г.-2021г. - 765,38 куб.м. (781 х 0,98 = 765,38 куб.м.) в год.

Соответственно, ежемесячный платеж за услуги по обращению с ТКО в 2019г. составил 36 572,32 руб., в том числе НДС 20%, а в 2020г.-2021г. - 42 752,85 руб., НДС не облагается.

Понятие твердых коммунальных отходов закреплено в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ). Под ними понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (далее — ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Из смысла указанного определения усматривается, что любая деятельность как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей предполагает наличие образования отходов, т.е. ТКО образуется именно в результате деятельности указанных лиц, которые являются образователями и собственниками образующихся в процессе их деятельности отходов.

В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.

Обязанность по оплате услуг Регионального оператора возникла у всех Потребителей с 01.01.2019, т.е. с момента начала оказания услуг по обращению с ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован «Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

В соответствии с п. 3 указанных Правил органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу п. 10. ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

28.04.2018 между ООО «МСК-НТ» и Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 3.

Предметом указанного соглашения является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на части территории Тульской области в границах территорий муниципальных образований рабочий поселок Новогуровский, город Алексин, город Донской, город Ефремов, город Новомосковск, Славный, Арсеньевского, Белевского, Богородицкого, Веневского, Воловского, Дубенского, Заокского, Каменского, Кимовского, Куркинского, Одоевского, Плавского, Суворовского, Тепло-Огаревского, Чернского, Узловского, Ясногорского районов тульской области (далее - Зона деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2).

Действующая территориальная схема обращения с отходами содержит сведения о контейнерных площадках и контейнерах, расположенных на территории Тульской области.

Ближайшая контейнерная площадка для Потребителя расположена по адресу: Тульская обл., Узловский р-он, г. Узловая, ул. Свердлова, д. 16. Номер площадки 712110076, географические координаты 53.985882, 38.150669.

При заключении договоров с потребителями региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами руководствуется, в том числе, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, а также Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016.

В соответствии с разделом VII «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами» Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления производится:

- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже 1 раза в трое суток;

- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Вывоз твердых коммунальных отходов с мест накопления (контейнерных площадок) производится региональным оператором своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Учитывая то обстоятельство, что Ответчик претензий по качеству оказанных услуг не предъявлял, услуги оказаны должным образом и в срок. Однако, несмотря на качественно оказанные Истцом услуги, своих обязанностей по оплате Ответчик не исполнил.

Вся информация о движении специализированных транспортных средств регионального оператора, ходе и качестве оказания услуг по обращению с ТКО фиксируется в режиме реального времени в программе автоматизированного контроля. Фото вывоза с указанных выше мест накопления прилагаем.

За Потребителем образовалась задолженность по оплате услуг Регионального оператора за период с 01.01.2019 по 31.05.2021 на общую сумму 1 126 242 руб. 70 коп.

В связи с тем, что ответчиком не произведена оплата за оказанные услуги, истец направил ответчику претензию № ТФ-П/ЮЛ-21/4448 от 31.05.2021 с просьбой погасить задолженность, которая оставлена последним без ответа и удовлетворения.

Условиями типового договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 19).

Размер неустойки по состоянию на 20.12.2021 составил 326 130 руб. 34 коп.

Факт неоплаты оказанных услуг послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу ст. 309, 310  ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8.18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.

На основании вышеизложенного, суд области правомерно пришел к выводу, что  отношения в спорный период сторон регулировались типовым договором.

В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

По смыслу указанных правовых норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком не были исполнены обязательства по оплате оказанных истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в сумме 1 126 242 руб. 70 коп.

Факт оказания услуг подтвержден материалами дела, доказательства оплаты оказанных услуг на момент рассмотрения дела ответчик не представил, поэтому суд удовлетворяет требование истца и взыскивает с ответчика задолженность в сумме 1 126 242 руб. 70 коп.

Вместе с тем истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки по состоянию на 20.12.2021 в размере 326 130 руб. 34 коп.

Как предусмотрено частью 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой.

В соответствии со статьи 330 ГК РФ неустойка является способом обеспечения исполнения обязательства и мерой имущественной ответственности и представляет собой денежную сумму, которую обязан уплатить должник за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Пеня является разновидностью неустойки, носит длящийся характер и представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки и по общему правилу определяется в процентном соотношении к сумме просроченного платежа. При этом расчет пени производится за каждый день просрочки исполнения стороной обязательства.

При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

В соответствии условиями договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно расчету истца размер неустойки составил 326 130 руб. 34 коп. Размер исчисленной истцом неустойки судом проверен, признан верным, соответствующим условиям Договора и обстоятельствам дела.

Ответчик на основании ст. 333 ГК РФ просил снизить размер подлежащих взысканию пеней.

В п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника.

Ст. 333 ГК РФ устанавливает, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наговицына Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.

В п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ» разъяснено, что критериями для установления несоразмерности может быть, в частности, значительное превышение суммы неустойки сумм возможных убытков, вызванных нарушением обязательств.

Принимая во внимание компенсационный характер неустойки, принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности последствиям нарушения обязательства, период, в течение которого имела место просрочка и значительность суммы пени, заявленной ко взысканию, в то время как наличие негативных последствий для кредитора такой просрочкой истцом не представлено, суд, с учетом положений ст. 333 ГК РФ о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства снизил размер пени до 150 000 руб., в остальной части требования отказал.

Согласно п. 9 постановления от 20.03.1997 № 6 Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком, исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения РФ.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд не учел наличие заключенного между сторонами договора. Считает, что он своевременно и в полном объеме производил оплату на основании выставленных счетов и в рамках заключенного договора.

Указанный довод подлежит отклонению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, 11.12.2018 от ответчика в адрес истца поступила заявка на заключение договора. Как указано в заявке, местом образования отходов является комплекс по выращиванию шампиньонов, расположенный в Тульской обл., Узловский р-он, м.о. Каменецкое, ОЭЗ, ул. Южная, з/у № 1 с указанием количества и объема контейнеров и предполагаемого объема твердых коммунальных отходов. На основании поданной заявки в адрес Потребителя был направлен проект договора, который Потребителем возвращен не был, а был предъявлен в виде копии лишь в заседание 25.10.2021.

Как усматривается из договора, представленного в материалы дела, местом накопления ТКО является пос. Каменецкий, данный объект не является предметом исковых требований Истца.

По информации, указанной ответчиком в заявке, в разделе «наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества» указан лишь комплекс по выращиванию шампиньонов, расположенный в Тульской обл., Узловский р-он, м.о. Каменецкое, ОЭЗ, ул. Южная, з/у № 1. Однако, ответчик в нарушение требований действующего законодательства не представил сведения о месте нахождения еще одного помещения - офиса, расположенного по адресу г. Узловая, ул. Свердлова, д. 12, оф. 2.

Доказательств того, что по данному адресу офиса нет сторонами в материалы не представлено.

В силу подп. «в» п. 8_1 Правил обращения с ТКО, установленными Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора (п. 8.3 Правил).

Кроме того, в заявке на заключение договора не указаны сведения о количестве расчетных единиц (работников ответчика), а лишь отражены объем и количество контейнеров (0.8 куб.м. в количестве 2 шт).

Таким образом, ответчик при подаче заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО предоставил заведомо недостоверные сведения, которые в дальнейшем привели к неправильному расчету суммы платежей за оказанные услуги по обращению с ТКО.

28.04.2018 между ООО «МСК-НТ» и Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № 3 (далее - Соглашение).

Согласно п. 3.3.2 Соглашения региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора по форме, утвержденной Правилами обращения с ТКО. В случае, если потребитель, получивший предложение о заключении договора с региональным оператором, не предоставил региональному оператору сведения о количестве расчетных единиц, установленных органом исполнительной власти Тульской области, и местах сбора и (или) накопления ТКО, используемых таким потребителем, региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО, образованных таким потребителем, путем сбора и транспортирования ТКО из мест сбора и (или) накопления отходов, указанных в схеме обращения с отходами, и (или) сбора и (или) накопления отходов, указанных в территориальной схеме, и (или) в реестрах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые ведутся уполномоченными органами местного самоуправления. Количество услуг, фактически оказанных потребителю, определяется исходя из нормативов накопления ТКО, утверждённых органом исполнительной власти Тульской области, и имеющихся у регионального оператора сведений о количестве расчетных единиц, если потребителем не подтверждено иное количество расчетных единиц.

При проверке информации о действующих договорах и правильности применения расчетных единиц выяснилось, что у ответчика отсутствует собственное место накопления, зарегистрированное в установленном порядке. Учитывая эту информацию расчет объема, образованного у ответчика ТКО может быть определен исключительно по нормативу накопления.

Учитывая тот факт, что ответчик при подаче заявки не указал все объекты истец правомерно произвел расчет суммы задолженности с применением норматива накопления исходя из количества сотрудников организации по информации, размещенной на официальном сайте ФНС России в разделе Прозрачный БИЗНЕС https://pb.nalog.ru.

Ответчик в своей жалобе выражает несогласие с начисленной неустойкой в связи с непризнанием им суммы долга.

Понятие неустойки определено в ст. 330 ГК РФ. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, законодатель исходит из презумпции образования ТКО в процессе предпринимательской деятельности, в связи с чем, возражения Ответчика относительно того, что в процессе деятельности практически не образуются ТКО не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Согласно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В соответствии с п. 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, потребитель не может распоряжаться ТКО по своему усмотрению, обращение с ними допускается только посредством заключения договора с региональным оператором.

Учитывая то обстоятельство, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО со всеми Потребителями заключен с 01.01.2019 в силу закона, неустойка за неисполнение обязательств по оплате коммунальных услуг предъявлена ко взысканию правомерно.

Довод о неправомерности начисления неустойки в период моратория, действующего с 06.04.2020 по 01.01.2021 отклоняется, поскольку истцом произведен перерасчет суммы неустойки, о чем в материалы дела 29.07.2021 представлено ходатайство об уточнении размера исковых требований в части взыскания неустойки.

Довод жалобы о несоразмерности суммы начисленной неустойки также не принимается судом во внимание.

Правоотношения сторон с 01.01.2019 регулировались типовым договором, форма которого утверждена Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Указанное постановление содержит специальную норму о размере неустойки 1/130, которая применяется ко всем Потребителям услуг по обращению с ТКО.

В типовой форме договора п. 22 раздела VII «в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки».

Поскольку ответчик своих обязательств по оплате услуг не исполнил, требования истца в части взыскания неустойки правомерны.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2022 по делу № А68-7377/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

И.Г. Сентюрина

И.П. Грошев

Н.В. Егураева