ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3367/2015 от 10.11.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

16 ноября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А62-947/2015

Резолютивная часть  постановления объявлена 10.11.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии                     от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ БИЗНЕС»                            (г. Смоленск, ОГРН 1146733011963, ИНН 6732075887) – Пестрякова Д.С. (доверенность от 08.10.2015), в отсутствие представителей  ответчика – администрации города Смоленска (г. Смоленск,  ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ БИЗНЕС» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.05.2015 по делу № А62-947/2015 (судья Еремеева В.И.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙ БИЗНЕС»                               (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «СТРОЙ БИЗНЕС») обратилось                                в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее по тексту – ответчик, администрация), выраженного в письме от 13.02.2015 исх. № 23/0537, в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - 10-этажного жилого дома № 1 (по генплану) по ул. Красноборская, поселок Красный Бор г. Смоленска, и о возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство.                    

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовые основания для строительства 10-этажного многоквартирного жилого дома на участке                   с кадастровым номером 67:27:0011122:193, расположенном в зоне Ж4, в окружении рекреационной зоны ООПТ и граничащим с зоной Ж1 с находящимися на ней малоэтажными постройками, отсутствуют.

В апелляционной жалобе ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.                    В обоснование своей позиции указывает, что в квартале застройки фактически отсутствуют объекты капитального строительства; единственным объектом, расположенным в этом квартале застройки, является жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: пос. Красный Бор, д. 2, который включен в программу по переселению граждан из аварийных домов и подлежит расселению как аварийный и, как следствие, сносу.  Ссылается на то, что, определяя территориальную зону, в которой расположен принадлежащий обществу земельный участок, как Ж4, администрация отказалась от ограничения в этажности многоквартирных домов на этой территории. В противном случае, данная территориальная зона была бы определена как зона Ж1 либо Ж2.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Смоленска, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011122:193 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилой застройки, площадь 9 452 м2, по адресу: г. Смоленск,                       пос. Красный Бор (свидетельство о регистрации права от 19.02.2015).

Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011122:193 входил                                     в территорию, образованную земельными участками площадью 1,2979 га, 0,1312 га, 0,5 га, 0,11 га, 3,4139 га, 3,4384 га, расположенными в северо-западной части г. Смоленска                 (пос. Красный Бор), принадлежавшими на праве собственности Солодухиной И.В., Храмееву Г.А. и Васильевой М.С. (после вступления в брак – Пестрякова) на основании свидетельств о регистрации права от 30.05.2014 67-АВ № 081656, от 13.09.2012 67-АБ                 № 869653, от 13.09.2012  67-АВ № 869651, от 30.05.2014 67-АВ № 081658, 01.11.2013                67- АВ № 017959, от 13.09.2012 67-АВ № 869649, от 12.11.2013 67-АВ № 018403,                       от 11.11.2013 67-АВ № 018309, от 01.07.2013 67-АБ № 976396, от 11.11.2013 67-АВ                     № 018308, от 11.11.2013 67-АВ № 018307 и был образован путем преобразования                            в результате выдела из нескольких этих участков в один.

Территориальная зона расположения земельного участка с кадастровым номером 67:27:0011122:193 – Ж4 – зона застройки жилыми домами смешанной этажности                           с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» обратилось в администрацию города Смоленска                                                          с заявлением о выдаче разрешения на строительство 10-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0011122:193                                  с приложением следующих документов: копии свидетельства о праве собственности и копии кадастрового плана земельного участка; градостроительного плана  земельного участка RU 67302000-4068; материалов проектной документации: пояснительной записки (раздел 1), схемы планировочной организации земельного участка (раздел 2), схемы, отображающей архитектурные решения (раздел 3), сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства (раздел 2); проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (раздел 7); конструктивных и объемно-планировочных решений (раздел 4); положительного заключения государственной экспертизы.

Рассмотрев данное заявление, администрация г. Смоленска в письме от 13.02.2015 № 23/0537  отказала ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» в выдаче разрешения на строительство, мотивировав свой отказ тем, что проектная документация не соответствует градостроительному плану земельного участка в части наименования объекта и выделения этапов строительства (пункт 1 письма); не выполнено условие градостроительного плана земельного участка № RU 67302000-4068 – граница земельного участка не приведена в соответствие с существующей трансформаторной подстанцией, которая частично расположена за пределами земельного участка (пункт 2 письма); в пояснительной записке отсутствует договор взаимных обязательств с собственником электросети, расположенной на застраиваемом земельном участке; технические условия на электроснабжение, газоснабжение, связь, устройство ливневой канализации, водоснабжение и канализацию не могут быть приняты к рассмотрению, так как имеются разночтения в наименовании объекта, в том числе технические условия на устройство ливневой канализации не соответствуют требованиям Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (пункт 3 письма); не представлен проект на вынос (переустройство) существующих электрических сетей РЭС «Смоленский», согласованный со всеми заинтересованными организациями и положительное заключение экспертизы по данному проекту (пункт 4 письма); не выполнено условие градостроительного плана земельного участка указанного в подпункте 3.3 пункта 2.2.4 «Иные показатели» – в процессе проектирования необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка (пункт 5 письма); схемы, отображающие архитектурные решения объекта (фасады), не согласованы главным архитектором города Смоленска (пункт 6 письма);  схема планировочной организации земельного участка (генплан) не согласована главным архитектором города Смоленска и не соответствует правоустанавливающим документам на земельный участок, градостроительному плану земельного участка в части площади и границ земельного участка, и градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденным решением 15-й сессии Смоленского городского Совета IVсозыва от 09.11.2010 № 193, в том числе, приведенный расчет нормативного благоустройства не соответствует положительному заключению экспертизы в части технико-экономических показателей жилого дома (пункт 7 письма); сводный план инженерных сетей не соответствует требованиям Правил производства земляных работ на территории города Смоленска, утвержденным постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 № 1183, в части согласования с организациями города Смоленска, обслуживающими коммунальные сети, а также отсутствуют согласования с владельцами земельных участков, по которым предусмотрено проведение инженерных сетей, в том числе не представлено согласование точки места подключения к централизованной системе водоотведения с собственником сети (пункт 8); не выполнено условие                пунктов 2.2, 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана земельного участка – не представлено заключение управления Роспотребнадзора о возможности строительства жилого дома, так как земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственного объекта (пункт 9).

Кроме того, в данном письме администрация города Смоленска также указала, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части соблюдения градостроительного регламента территориальной зоны Ж4: распределение жилых домов с указанием их типа определяется проектом планировки и межевания, тогда как в настоящее время проект планировки на данную территорию отсутствует.

Считая, что данный отказ администрации не соответствует требованиям действующего градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство                                     в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии                                                 со статьей 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен запрет на истребование у заявителя иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство обязан совершить следующие действия: 1) провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдать заявителю разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение                                        от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для строительства 10-этажного многоквартирного жилого дома на участке с кадастровым номером 67:27:0011122:193, расположенном в зоне Ж4, в окружении рекреационной зоны ООПТ, и граничащим с зоной Ж1 с находящимися на ней малоэтажными постройками, отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

   В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 30  Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

  Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска.

В соответствии с данными Правилами, включающими градостроительный регламент, в состав жилых зон включены, в частности, зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа – Ж1; зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей включительно) – Ж2; зона застройки многоэтажными жилыми домами (от 5 этажей и выше) – Ж3; зона застройки жилыми домами смешанной этажности – Ж4.

 Судом установлено, следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 67:27:0011122:193, разрешенное использование: для жилой застройки,  расположен по адресу:  ул. Красноборская, поселок Красный Бор г. Смоленска в зоне Ж4 – зона застройки жилыми домами смешанной этажности с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

В силу статьи 30 названных Правил, устанавливающей градостроительный регламент указанной зоны, распределение жилых домов с указанием их типа устанавливается проектами планировки и проектами межевания или по преобладающему типу существующей застройки.

В квартале могут быть размещены жилые дома только одного типа.

Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или Ж3 исходя из типа застройки квартала, и определяются в соответствии со статьями 27, 28, 29 части II настоящих Правил.

Как пояснено представителем администрации г. Смоленска, проект планировки территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок, не разработан и в установленном законодательством порядке не утвержден.

Таким образом, в рассматриваемом случае решение вопроса о типе застройки названной территории (осуществление малоэтажного либо многоэтажного жилищного строительства) зависит от преобладающего типа уже существующей застройки соответствующего квартала.

Между тем администрацией г. Смоленска не представлено доказательств границ квартала, в котором расположен принадлежащий ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» земельный участок, а также преобладающего типа застройки этого квартала.

При этом понятия «квартал» и «кадастровый квартал» не тождественны, поскольку согласно пунктам 1, 4, 9 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации                          от 04.04.2011 № 144, кадастровый квартал является единицей кадастрового деления территории Российской Федерации, осуществляемого органом кадастрового учета в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, в то время как квартал является основным элементом планировочной структуры в границах красных линий,                      в котором могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории (часть 1                        статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации,                                                        пункт 5.4 СП 42.13330.2011).

Администрацией г. Смоленска в нарушение положений статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено бесспорных данных о границах соответствующего квартала, равно как и данных о расположении в его пределах малоэтажной застройки.

В то же время, как усматривается из материалов дела и подтверждено администрацией в судебном заседании при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, единственным объектом, расположенным в этой территориальной зоне застройки является жилой дом блокированной застройки по адресу: пос. Красный Бор,               д. 2, который включен в программу по переселению граждан из аварийных домов и подлежит расселению как аварийный и, как следствие, сносу.     

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что практически вся территория названного кадастрового квартала свободна от какой-либо жилищной застройки и на ней расположен всего один используемый для проживания граждан малоэтажный дом, наличие которого само по себе не может служить достаточным основанием для вывода о том, что преобладающим типом застройки соответствующей территории является именно малоэтажное жилищное строительство.

Иное указывало бы на формальное установление типа преобладающей застройки (формальный подход суда к разрешению спора, не основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела) и неоправданно ограничивало бы возможность использования обществом упомянутого земельного участка, свободного от каких-либо жилых строений, для возведения на нем многоэтажного жилого дома.

Суд апелляционной инстанции полагает не имеющим правовое значение то обстоятельство, что спорный земельный участок  граничит с зоной Ж1 с находящимися на ней малоэтажными постройками, поскольку по смыслу положений  статьи 30 названных Правил для определения преобладающего типа застройки могут быть учтены лишь жилые постройки, расположенные только в зоне Ж4.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что градостроительный регламент данной зоны допускает осуществление в ней строительства многоэтажных (свыше 5 этажей) жилых домов, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества правовых оснований для строительства 10-этажного многоквартирного жилого дома на участке с кадастровым номером 67:27:0011122:193.

При этом суд апелляционной инстанции также учитывает, что нахождение данного земельного участка в окружении рекреационной зоны ООПТ само по себе не препятствует осуществлению строительства, так как не свидетельствует о фактическом  нахождении его в такой зоне. Как отмечено выше, данный земельный участок находится в территориальной зоне Ж4 и имеет вид разрешенного использования: для жилой застройки.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что это обстоятельство не являлось основанием для отказа администрации в выдаче обществу разрешения на строительство упомянутого объекта.

В то же время судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные администрацией г. Смоленска в пунктах 1 – 9 письма от 13.02.2015               № 23/0537 основания отказа в выдаче ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» разрешения на строительство 10-этажного многоквартирного жилого дома на участке с кадастровым номером 67:27:0011122:193 не соответствуют статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу от 02.11.2015 администрация согласилась с выводами суда первой инстанции в указанной части, за исключением основания, указанного в пункте 4 данного письма, о том, что технические условия на устройство ливневой канализации не соответствуют требованиям Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, так как в представленных технических условиях точка подключения не указана.

Ссылку администрации на данное нарушение суд апелляционной инстанции признает несостоятельной, поскольку согласно пунктам 1 и 2  указанных Правил точка подключения – это место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Устройство же ливневой канализации не подключается к объекту капитального строительства; отвод поверхностных вод осуществляется без присоединения к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения путем спланированного рельефа с выпуском вод в близлежащий овраг, что следует из представленных обществом технических условий на устройство ливневой канализации.  

Таким образом, оспариваемый отказ администрации г. Смоленска не соответствует требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

При этом судебная коллегия учитывает, что материалами дела подтверждено и администрацией не оспорено, что ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» для получения разрешения                 на строительство объекта капитального строительства «10-этажного жилого дома № 1                                    (по генплану) по ул. Красноборская, поселок Красный Бор, г. Смоленска»                                        в администрацию г. Смоленска были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

  В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,                   должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должна содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя                           в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В целях восстановления нарушенных прав ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» судебная коллегия возлагает на администрацию г. Смоленска обязанность выдать разрешение                                   на строительство.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене,                               а требование ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» – удовлетворению.

Согласно статьям 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешается судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

При обращении в арбитражный суд ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» уплачена государственная пошлина в сумме 6 тысяч рублей, тогда как им заявлено одно требование – о признании незаконным решения (действия) органа, осуществляющего публичные полномочия. Второе требование заявлено обществом в порядке пункта 3 части 4                             статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не является самостоятельным.

В связи с этим в силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по заявленному требованию подлежала уплате государственная пошлина                                              в размере 3 тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в сумме 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций установлена в размере 3 тысяч рублей.

Таким образом, сумма госпошлины, подлежащая уплате обществом за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы, составляет 1 500 рублей, тогда как им уплачена госпошлина по платежному поручению от 18.05.2015 № 13                                                     в сумме 3 тысяч рублей.

При таких обстоятельствах в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «СТРОЙ БИЗНЕС»  из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в общей сумме 4 500 рублей  как излишне уплаченная по платежным поручениям от 16.02.2015 № 6, от 18.05.2015 № 13.

С учетом изложенного и результатов рассмотрения апелляционной жалобы                               с администрации г. Смоленска в пользу ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 4 500 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269,пунктом 4 части 1 статьи 270,                                  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.05.2015 по делу № А62-947/2015 отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ БИЗНЕС»  удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Смоленска, выраженный                                в письме от 13.02.2015 исх. № 23/0537, в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – 10-этажного жилого дома № 1 (по генплану)                                      по ул. Красноборская, поселок Красный Бор г. Смоленска как не соответствующий                         статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию города Смоленска выдать ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» разрешение на строительство – 10-этажного жилого дома № 1 (по генплану)                                      по ул. Красноборская, поселок Красный Бор г. Смоленска.

Взыскать с администрации города  Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) в пользу ООО «СТРОЙ БИЗНЕС» расходы по уплате государственной пошлины  в общей сумме 4 500 рублей.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙ БИЗНЕС»                            (г. Смоленск, ОГРН 1146733011963, ИНН 6732075887) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 500 рублей, излишне уплаченную по платежным поручениям от 16.02.2015 № 6, от 18.05.2015 № 13.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и                                         может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение                                двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме                                     посредством направления кассационной жалобы через арбитражный                                             суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Председательствующий

             Н.В. Еремичева

Судьи

         Н.В. Заикина  

             В.Н. Стаханова