ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-352/16 от 03.03.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

14 марта 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А23-4636/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Элтри» (г. Калуга, ОГРН 1024001429803, ИНН 4029017100) – Родина М.М. (доверенность от 20.11.2015 № 2) и административного органа – территориального отдела по Калужской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (г. Калуга) – Пестов К.В. (доверенность от 20.10.2015 № 50), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элтри» на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2015 по делу № А23-4636/2015, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Элтри» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.07.2015 № 206/55-2015, вынесенного территориальным отделом по Калужской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы указывает на составление протокола отбора образцов от 18.06.2015 и протокола технического осмотра идентификации от 18-23.06.2015 № 1066 с существенными нарушениями, отмену ГОСТ Р 537699-2010, введение ГОСТ 31996-2012 и ГОСТ 18690-2012 для добровольного применения. Полагает, что спорное оборудование не подлежало маркировке единым знаком обращения. По мнению общества, Пестов К.В., имеющий статус свидетеля, не имел право участвовать в судебном заседании от имени административного органа и представлять суду дополнительные доказательства.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в инспекции МНС России по Октябрьскому округу г. Калуга и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001429803, дата записи – 22.11.2002.

Согласно уставу и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является оптовая торговля бытовыми электротоварами.

В соответствии с приказом и. о. руководителя управления от 18.05.2015 № 1066/206 в период с 18.06.2015 года по 23.06.2015 главным государственным инспектором управления Пестовым К.В. проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований регламентов, обязательных требований государственных стандартов в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее –Закон № 184-ФЗ).

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2015 № 1066, в соответствии с которым для проведения идентификации продукции на оптовом складе общества, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Болотникова, д. 21, были отобраны 3 (три) образца низковольтного оборудования, а именно: кабель силовой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридного пластификата пониженной пожарной опасности марки ВВГ-Пнг(А) 3x2,5 ок-0,66 Ч (далее – кабель силовой); ограничитель импульсных перенапряжений ОПС1-В товарного знака IEК (далее – ограничитель); контактор малогабаритный серии КМИ-35012 (далее – контактор), о чем составлен протокол отбора образцов от 18.06.2015.

По результатам проведения технического осмотра и идентификации кабеля силового, и проверке сопроводительной документации были выявлены следующие нарушения требований технического регламента, а именно:

– пункта 1 статьи 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» ТР ТС 004/2011, поскольку соответствие кабеля настоящему TP ТС не обеспечено выполнением требований стандарта, включенного в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (пункт 410);

2. пунктов 5.2.7.1, 5.2.7.2, 5.2.7.4 раздела 5 «Технические требования» ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия», поскольку маркировка кабеля не соответствует требованиям ГОСТ 18690-2012, на наружной поверхности оболочки кабеля отсутствует наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак (указан только код изготовителя), в маркировочном ярлыке, прикрепленном к бухте кабеля не указана длина кабеля (т.к. не соответствует фактической длине кабеля в бухте);

3. пунктов 3.2.3, 3.3.1, 3.3.2 раздела 3 «Маркировка» ГОСТ 18690-2012 «Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», поскольку на наружной поверхности оболочки кабеля отсутствует наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак и его условное обозначение.

По результатам технического осмотра и идентификации ограничителя и проверке сопроводительной документации были выявлены нарушения требований технического регламента, а именно пункта 1 статьи 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» и пунктов 1-5 статьи 8 ТР ТС «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза» ТР ТС 004/2011, т.к. оборудование не маркировано единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного Союза ни на изделии, ни на упаковке, ни в эксплуатационных документах.

По результатам технического осмотра и идентификации контактора и проверке сопроводительной документации были выявлены нарушения требований технического регламента, а именно:

1. пунктов 4-5 статьи 5 «Требования к маркировке и эксплуатационным документам» ТР ТС 004/2011, поскольку отсутствуют (не представлены) эксплуатационные документы на оборудование;

2. пункта 1 статьи 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» и пунктов 1-5 статьи 8 «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза» ТР ТС 004/2011, т.к. оборудование не маркировано единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного Союза ни на изделии, ни на упаковке.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что принимаемое и выпускаемое в обращение низковольтное оборудование на складе оптового магазина общества по адресу г. Калуга ул. Болотникова, д. 21, не соответствует требованиям пунктов 4-5 статьи 5, пункта 1 статьи 6, пунктов 1-5 статьи 8 ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольного оборудования» (утв. решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2011 № 768), пунктам 5.2.7.1, 5.2.7.2, 5.2.7.4 раздела 5 ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. «Общие технические условия» и пунктам 3.2.3, 3.2.1, 3.3.2 раздела 3 ГОСТ 18690-2012 «Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». По мнению управления, выявленные нарушения могут вызвать причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений, а также вводят в заблуждение приобретателей низковольного оборудования относительно его безопасности и соответствия.

По данным фактам 13.07.2015 главным государственным инспектором управления Пестовым К.В. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 1066-Ю, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Протокол составлен с участием законного представителя общества, которая признала совершение административного правонарушения, указав, что правонарушение совершено по вине поставщика или производителя.

28.07.2015 начальником территориального отдела (инспекции) по Калужской области управления в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 23.52 КоАП РФ, вынесено постановление № 206/55-2015, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 184-ФЗ, законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона № 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В силу пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

Указанные в пункте 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (пункт 7 статьи 46 Закона о техническом регулировании).

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», вступивший в законную силу 15.02.2013.

Как указано в предисловии, настоящий Технический регламент Таможенного союза (далее – ТР ТС, Технический регламент) разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Если в отношении низковольтного оборудования приняты иные технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), устанавливающие требования к низковольтному оборудованию, то низковольтное оборудование должно соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.

В соответствии со статьей 1 настоящий ТР ТС распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

ТР ТС устанавливает требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности (часть 3 статьи 1 ТР ТС 004/2011).

Как установлено статьей 3 Технического регламента, низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.

Низковольтное оборудование, соответствие которого требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Обеспечение соответствия требованиям безопасности регламентировано статьей 6 ТР ТС. Согласно части 1 статьи 6 соответствие низковольтного оборудования настоящему ТР ТС обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС.

Требования безопасности установлены статьей 4 Технического регламента, которой регламентировано, что потребителю (пользователю) должен быть предоставлен необходимый уровень информации для безопасного применения низковольтного оборудования по назначению.

Статьей 7 ТР ТС установлено, что перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.

Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее – Комиссия).

Низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).

Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (схемы 1д, 2д, 3д, 4д, 6д).

Согласно Приложения к ТР ТС кабели, провода и шнуры, выключатели автоматические, устройства защитного отключения, аппараты для распределения электрической энергии, аппараты электрические для управления электротехническими установками включены в перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования».

Обеспечение соответствия требованиям безопасности установлено статьей 6 Технического Регламента.

Согласно части 2 статьи 6 ТР ТС методы исследований (испытаний) и измерений низковольтного оборудования устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Согласно пункта 410 указанного Перечня стандартов установлен следующий стандарт ГОСТ Р 53769-2010 с изменениями № 1 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ. Общие технические условия».

Названный стандарт утратил силу 01.01.2014 в связи с принятием приказа Росстандарта от 29.11.2012 № 1414. Взамен ГОСТ Р 53769-2010 введен межгосударственный стандарт ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ Общие технические условия».

В соответствии с пунктами 4 и 5 ГОСТ 31996-2012, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1414-ст, межгосударственный стандарт ГОСТ 31996-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.

Настоящий стандарт соответствует международному стандарту IEC 60502-1:2004.

Кабели должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на кабели конкретных марок по технологической документации, утвержденной в установленном порядке. (пункт 5.1.1 ГОСТ 31996-2012)

Согласно пункта 5.2.7.1 ГОСТ 31996-2012 маркировка кабелей должна соответствовать требованиям ГОСТ 18690 с дополнениями, изложенными в настоящем стандарте.

Пунктом 5.2.7.2 ГОСТ 31996-2012 установлено, что кабели должны иметь маркировку в виде надписи, нанесенной на поверхность наружной оболочки или защитного шланга.

Надпись должна содержать: марку кабеля, наименование предприятия-изготовителя, обозначение настоящего стандарта, год выпуска кабеля.

Допускается в содержании маркировки указывать дополнительную информацию, например число и сечение жил, номинальное напряжение, длину, кодовое обозначение предприятия-изготовителя.

Как установлено пунктом 5.2.7.4 ГОСТ 31996-2012 на щеке барабана или на ярлыке, прикрепленном к барабану или бухте, должны быть указаны: товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; условное обозначение кабеля; обозначение технических условий на кабели конкретных марок и обозначение настоящего стандарта; дата изготовления (месяц и год); масса кабеля брутто в килограммах (при поставке на барабанах); длина кабеля в метрах и число отрезков; заводской номер барабана; знак соответствия.

На ярлыке должно быть проставлено клеймо технического контроля.

При поставке кабелей в страны с тропическим климатом на транспортной таре должен быть проставлен знак «Тропическая упаковка» по ГОСТ 14192.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.09.2013 № 907-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 18690-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2014 года взамен ГОСТ 18690-82.

Указанный стандарт распространяется на кабели, провода, шнуры, проволоку, катанку, подкат и кабельную арматуру, устанавливает требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению изделий. Настоящий стандарт также устанавливает требования к контролю качества маркировки и упаковки, включая методы контроля.

Согласно пункту 3.2.3 ГОСТ 18690-2012 маркировку в виде надписи наносят в соответствии с маркировкой на ярлыке, дублируя маркировочные данные, обеспечивающие идентификацию изделия. Надпись, как правило содержит марку или условное обозначение изделия, наименование и /или товарный знак предприятия-изготовителя, год выпуска; знаки линейной длины изделия; содержание маркировки в виде надписи должно соответствовать установленному в стандартах или технических условиях на изделия.

Как определено пунктом 3.3.1 маркировка должна содержать основные (обязательные) и дополнительные маркировочные данные, характеризующие изделие.

В соответствии с пунктом 3.3.2 маркировка изделий должна содержать следующие основные маркировочные данные: наименование и /или товарный знак предприятия-изготовителя; марка или условное обозначение изделия; обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлено изделие; если изделие изготовлено в соответствии с требованиями стандарта вида общих условий (ОТУ), то кроме обозначения технических условий должно быть указано обозначение стандарта ОТУ; основные параметры и характеристики изделия, влияющие на безопасность, если они не входят в условное обозначение; дата изготовления (месяц, год); сделано в (наименование страны изготовителя).

Изделия, соответствие которых требованиям соответствующих технических регламентов подтверждено, маркируют знаком обращения на рынке.

ГОСТ 18690-2012 подлежит применению в части маркировки, поскольку об этом указано в пункте 5.2.7.1. ГОСТ 31996-2012 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66, 1 и 3 кВ Общие технические условия».

Согласно пунктам 1-5 статьи 8 ТР ТС низковольтное оборудование, соответствующее требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза и прошедшее подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, должно иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском низковольтного оборудования в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу низковольтного оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования, а также приводится в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.

Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза только на упаковку и в прилагаемых к нему эксплуатационных документах, если его невозможно нанести непосредственно на низковольтное оборудование.

Низковольтное оборудование маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при его соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.

В соответствии с пунктами 1, 4-5 статьи 5 Технического регламента наименование и (или) обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель), его основные параметры и характеристики, влияющие на безопасность, наименование и (или) товарный знак изготовителя, наименование страны, где изготовлено низковольтное оборудование, должны быть нанесены на низковольтное оборудование и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.

Согласно пункту 4 статьи 5 ТР ТС эксплуатационные документы к низковольтному оборудованию должны содержать: информацию, перечисленную в пункте 1 настоящей статьи; информацию о назначении низковольтного оборудования; характеристики и параметры; правила и условия безопасной эксплуатации (использования); правила и условия монтажа, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (при необходимости - установление требований к ним); информацию о мерах, которые следует предпринять при обнаружении неисправности этого оборудования; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; месяц и год изготовления низковольтного оборудования и (или) информацию о месте нанесения и способе определения года изготовления.

Эксплуатационные документы выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза.

Эксплуатационные документы выполняются на бумажных носителях. К ним может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях. Эксплуатационные документы, входящие в комплект низковольтного оборудования не бытового назначения, могут быть выполнены только на электронных носителях (пункт 5 статьи 5 ТР ТС).

Факт выпуска обществом в обращение спорного низковольтного оборудования, не соответствующего вышеуказанным требованиям Технического регламента и ГОСТов, подтвержден материалами дела, в том числе: протоколом отбора образцов, протоколом технического осмотра и идентификации, актом проверки, протоколом об административном правонарушении и объяснениями законного представителя общества.

Доводы заявителя жалобы о том, что требования ГОСТ не подлежат обязательному применению и применяются только на добровольной основе не соответствуют вышеприведенным нормам Закона «О техническом регулировании» и Технического регламента.

Отсутствие в действиях общества нарушения, выразившегося в непредставлении эксплуатационных документов на контактор, не является основанием отмены или изменения оспариваемого постановления, поскольку иные перечисленные в постановлении нарушения образуют состав административного правонарушения предусмотренный нормой части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При это размер штрафа назначен обществу в минимальном размере, предусмотренной санкцией данной нормы.

При этом, как установлено судом и не оспаривается обществом, контактор малогабаритный серии КМИ-35012, и ограничитель импульсный перенапряжений ОПАС-1 не маркированы единым знаком обращения на рынке государств членов таможенного союза, который установлен Решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 года № 711 ( в редакции от 20.07.2012 года) в виде сочетания трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, что подтверждается протоколом технического осмотра и копией паспорта на изделие.

Довод общества о том, что спорное оборудование не подлежало маркировке единым знаком обращения является несостоятельным, поскольку не соответствует обязательным требованиям пункта 1 статьи 6 и пунктов 1-5 статьи 8 ТР ТС.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом деле, административным органом установлено, что вина общества выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения требований действующих нормативных актов, им не было принято всех зависящих от него мер по их соблюдению, а именно: не были приняты меры для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по организации на оптовом складе входного контроля за поступающим от поставщиков низковольтным оборудованием (кабеля силового, ограничителя и контактора, отобранных для испытаний).

При этом доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения установленных требований, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений при изготовлении, хранении и реализации продукции, в материалах дела не имеется.

Общество как профессиональный участник экономической деятельности, должно было знать о том, что действующим законодательством запрещено реализовывать низковольтное оборудование, не соответствующее техническому регламенту, однако не приняло мер по соблюдению требований законодательства и недопущению реализации продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и технических регламентов.

Таким образом, доводы представителя заявителя о том, что общество не было обязано знать и отслеживать требования технический регламентов, обоснованно отклонен судом.

Заявитель является продавцом низковольтного оборудования, а следовательно, и субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ при совершении нарушений технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации либо выпуска в обращение продукции не отвечающей таким требованиям.

На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено.

И оспариваемое постановление и протокол об административном правонарушении соответствуют требованиям КоАП РФ.

Довод общества о том, что в дело приобщен недействительный протокол об административном правонарушении не принимается.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто обществом, протокол об административном правонарушении составлялся один раз. Он изготовлен в печатном виде. При этом в протоколе строки для дачи объяснений директора общества заполнены им собственноручно, и указано что с нарушением законный представитель общества согласна. Подлинный протокол был обозрен судом первой инстанции в судебном заседании 09.12.2015. Подлинник аналогичен копии, представленной в материалы дела. Директору общества выдана копия печатного протокола в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в день его составления 13.07.2015, и ему предложено также рукописно изложить объяснения. Однако директор общества позже указал в переданной ему копии протокола другие объяснения о несогласии с нарушениями, и именно этот экземпляр предъявила суду для обозрения.

Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно сослался на то, что протокол по содержанию соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, гарантии прав общества при составлении протокола соблюдены. Изложение законным представителем общества других объяснений в предоставленной ему копии протокола не свидетельствует о нарушении закона административным органом и признания подлинного протокола, имеющегося в материалах дела, недопустимым доказательством. Внесение каких-либо изменений со стороны административного органа не установлено. Текст и объем вмененного нарушения не изменялся. Согласие или несогласие представителя общества с нарушением указанным в протоколе не влияет на достоверность и достаточность иных имеющихся в деле доказательств, подтверждающих событие и состава вмененного в вину общества административного правонарушения.

Протокол отбора образцов по настоящему делу составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии директора общества, который расписался в протоколе отбора образцов без замечаний. В акте проверки также указано, что к отбору образцов у представителя общества претензий не было.

Таким образом, отбор образцов при проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществлен в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Технический осмотр отобранных образцов производился также в присутствии директора общества. По результатам осмотра составлен протокол технического осмотра, каждая страница которого также подписана законным представителем заявителя.

Учитывая изложенное, протокол отбора образцов, протокол технического осмотра и идентификации, а также акт проверки являются надлежащими доказательствами по делу.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о составлении протокола отбора образцов и протокола технического осмотра идентификации с существенными нарушениями не принимаются. То обстоятельство, что первоначально данные протоколы были составлены в рукописном виде, а затем повторно продублированы е в печатном виде не влечет отмены оспариваемого постановления, поскольку данное обстоятельство не опровергает содержание указанных протоколов и участие законного представителя общества при совершении соответствующих действий. Достоверность сведений, изложенных в данных документах, заявителем не оспаривается.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Довод общества о том, что Пестов К.В., имеющий статус свидетеля, не имел право участвовать в судебном заседании от имени административного органа и представлять суду дополнительные доказательства, также не принимается, поскольку данное лицо принимало участие в процессе в качестве представителя административного органа по доверенности.

Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 14.12.2015 по делу № А23-4636/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Заикина

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова