ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4814/20 от 21.09.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

1166/2020-29656(2)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-926/2020   20АП-4814/2020  Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года. 

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года. 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в  судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шульги  Алексея Васильевича на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2020 по  делу № А09-926/2020 (судья Копыт Ю.Д.), принятое по заявлению управления  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1053244054192, ИНН 3250058866) к  индивидуальному предпринимателю Шульге Алексею Васильевичу (г. Брянск, 

ОГРНИП 318325600040458, ИНН 323402798749) о привлечении к административной  ответственности, 

лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не  направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; 

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Брянской области (далее - управление) обратилось в  арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя  Шульги А.В. (далее – предприниматель) к административной ответственности,  предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2020 требование  управления удовлетворено: предприниматель привлечен к административной 


ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП  РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения с конфискацией  предметов административного правонарушения. 

Не согласившись с данным решением, предприниматель обратился в Двадцатый  арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда  первой инстанции. 

В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что в нарушение  распоряжения на проведение проверки, в котором обозначен перечень мероприятий –  визуальный осмотр объекта и проверка товаросопроводительных документов, был  осуществлен личный досмотр сотрудника магазина; указывает на отсутствие предмета  административного правонарушения; считает ошибочной квалификацию правонарушения  по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, так как в материалах дела отсутствует документальное  подтверждение факта реализации. 

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного  акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований  для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. 

Как следует из материалов дела, 20.01.2020 с 15 час. 00 мин. до 16 час. 51 мин.  управлением, с целью исполнения приказа руководителя Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.12.2019 № 1053 «О  проведении внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, с целью предотвращения и прекращения возможной реализации в  торговых точках некурительной никотиносодержащей продукции без соответствующих  документов, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза», на  основании распоряжения от 17.01.2020 № 2001/0007-вр (т. 1 л. 16 – 17) проведена  внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя, в ходе которой  установлено (акт проверки от 23.01.2020 № 2001/0040-а, т. 1 л. 18 – 20), что: 

- в нарушение ст. 29 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и  безопасности пищевые продуктов», ст. 23 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой  продукции» в торговой точке предпринимателя, осуществляющего деятельность по  адресу: г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 1/4, находится в обороте без документов,  подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции некурительная  никотиносодержащая продукция; 

- в нарушение ст. 39 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ст. 4  ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» на некурительной 


никотиносодержащей продукции отсутствует маркировка единым знаком обращения  продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. 

Вышеуказанная некурительная никотиносодержащая продукция изъята у  предпринимателя (протокол ареста товаров и иных вещей от 20.01.2020, т. 1 л. 11 – 15). 

По результатам проведения проверки управлением 23.01.2020 в отношении  предпринимателя составлен протокол № 12 (т. 1 л. 8 – 10) об административном  правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, а  также выдано предписание № 2001/0003-п (т. 1 л. 21 – 22). 

С целью привлечения предпринимателя к административной ответственности  управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя требование управления, суд первой инстанции исходил из  доказанности события и состава вменяемого предпринимателю административного  правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.43  КоАП РФ, не усмотрел нарушений при производстве по делу об административном  правонарушении. 

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись  ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден  ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства,  имеющие значение для дела. 

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при  применении мер административного принуждения предполагает не только наличие  законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение  установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля  (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),  муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон 

 № 294-ФЗ).


В соответствии с ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной  проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения  которой указаны в п. 2 ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный  предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом  муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения  любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по  адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если  такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических  лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был  представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган  государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. 

В силу п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных  ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, относится к грубым нарушениям закона. 

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом  государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым  нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению  проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований,  установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим  органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления  юридического лица, индивидуального предпринимателя. 

Из материалов дела следует, что предприниматель был уведомлен о проведении  внеплановой выездной проверки 20.01.2020 в 15 час. 00 мин. (акт проверки от 23.01.2020   № 2001/0040-а, т. 1 л. 18 – 20), то есть одновременно с началом проверки. 

Таким образом, управление уведомило предпринимателя о проведении проверки  менее чем за двадцать четыре часа до ее начала, что не соответствует положениям ч. 16  ст. 10 Закона № 294-ФЗ и является грубым нарушением требований законодательства к  организации и проведению проверок. 

При этом в силу указанных норм закона суд не наделен правом давать оценку  степени существенности или несущественности нарушения. Грубое нарушение в силу  прямого указания закона влечет за собой безусловные последствия, пересмотр которых не  относится к компетенции суда. 

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое  решение подлежит отмене. 


Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2020 по делу № А09-926/2020 

отменить.

В удовлетворении требований управления Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области о привлечении  индивидуального предпринимателя Шульга Алексея Васильевича к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, отказать. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в  течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции. 

Председательствующий судья Е.В. Мордасов 

Судьи Д.В. Большаков  В.Н. Стаханова