ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-3858/13 от 06.08.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

13 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула Дело № А62-682/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Каструба М.В., судей Дорошковой А.Г. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии от истца: Колпакова Д.В. (доверенность от 01.02.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автотрейд-Смоленск» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.2013 по делу № А62-682/2013 (судья Алмаев Р.Н.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Автотрейд-Смоленск» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – департамент) изложенных в письмах № 22226/08 от 30.11.2012 г., № 20765/08 от 09.11.2012 г., № 17487/08 от 02.10.2012 г., в осуществлении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1910 кв.м. в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, участок смежный с участком № 40, и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 06.05.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что общество в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 06.02.2008 г. 67-АБ 262197 является собственником земельного участка с кадастровым номером 67:27:002 04 58: 0002 площадью 6365 кв.м., расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Краснинское шоссе дом 40. На данном земельном участке располагается здание автосалона № 2, принадлежащее на праве собственности ООО «Автотрейд-Смоленск», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.01.2008 г. 67-АБ 262004.

Согласно решения Арбитражного суда Смоленской области от 18.03.2008 г. по делу № А62-5324/2007 за ООО «Автотрейд-Смоленск» было признано право собственности на здание автосалона № 1, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Краснинское шоссе.

На основании указанного решения было зарегистрировано право собственности ООО «Автотрейд-Смоленск» на здание автосалона № 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2008 г. 67-АБ 263655.

Согласно материалам дела, заявитель обратился в адрес Главного земельного управления Смоленской области с заявлением от 22.08.2008 г. исх. № 136 об осуществлении выбора земельного участка для строительства объекта автосервиса – склада хранения товара и благоустройства территории, предполагаемой площадью 1910 кв. метров в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, участок смежный с участком расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Краснинское шоссе дом 40.

Письмом от 06.11.2008 № 12574/3 Главное земельное управление Смоленской области подтвердило возможность выделения испрашиваемого земельного участка и после предоставления Администрацией города Смоленска материалов по результатам выбора земельного участка Главным земельным управлением Смоленской области будет рассмотрен вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства автосервиса – склада хранения и благоустройства территории.

Необходимая для осуществления выбора земельного участка документация была получена заявителем в Главном земельном управлении Смоленской области и начата процедура подготовки пакета документов для предоставления его в администрацию города Смоленска для согласования акта выбора, испрашиваемого земельного участка. ООО «Автотрейд-Смоленск» вышеупомянутый пакет документов был утрачен, что не оспаривается истцом. Письмом от 06.09.2012 г. (вх. № 15304/з) заявитель обратился в Департамент о повторном рассмотрении вопроса об осуществлении процедуры осуществления выбора земельного участка предполагаемой площадью 1910 кв. метров в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, участок смежный с земельным участком расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Краснинское шоссе дом 40.

Письмом № 17487/08 от 02.10.2012 департамент указал, что на заявление от 22.08.2008 вх. № 6279 Департаментом в соответствии с письмом управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска направлялся ответ от 06.11.2008 исх. № 12574/3 о том, что рассмотрение вопроса о размещении объекта на испрашиваемом земельном участке возможно при условии выполнения ряда требований. Общество не обращалось в Администрацию города Смоленска для согласования акта о выборе испрашиваемого земельного участка. На обращение Департамента о представлении документов, подтверждающих осуществление Обществом процедуры выбора земельного участка, направленное в адрес общества (исх. № 3472/08 от 21.02.2011), указанные документы представлены не были. На основании изложенного, материалы дела списаны в архивное делопроизводство, о чем обществу было сообщено в письме от 31.05.2011 № 9609/08. Также департамент указал, что вернуться к рассмотрению вопроса по существу заявления не представляется возможным, так как в настоящее время в отношении испрашиваемого земельного участка рассматривается заявление третьего лица. Кроме того, заявление Общества от 06.09.2012 вх. № 15304/з не соответствует п. 5.1 и п. 5.2 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная

собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе герое Смоленске».

На заявление общества от 09.10.2012 (вх. № 17478/з) с просьбой учесть заявление от 06.09.2012 вх. № 1534/з при формировании земельного участка по Краснинскому шоссе, 40, письмом от 09.11.2012 г. № 20765/08 департамент сообщил заявителю следующее.

На заявление Общества от 06.09.2012 вх. № 1534/з департаментом направлялся ответ от 02.10.2012 исх. № 17487/08 о том, что в настоящее время в отношении испрашиваемого земельного участка рассматривается заявление третьего лица. Кроме того, при подаче заявления обществом не соблюдены требования п. 5.1 и п. 5.2 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная

собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске». Одновременно департамент сообщил, что в отношении испрашиваемого земельного участка департаментом направлено обращение в прокуратуру Ленинского района города Смоленска с просьбой осуществить проверку законности использования земельного участка в рамках прокурорского надзора.

Также департаментом на заявление общества от 09.10.2012 (вх. № 17478/з) с просьбой учесть заявление от 06.09.2012 вх. № 1534/з при формировании земельного участка по Краснинскому шоссе, 40, письмом от 30.11.2012 г. № 22226/08 дополнительно сообщено следующее.

Земельный участок можно предоставить только одному из претендентов. Предоставление земельных участков в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства не позволяет определить одного претендента. Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка можно осуществить только в порядке п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации путем проведения торгов (аукциона). В данной ситуации такой способ представления земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. В настоящее время Департаментом направлен запрос в Администрацию города Смоленска о возможности формирования данного земельного участка и его целевого использования. После получения ответа, а также результатов муниципального земельного контроля, в отношении указанного земельного участка Департаментом будет принято решение о формировании его для предоставления с аукциона. Право на заключение договора аренды земельного участка будет предоставлено по результатам торгов. В торгах может принять участие любое физическое и юридическое лицо. Договор аренды будет заключен с победителем торгов. Извещение о проведении торгов будет опубликовано, в общественно-политической газете «Смоленская газета».

Не согласившись с указанными выше действиями Департамента выразившиеся в письмах № 22226/08 от 30.11.2012 г., № 20765/08 от 09.11.2012 г., № 17487/08 от 02.10.2012 г., в осуществлении выбора земельного участка предполагаемой площадью 1910 кв.м. в городе Смоленске по Краснинскому шоссе, участок смежный с земельным участком расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, Краснинское шоссе дом 40, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью четвертой статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 – 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.

Как следует из материалов дела, на испрашиваемый земельный участок 27.07.2012 года было подано заявление ИП Выговской Е.А., об осуществлении выбора земельного участка площадью 1800 м. кв. для размещения объекта капитального строительства – предприятие автосервиса. (т.1, л.д. 68,69)

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.

Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

В письме на имя Выговской Е.А. департамент сообщил, что в связи с поступлением заявления иного лица об осуществлении выбора испрашиваемого ею земельного участка, предоставление данного участка возможно только путем проведения торгов (т.1, л.д. 70-71).

Таким образом, при наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок, невозможно предоставление данного земельного участка по правилам выбора земельного участка, в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Ссылка общества в заявлении на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации не состоятельна, поскольку Общество не обращалось за реализацией своего права в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а Департамент не отказывал в реализации такого права.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Поскольку податель апелляционной жалобы уплатил 2000 рублей государственной пошлины, 1000 рублей подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.05.2013 по делу № А62-682/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Автотрейд-Смоленск» из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины уплаченной по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

М.В. Каструба

А.Г. Дорошкова

Е.В. Рыжова