ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-1228/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Дайнеко М.М. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей заявителя – товарищества на вере «Пересвет» (Брянская область, г. Почеп, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (выписка из ЕГРЮЛ) и ФИО2 (доверенность от 02.09.2016), в отсутствие представителей заинтересованного лица – администрации Почепского района Брянской области (Брянская область, г. Почеп, ОГРН <***>, ИНН <***>) и третьего лица – Речицкой сельской администрации Почепского района Брянской области, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Почепского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2016 по делу № А09-1228/2016 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.
Товарищество на вере «Пересвет» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Почепского района Брянской области (далее – администрация) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 05.11.2015 № 2688-и, об отказе в предоставлении в собственность товарищества земельных участков с кадастровыми номерами 32:20:0390103:586 и 32:20:0390105:227; об обязании администрации принять решение о предоставлении за плату земельных участков с кадастровыми номерами 32:20:0390103:586 и 32:20:0390105:227 в собственность товарищества без проведения аукциона по цене 15 % от кадастровой стоимости и направить проекты договоров купли-продажи в адрес товарищества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченаРечицкая сельская администрация Почепского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение администрации, оформленное письмом от 05.11.2015 № 2688-и, об отказе в предоставлении в собственность товарищества земельных участков с кадастровыми номерами 32:20:0390103:586 и 32:20:0390105:227, а также обязал администрацию принять решение о предоставлении за плату земельных участков с кадастровыми номерами 32:20:0390103:586 и 32:20:0390105:227 в собственность товарищества без проведения аукциона по цене 15 % от кадастровой стоимости и направить проекты договоров купли-продажи в адрес товарищества.
В апелляционной жалобе администрация, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления от 08.07.2008 между администрацией (арендодатель) и товариществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 7-д сроком на 49 лет на следующие объекты:
– земельный участок с кадастровым номером 32:20:390105:227, категория земель: земли сельхозназначения (пашня) фонда перераспределения, площадью 114,93 га, находящийся по адресу: Брянская область, Почепский район, к югу от 75 км автомагистрали Москва-Бобруйск. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
– земельный участок с кадастровым номером 32:20:390103:586, категория земель: земли сельхозназначения (пашня) фонда перераспределения, площадью 145,82 га, находящийся по адресу: Брянская область, Почепский район, к югу от 73 км автомагистрали Москва-Бобруйск. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Договор в установленном законом порядке прошел процедуру государственной регистрации.
В силу пунктов 1.1, 4.4.2 данного договора аренды участки предоставляется в целях сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом плане, и должны использоваться в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно кадастровым выпискам № 32-0-1-87/4007/2015-5, № 32-0-1-87/4007/2015-4
указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и предназначены для ведения сельскохозяйственного производства.
Товарищество 06.10.2015 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Брянской области от 09.06.2006 № 40-3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области», пункта 2.2 приказа управления имущественных отношений Брянской области от 31.07.2015 № 1375, обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении за плату вышеуказанных земельных участков в собственность без проведения аукциона по цене, не превышающей 15 % от кадастровой стоимости.
Письмом от 06.11.2015 № 2688-и администрация отказала товариществу в удовлетворении указанного заявления со ссылкой на отсутствие утвержденного министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечня документов, которые
могут подтверждать надлежащее использование земельного участка.
Также уполномоченный орган указал на наличие генерального плана Речицкого сельского поселения (карта перспективного развития территории), утвержденного решением Речицкого сельского Совета народных депутатов от 16.07.2014 № 20, согласно которому арендованные земельные участки входят в зону застройки индивидуальными жилыми домами.
Полагая, что данный отказ администрации является необоснованным, несоответствующим нормам законодательства в области земель сельскохозяйственного назначения, и нарушающим права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласна в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу положений ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 – 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1, 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением в том числе, продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Пунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
С учетом этого суд верно отметил, что право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов возникает при выполнении следующих условий:
– арендатор надлежащим образом использует земельный участок, переданный ему на основании договора аренды, не менее трех лет;
– заявление о выкупе земельного участка подано до дня истечения срока договора аренды.
Судом установлено, что заявитель длительное время на основании договора аренды использует спорные земельные участки.
Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в выкупе испрашиваемого заявителем земельного участка послужил вывод администрации о непредставлении заявителем утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков.
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ собственники землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности, проживающих на ней народов (пункт 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации), установлено, что в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника, землепользователя, арендатора в судебном порядке. Кроме того, за нарушение обязанностей по целевому использованию земельного участка установлена и возможность применения административно-правовых санкций.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т. п.).
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (абзац 2 пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период).
Во исполнение указанной правовой нормы и, руководствуясь подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 12.01.2015 № 1 утвердило перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно данному перечню для реализации права по основанию подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обязан представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ.
При этом четкого перечня необходимых к представлению документов не установлено.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» нецелевое использование земельного участка влечет его принудительное изъятие собственником и досрочное прекращение договора аренды.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, товарищество при обращении в администрацию с заявлением о выкупе земельных участков представило сведения о посевных площадях, показатели интенсивности использования посевных площадей, протоколы испытания почв, свидетельствующие о надлежащем использовании земельных участков по их прямому целевому назначению для сельскохозяйственного производства, как это указанно в кадастровых выписках о земельных участка и в пункте 1.1 договора аренды от 08.07.2008 № 7-д.
В суд апелляционной инстанции в обоснование своей позиции (абзац 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) товариществом представлен акт проведенной комплексной проверки Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 30.10.2014 № БР-0070, агрохимический паспорт почв пашни с кадастровыми номерами спорных участков, которыми также подтверждается факт использования этих земельных участков.
В то же время доказательств того, что администрацией проводились мероприятия муниципального земельного контроля за использованием по назначению испрашиваемых земельных участков, муниципальным органом не представлено. Также администрацией не представлены документы иных контролирующих органов (Россельхознадзора, Росреестра), подтверждающие ненадлежащее использование спорных земельных участков, либо позволяющие усомниться в их надлежащем использовании.
К тому же администрация до настоящего времени не воспользовалась правом принудительного изъятия земельного участка, а также предусмотренным статьей 4.1.1 договора аренды №7-д от 08.07.2008 правом досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при использовании способами, приводящими к его порче.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель отвечает критериям, установленным положениями пункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для отказа в предоставлении в собственность спорных земельных участков и удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пункта 3 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункту 4 ст. 8.1 Закона Брянской области от 09.06.2006 № 40-3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Брянской области» при приобретении сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, или праве пожизненного наследуемого владения, или праве аренды, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются ими в собственность по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
С учетом изложенного в целях восстановления нарушенного права суд правомерно обязал администрацию Почепского района Брянской области принять решение о предоставлении за плату земельных участков с кадастровыми номерами 32:20:0390103:586 и 32:20:0390105:227 в собственность товарищества без проведения аукциона по цене 15 % от кадастровой стоимости и направить в его адрес проекты договоров купли-продажи.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на пункт 9 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1, которым установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и указывает на непредставление товариществом следующих документов:
– заключения об отсутствии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 № 612,
– заключения об отсутствии признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369,
– заключения об отсутствии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 736.
Однако, как апелляционная инстанция указала выше, в пункте 9 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 указанные документы не поименованы.
Кроме того, положения статьи 39.15 ЗК РФ, во исполнение требований которой издан указанный приказ, регламентируют отношения, связанные с предварительным согласованием предоставления земельного участка и подачей соответствующего заявления.
В свою очередь, предусмотренная статьями 39.14, 39.15 ЗК РФ процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов), необходима в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.
Указанная норма, а также иные положения названного кодекса не содержат предписаний, обязывающих юридическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства подтверждать факт надлежащего использования земельных участков путем предоставления вышеназванных заключений.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, основанием для отказа в выкупе испрашиваемых товариществом земельных участков послужил вывод администрации об отсутствии утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков.
Ссылка жалобы на то, что письмо от 05.11.2015 № 2688-и не нарушает законных интересов и прав товарищества, поскольку заявителем не соблюден порядок обращения в орган власти с обращением о предоставлении земельного участка, отклоняется судом.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ), либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В данном случае изложенные в письме администрации от 05.11.2015 № 2688-и основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельных участков не предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ, в связи с чем обжалуемый отказ в предоставлении земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.04.2016 по делу № А09-1228/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.Н. Тимашкова
Судьи М.М. Дайнеко
О.Г. Тучкова