ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-425/06 от 27.04.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ   АРБИТРАЖНЫЙ   АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г.Тула, ул. Староникитская, д.1 web: www.20aas.arbitr.ru;        e-mail: 20aas@ mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула                                                                                                                                  Дело №А62-852/2006
27 июня 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2007 года Полный текст постановления изготовлен         27 июня  2007 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего     Стахановой В.Н.
судей                                         Тимашковой Е.Н.,  Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-736/2006) ООО «Скорпион»

на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2006 по делу № А62-852/2006 (судья Шийко П.В.), принятое по заявлению ООО «Скорпион» к Администрации города Смоленска

третьи лица:   Территориальное управление Федерального агентства по управлению Феде­ральным имуществом по Смоленской области, СОГУК «Центр по охране и использованию памятников» о признании недействительным постановления и понуждении выдать документы

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ООО «Скорпион» - ФИО1, доверенность от 09.07.2006 б/н, ФИО2, генеральный директор, протокол от 08.10.2007 №17,

от ответчика: Администрации города Смоленска - не явился, извещен надлежащим образом, от третьих лиц: Территориальное управление Федерального агентства по управлению Феде­ральным имуществом по Смоленской области - не явился, извещен надлежащим образом, СОГУК «Центр по охране и использованию памятников» - не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Скорпион» (далее - ООО «Скорпион», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администра­ции города Смоленска (далее - Администрация) о признании недействительным постановле­ния от 17.11.2005. №3208 и понуждении Администрации издать постановление о разрешении размещения здания пристройки к зданию кафе.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2006 в удовлетворении за­явленных требований ООО «Скорпион» отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Скорпион» обратилось в Двадцатый ар­битражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судеб­ный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуально­го права.

Представители ответчика и третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.


Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что неявка представи­телей не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказа­тельствам.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей ООО «Скорпион», исследовав и оценив доказательст­ва, имеющиеся в материалах дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Скорпион» зарегистриро­вано в качестве юридического лица Администрацией города Смоленска 02.07.1992 года, что подтверждается свидетельством серия 67 №000229215 от 17.10.2002.

Между ООО «Скорпион» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области заключен договор от 01.05.2005 №14305, согласно которому Общество арендует часть здания - памятника истории и культуры «Дом жилой», 2-ой половины XIX века, расположенного по адресу: <...>., являющего федеральной собственностью, для использования под кафе-бар и офис, сроком действия до 31 марта 2010 года.

Для строительства пристройки к кафе-бару «Рандеву» ООО «Скорпион» обратилось в Администрацию г. Смоленска с заявлениями от 04.11.2003, 01.06.2004 о выделении зе­мельного участка площадью 174 кв. м.

В связи с тем, что в установленные законом порядке и сроки, земельный участок не выделен, общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным бездействия Администрации г. Смоленска по предоставлению земельного участка под строительство и понуждению к заключению договора аренды земельного участка.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.06.2005 заявленные требова­ния удовлетворены.

Признано незаконным бездействие администрации г. Смоленска в выборе и принятии решения о предоставлении Обществу земельного участка. Абзацем 2 резолютивной части решения суд обязал администрацию города в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка и заключить с Обществом договор аренды земельного участка.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 17.10.2005 решение суда изменено. Абзацы 2 и 3 резолютивной части решения изложены в следующей редакции: «Обязать администрацию г. Смоленска в месячный срок устранить допущенные нарушения закона - ст. ст. 31 - 32 Земельного кодекса РФ. Требование о понуждении заключения догово­ра аренды оставить без рассмотрения. В остальной части решение суда оставить без измене­ния».

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Централь­ного округа от 10.05.2006 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 17.10.2005 по делу N А62-10064/04 оставлено без изменения, а кас­сационная жалоба - без удовлетворения.

Во исполнение постановления апелляционной инстанции от 17.10.2005 Управление зе­мельных отношений представило документы ООО «Скорпион» на рассмотрение комиссии Администрации города по выбору земельных участков для строительства объектов в г. Смо­ленске о предоставлении в аренду Обществу земельного участка площадью 174 кв.м, распо­ложенного по ул.Тенишевой, 17 для строительства пристройки к зданию кафе «Рандеву».

По результатам рассмотрения представленных документов составлен акт выбора зе­мельного участка от 01.11.2005, из которого следует, что комиссия решила рекомендовать подготовить проект постановления об отказе ООО «Скорпион» в выделении места для раз­мещения пристройки к зданию кафе «Рандеву» по ул.Тенишевой, д. 17.

На основании акта выбора земельного участка от 01.11.2005 Глава города Смоленска издал постановление от 17.11.2005 №3208 «Об отказе ООО «Скорпион» в размещении при­стройки к зданию кафе «Рандеву».


Полагая, что постановление Администрации не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований ООО «Скорпи­он», суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки тер­риторий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Россий­ской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием такого размещения.

Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соот­ветствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе зе­мельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном за­явлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строи­тельства или необходимые расчеты.

Согласно п. 2, п. 5 ст. 30 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражда­нина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления, упол­номоченный осуществлять выбор земельного участка для строительства, обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использова­ния соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи орган местного самоуправления может принять решение об отказе в размещении объекта, под который испрашивается земельный участок.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Зе­мельного кодекса Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002г. №576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в госу­дарственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, не тре­буется.

Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законом не предусмотрено иное.


Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы земельного законодательства. Согласно подпункту 8 пункта первого этой статьи одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлеж­ности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонировани-ем территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определены категории земли, подразделяющиеся по целевому назначению, а именно: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений, земли особо охраняемых территорий и объектов и другие.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей ста­тьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разре­шенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и по­рядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специ­альных федеральных законов.

В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое приро­доохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 -100 этого Кодекса.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назна­чением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соот­ветствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 18 Закона выявленные объекты культурного наследия до приня­тия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного насле­дия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат государст­венной охране в соответствии с Законом.

На основании пункта 1 статьи 31 Закона до начала проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление которых может ока­зывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утвер­ждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов про­водится историко-культурная экспертиза. Одним из объектов проведения историко-культурной экспертизы является документация, обосновывающая проведение указанных ви­дов работ (статья 30 Закона).

Более того, согласно вводной части Закона охрана памятников истории и культуры яв­ляется одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона органами местного самоуправления поселе­ний в установленном порядке должны приниматься меры (правовые, организационные, фи­нансовые, материально-технические и др.), направленные на выявление, учет, изучение объ­ектов культурного наследия муниципального значения, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием таких объектов.

Как следует из материалов дела, существующее здание кафе «Рандеву» по адресу: <...>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения «Дом жилой », построенным во второй поло-


вине XIX века   по проекту неизвестного автора и принятым под государственную охрану Решением Смоленской областной Думы от 28.02.1995 №24 ( л.д. 110 т.1).

В соответствии с утвержденным историко-архитектурным опорным планом г. Смо­ленска (Решение Смоленской областной Думы от 31.10.1996 № 171) указанное здание рас­положено в границах исторически ценной застройки г. Смоленска и в охранной зоне памят­ников истории и культуры (л.д. 112т. 1).

01.05.2005 между ООО «Скорпион» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области заключен дого­вор о передаче в аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>, являющегося федеральной собственность № 143-05 для использования под кафе-бар и офис, общей площадью объекта 234, 0 кв.м., в том числе под кафе-бар -145,0 кв.м., сроком действия до 31.03.2010.

Общество обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 174 кв. м. под строительство пристройки для расширения ка­фе-бара «Рандеву».

Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок входит в границы указанного памятника культурного наследия, составляя с ним единое целое, так как на нем располагалось левое крыло здания.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на спорном земельном участке ранее Общество осуществило пристройку к зданию кафе « Рандеву», являющемуся памятником истории и культуры второй половины XIX века.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации реше­ние о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием после­дующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Поскольку в отношении спорного земельного участка не принято решение о предвари­тельном согласовании места размещения объекта, заявителем не соблюдены процедуры вы­бора земельного участка, установления его границ и определения разрешенного использова­ния в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания неза­конным отказа Администрации предоставить названный земельный участок для строитель­ства.

Учитывая вышеизложенного, ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что суд не проверил оспариваемый акт на соответствие его Земельному кодексу Российской Федера­ции и Федеральному закону от 26.06.2002 № 73-ФЗ « Об объектах культурного насле­дия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», является несостоя­тельной.

Довод ООО «Скорпион» о том, что постановление от 17.11.2005 №3208 «Об отказе ООО «Скорпион» в размещении пристройки к зданию кафе «Рандеву» незаконно, поскольку Обществом представлены документы необходимые для строительства пристройки, суд апел­ляционной инстанции считает несостоятельным в силу следующего.

Как установлено судом, вопрос о выделении земельного участка для строительства пристройки к зданию кафе «Рандеву» площадью 174 кв.м., расположенного по ул. Тенише­вой, 17, был рассмотрен комиссией Администрации г. Смоленска по выбору земельных уча­стков для строительства объектов в городе Смоленске.

По результатам рассмотрения комиссией принято решение рекомендовать подготовить проект постановления об отказе ООО « Скорпион» в размещении пристройки к зданию кафе « Рандеву».

Согласно п. 2, п. 5 ст. 30 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражда­нина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Пунктами 6, 7 этой же статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласо­вании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об


отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласова­нии места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права вытекает, что пред­варительное согласование места размещения объекта осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и по отношению к конкретному субъекту строитель­ства.

Как видно из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке расположена пристройка к зданию, которая возведена без оформления разрешительной документации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без по­лучения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроитель­ных и строительных норм и правил

Между тем ООО «Скорпион» не представило суду разрешение на строительство при­стройки к зданию, являющемуся объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), следовательно, Общество произвело строительство левого крыла здания само­вольно, без получения на это необходимого разрешения на строительство.

Из имеющегося в материалах дела письма заместителя Главы Администрации города Смоленска от 28.05.2002 №1/4-1295 следует, что заявление ООО «Скорпион» о предоставле­нии земельного участка, прилегающего к бару «Рандеву» для устройства летней площадки кафе, рассмотрено в Администрации города и принято решение согласовать устройство лет­ней площадки-кафе, в связи с чем Обществу предложено представить в управление архитек­туры и градостроительства на согласование предложение дизайнерского оформления летней площадки (л.д. 51 т. 1).

Архитектурно-дизайнерское решение согласовано Администрацией г.Смоленска, одна­ко в данной схеме имеется примечание, что данная разработка является предпроектным предложением для решения на комиссии (л.д. 52 т. 1).

Таким образом, представленные Обществом в материалы дела документы согласования устройства летней площадки-кафе по ул. Тенишевой, д. 17 и эскизный проект расширения кафе «Рандеву» не являются разрешительной документацией.

Общество не представило доказательств того, что возведение пристройки к кафе было осуществлено при наличии необходимого разрешения на строительство, выдаваемое при на­личии правоустанавливающих документов на землю.

Довод жалобы о незаконности состава комиссии Администрации города по выбору зе­мельных участков для строительства объектов в городе Смоленске, суд апелляционной ин­станции считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Положением по выбору земельных участков для строительства объек­тов в городе Смоленске, утвержденного главой Администрации г.Смоленска от 16.06.2003 №1043 вопросы, связанные с выбором земельных участков для строительства объектов в г.Смоленске, рассматриваются комиссией.

Постановлением Главы г. Смоленска от 16.06.2003 №1043 (действовавшем на момент составления акта выбора земельного участка от 01.11.2005) утвержден состав комиссии, из текста постановления следует, что СОГУК Центра по охране и использованию памятников истории и культуры участвует в заседаниях комиссии по согласованию (л.д. 71 т. 1).

Состав комиссии, указанный в акте от 01.11.2005, соответствовал Постановлению Гла­вы г. Смоленска от 16.06.2003 №1043, следовательно, правомочен по решению вопроса о предоставлении земельного участка под застройку.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция не находит оснований для отме­ны либо изменения обжалуемого судебного акта.


Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26 сентября 2006 года по делу №А62-852/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжа­ловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                            В.Н. Стаханова

Судьи                                                                                                                      E.H. Тимашкова

                       О.Г. Тучкова