ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-7054/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца – акционерного общества «Заборье» (Рязанская область, с. Заборье, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 02.03.2021), ответчика – межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 24.12.2020), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации муниципального образования –Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, д. Турлатово ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.03.2021 по делу № А54-7054/2020 (судья Сельдемирова В.А.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Заборье» (далее – истец, общество, АО «Заборье») обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее – ответчик, управление, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены министерство природопользования Рязанской области, правительство Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, администрация муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.03.2021 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для нахождения земельных участков в собственности Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку со стороны управления отсутствуют нарушения прав и законных интересов истца. По мнению ответчика, уполномоченным органом, которому надлежит подать заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на спорные земельные участки, является министерство природопользования Рязанской области. Податель апелляционной жалобы полагает, что ответственность за непредъявленное своевременно истцом требование в рамках дела №А54-2865/2019 о полной реституции положения, действовавшего до перевода спорных земельных участков в земли лесного фонда, с одновременным признанием отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не может быть возложена на ответчика как номинального представителя права собственности Российской Федерации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «Заборье» является сельскохозяйственной организацией и владеет земельным участком с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РЯО № 15-000025, выданным администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области.
Обществом 18.04.2018 принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1669, в результате которого было образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873 и 62:15:0080124:55.
После образования земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 обладал следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 10 547 694+/-28 417,56 кв.м, адрес: Рязанская область, Рязанский район.
В декабре 2018 года администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области была проведена процедура по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, в результате чего были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 62:15:0080128:241, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 67226 кв.м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район; и 62:15:0080123:906, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 152883 кв. м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район, при этом исходный земельный участок сохранился в измененных границах, площадь которого уменьшилась до 10 327 585 кв.м.
На территории вновь образованных земельных участков расположены объекты недвижимости, принадлежащие АО «Заборье» на праве собственности, а именно, на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080128:241: 62:15:0080128:117 – материальный склад, 62:15:0080128:118 – мехмастерская 70 рем., 62:15:0080128:119 – стоянка для комбайнов, 62:15:0080128:120 – мехмастерская 40 рем., 62:15:0080128:121 – автогараж 25 автом., 62:15:0080128:122 – сарай для хранения техники, 62:15:0080128:123 – хранилище ГСМ, 62:15:0080128:124 – склад ядохимикатов, 62:15:0080128:125 – теплая стоянка на 8 тракторов, 62:15:0080128:129 – лесорама РС; на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080123:906: – 62:15:0080123:724 – телятник 192 с/м, 62:15:0080123:736 – коровник 188 с/м, 62:15:0080123:740 – коровник 200 с/м, 62:15:0080123:741 – коровник 200 с/м, 62:15:0080123:742 – коровник 200 с/м, 62:15:0080123:744 – телятник с родильным отделением 290 с/м. Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 32-51, 65-76).
Распоряжением правительства Рязанской области от 12.02.2019 № 73-р принято решение о переводе определенного в нем перечня находящихся в государственной собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов). В перечень таких земельных участков были включены и земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906, правообладателем которых на праве постоянного (бессрочного) пользования является АО «Заборье».
На основании распоряжения правительства Рязанской области от 12.02.2019 № 73-р и части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, по заявлению министерства природопользования Рязанской области 28.02.2019 на земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
26.06.2019 Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 298-р о внесении изменений в распоряжение № 73-р в части признания утратившими силу абзацев 4 и 5, содержащих в себе сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2020 по делу № А54-2865/2019.
Указанным судебным актом признано незаконным действие администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, выраженное в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; признано недействительным распоряжение Правительства Рязанской области от 12.02.2019 № 73-р в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов). Суд обязал Управление Росреестра по Рязанской области аннулировать внесенные сведения в ЕГРН в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов).
На основании вступившего в законную силу решения суда, в связи с отсутствием правовых оснований для нахождения спорных земельных участков в категории земель лесного фонда, все исходные характеристики земельных участков были восстановлены до существовавших до момента перевода категории.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873, на земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На обращение истца о необходимости подачи заявления в Управление Росреестра по Рязанской области о прекращении права государственной собственности на земельные участки министерство природопользования Рязанской области сообщило, что судебный акт по делу № А54-2865/2019 об изменении статуса правообладателя (перевод земельных участков из федеральной в муниципальную собственность) не принималось.
На обращение истца о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов на основании пункта 7 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик письмом от 21.08.2020, со ссылкой на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.01.2020 по делу № А54-2865/2019, указал на отсутствие оснований для отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации и обращение в Управление Росреестра по Рязанской области по вопросу аннулирования записей, содержащихся в ЕГРН о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки в рамках исполнения судебного акта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с разъяснениями, которые даны в пунктах 58, 59 Постановления № 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
По смыслу данных выше разъяснений, предъявление иска о признании зарегистрированного права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как следует из материалов дела, право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 было зарегистрировано в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации по заявлению министерства природопользования Рязанской области после перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
На дату регистрации права федеральной собственности (28.02.2019) земельные участки были сформированы, поставлены на кадастровый учет (18.12.2018) и находились в государственной неразграниченной собственности.
Единственным основанием для регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки явилось их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда на основании распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2019 № 73-р, которое утратило силу после издания Распоряжения Правительства Рязанской области № 298-р от 26.06.2019 и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54- 2865/2019.
Таким образом, поскольку решение об отнесении земельных участков к собственности Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, не принималось, в собственность Российской Федерации они не приобретались, на земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, иных оснований для отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации также не имеется, суд перовой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовые основания для нахождения земельных участков в собственности Российской Федерации отсутствуют.
При этом, не оспаривая отсутствие оснований для нахождения спорных земельных участков в федеральной собственности, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не предприняло необходимых действий по регистрации прекращения права федеральной собственности.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что ответственность за непредъявленное своевременно истцом требование в рамках дела № А54-2865/2019 о полной реституции положения, действовавшего до перевода спорных земельных участков в земли лесного фонда, с одновременным признанием отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не может быть возложена на ответчика как номинального представителя права собственности Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В пункте 56 Постановления № 10/22 разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор по делу № А54-2865/2019 рассмотрен в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку относится к категории дел, вытекающих из публичных правоотношений. При этом предметом данного иска не могло быть требование о праве собственности на недвижимое имущество, которое подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Доводы ответчика о том, что уполномоченным органом, которому надлежит подать заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на спорные земельные участки, является министерство природопользования Рязанской области, также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены ввиду следующего.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления № 10/22).
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН 28.02.2019, что подтверждается выписками из ЕГРН и сторонами не оспаривается.
Согласно Положению «О Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях», утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 469, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Согласно «Положению о министерстве природопользования Рязанской области», утвержденному постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240, министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере лесных отношений. К полномочиям Министерства в области лесных отношений относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что министерство природопользования Рязанской области осуществляет полномочия Российской Федерации только в отношении земельных участков, относящихся к категории земель лесного фонда.
Следовательно, поскольку спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, министерство природопользования Рязанской области не обладает какими-либо полномочиями в отношении земельных участков, в связи с чем не может являться ответчиком по настоящему спору.
Другие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.03.2021 по делу № А54-7054/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Заикина М.М. Дайнеко А.Г. Селивончик |