ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А09-12467/2018 |
20АП-4270/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 Рафика, ответчика – Брянской городской администрации, заинтересованного лица – Володарской районной администрации города Брянска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 Рафика на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 по делу № А09-12467/2018 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (г. Брянск, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (далее – индивидуальный предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – администрация, ответчик) от 03.10.2018 № 3072-п «О прекращении действия паспорта временного объекта от 27.09.2013 № В-0031/2013».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Володарская районная администрация города Брянска (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Брянская городская администрация просит решение суда оставить без изменения.
Володарская районная администрация города Брянска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП ФИО1 на конкурсной основе получил право на размещение нестационарного торгового объекта – торгового киоска, расположенного по адресу: г. Брянск, Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. «Фосфоритный завод», имеющий паспорт временного объекта от 27.09.2013 № В-0031/2013.
Постановлением Брянской городской администрации от 03.10.2018 № 3072-п, в соответствии с пунктом 4 Положения о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 № 1550-п, на основании письма Володарской районной администрации города Брянска от 20.09.2018 № 1/15-1304, акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта от 17.06.2018 действие вышеуказанного паспорта было прекращено.
Постановлением от 29.11.2018 № 3666-п внесены изменения в постановление от 03.10.2018 № 3072-п в связи с допущенной технической опечаткой в части указания даты акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта.
Дата акта проверки соблюдения требований по размещению и эксплуатации нестационарного торгового объекта от 17.06.2018 была изменена на дату от 17.07.2018.
Считая, что постановление 03.10.2018 № 3072-п не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы индивидуального предпринимателя, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту – Положение № 803), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Положения № 803 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе.
Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Согласно пункту 3.1 Положения № 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта – победитель аукциона (лицо, получившее право па размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения № 803).
Согласно пункту 3.8 Положения № 803 период функционирования нестационарных торговых объектов для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) устанавливался 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта.
Приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке (пункт 5.3 Положения № 803).
Постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 № 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных тортовых объектов на территории города Брянска (далее по тексту – Положение № 1550-п), согласно которому администрация принимает решение о приостановлении и прекращении действия паспорта временного объекта по основаниям, установленным пунктами 5.1, 5.2 Положения, в форме постановления.
Проект соответствующего постановления готовит управление по строительству и развитию территории города Брянска в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Положением.
Действие паспорта временного объекта прекращается в случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов: подачи владельцем нестационарного торгового объекта соответствующего заявления; невыполнение владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки; неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта; прекращения владельцем нестационарного торгового объекта своей деятельности в установленном законом порядке; неоднократного нарушения владельцем нестационарного торгового объекта правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов; истечения срока действия паспорта временного объекта.
На основании пункта 2 Положения № 803 принято постановление от 30.07.2012 № 1874-п «Об утверждении формы паспорта временного объекта».
Постановлением Брянской городской администрации от 07.02.2014 № 261-п были внесены изменения в постановление от 30.07.2012 № 1874-п и приложение к указанному постановлению (форма паспорта временного объекта) изложена в новой редакции.
При этом, как обоснованно констатировано судом первой инстанции, порядок выдачи паспорта временного объекта вышеуказанными постановлениями Брянской городской администрации не регулировался.
Пунктами 3.6, 3.7 упомянутого Положения предусмотрено, что в случае реорганизации, изменения наименования и (или) адреса юридического лица, адреса и (или) паспортных данных индивидуального предпринимателя паспорт временного объекта подлежит переоформлению.
Переоформление паспорта временного объекта осуществляется управлением по строительству и развитию территории города Брянска на основании заявления владельца нестационарного торгового объекта с представлением выписки из протокола конкурсной комиссии.
Иных оснований для переоформления паспорта временного объекта указанным Положением не предусматривалось.
С учетом вышеизложенных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятие Брянской городской администрацией постановления от 07.02.2014 № 261-п (вступило в силу с 14.02.2014), утвердившего новую форму паспорта временного объекта, не прекращало действия ранее выданных паспортов и не требовало их переоформления, а переоформление паспортов временного объекта, исходя из содержания пунктов 3.6, 3.7 вышеуказанного Положения, не влекло за собой изменения срока его действия.
Судом установлено, что администрацией в материалы дела представлена копия паспорта временного объекта от 27.09.2013 № В-0031/13 со сроком действия до 27.09.2018, из которого следует, что он выдан ФИО1 в отношении торгового киоска с адресным ориентиром: Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. «Фосфоритный завод».
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, данный паспорт соответствует форме, утвержденной постановлением Брянской городской администрацией от 30.07.2012 № 1874-п; подписан главным архитектором города; срок действия, указанный в паспорте, соответствует сроку, установленному пунктом 3.8 Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что администрацией в материалы дела представлена выписка из журнала учета выдачи паспортов временных объектов на территории г. Брянска за 2013 год, из которой следует, что паспорт временного объекта от 27.09.2013 № В-0031/13 был выдан предпринимателю 17.10.2013 на основании его заявления от 24.09.2013.
В свою очередь, заявителем в материалы дела представлена копия паспорта временного объекта от 29.12.2015 № В-0031/13, подготовленного МУП «АПБ» г. Брянска, также в отношении торгового киоска с адресным ориентиром Володарский район, ул. Фосфоритная, ост. «Фосфоритный завод» со сроком действия до 27.09.2018.
Судом первой инстанции отмечено, что на странице 3 указанного паспорта на схеме размещения временного объекта на топографической основе имеется запись «Паспорт временного объекта был переделан в связи с уточнением места размещения киоска».
При этом, как правомерно учтено судом первой инстанции, в паспорте временного объекта от 29.12.2015 № В-0031/13 отсутствуют подписи заместителя начальника управления по строительству и развитию территории города Брянска, представителя владельца, представителя районной администрации города и представителя управления по строительству и развитию территории г. Брянска, наличие которых предусмотрено постановлением Брянской городской администрацией от 07.02.2014 № 261-п.
Также судом отмечено, что на странице 3 паспорта временного объекта от 29.12.2015 № В-0031/13 имеется ссылка на протокол заседания конкурсной комиссии от 20.10.2015, который заявителем в материалы дела не представлен.
Администрацией в материалы дела представлена выписка из книги учета выдачи паспортов временных объектов № 2 за 2015 – 2016 годы, из которой следует, что в период с 03.06.2015 по 05.05.2016 ИП ФИО1 в управление по строительству и развитию территории города Брянска – уполномоченное лицо на выдачу паспорта временного объекта, в указанный период времени с заявлением о выдаче паспорта временного объекта не обращался, какой-либо паспорт временного объекта, в том числе и паспорт от 29.12.2015 № В-0031/13 предпринимателю не выдавался.
С учетом этого суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что деятельность в указанном объекте торговли предприниматель осуществлял на основании паспорта от 27.09.2013 № В-0031/13 со сроком действия до 27.09.2018, а, следовательно, принятие администрацией оспариваемого постановления после истечения срока действия паспорта НТО (постановление датировано 03.10.2018) не нарушает положений вышеуказанных действующих нормативных правовых актов и не может нарушать прав и законных интересов предпринимателя ввиду отсутствия законных оснований для осуществления деятельности в данном объекте на дату принятия оспариваемого постановления.
При этом, по справедливому суждению суда, ссылка заявителя на действующий паспорт от 29.12.2015 № В-0031/13 безосновательна ввиду вышеизложенных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, судом отмечено, что 29.09.2017 комиссионной проверкой объекта торговли заявителя установлены факты нарушения требований Положения № 803, в частности, несоответствие внешнего вида паспорту временного объекта, самовольное переоборудование объекта, а также нарушение схемы специализации, которые зафиксированы в акте проверки от 29.09.2017.
На основании данного акта администрацией вынесено постановление от 07.11.2017 № 3868-п о приостановлении действия паспорта временного объекта. При этом данное постановление заявителем не оспорено в установленные сроки и порядке.
Поскольку совокупность предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания ненормативного правового акта недействительным в рассматриваемом случае не установлена, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества о признании недействительным постановления Брянской городской администрации от 03.10.2018 № 3072-п «О прекращении действия паспорта временного объекта от 27.09.2013 № В-0031/2013».
Доводы заявителя, продублированные в апелляционной жалобе, о нарушении администрацией требований к проведению проверки 29.09.2017, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку документально не подтверждены.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2019 по делу № А09-12467/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатряна Рафика – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Еремичева Д.В. Большаков Е.Н. Тимашкова |