ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-5156/19 от 19.08.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-239/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   19.08.2019

Постановление изготовлено в полном объеме    20.08.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Заикиной Н.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.06.2019 по делу № А68-239/2019 (судья Андреева Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 71:30:080216:152, расположенного по адресу: г. Тула, <...> площадью 12 227 кв. метров, утвердив в следующей редакции:

пункт 1.1 договора: «Продавец на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, передает в собственность покупателя из земель населенного пункта (г. Тула) земельный участок: кадастровый номер 71:30:080216:152, расположенный по адресу:  Тульская область, г. Тула, <...> площадью 12 227 кв. метров, разрешенное использование: нежилое здание – гараж и нежилое здание – ангар, а покупатель принимает земельный участок и уплачивает денежную сумму в размере 1 612 204 рублей, НДС не облагается. Расчет цены земельного участка является приложением № 1 к договору»;

пункт 2.1 договора: «Покупатель производит оплату земельного участка не позднее 30 дней со дня подписания настоящего договора путем перечисления 1 612 204 рублей (одного миллиона шестисот двенадцати тысяч двухсот четырех рублей 00 копеек) на расчетный счет продавца № 40101810700000010107 в отделение Тула г. Тула, БИК 047003001. Получатель: УФК по Тульской области (министерство имущественных и земельных отношений Тульской области) ИНН <***>, КПП 710601001, ОКТМО 70701000, КБК 82311406012040000430»;

приложение № 1 к договору: «13,1856 * 10 * 12 227 * 1 /1 = 1 612 204, где: 13,1856 – ставка земельного налога за 1 кв. метр (руб./кв. м) 10 – кратность ставки земельного налога, 12 227 – площадь земельного участка (кв. метр), 1 /1 — доля в праве собственности на земельный участок, предоставленный за плату. Итого выкупная стоимость участка определена в размере 1 612 204 рублей (одного миллиона шестисот двенадцати тысяч двухсот четырех рублей 00 копеек)».

Решением суда от 26.06.2019 (т. 1, л. д. 112) в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе предприниматель  просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что на спорном земельном участке расположены объекты производственного назначения, в связи с чем при расчете его выкупной стоимости должен использоваться коэффициент 10, а не 15.  Указывает, что в соответствии с  приложением № 2 к  приказу  Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»  к группе 7  «Объекты производственного назначения» отнесены станции технического обслуживания автомобилей, автосервисы. Сообщает о том, что, помимо указанной деятельности, в принадлежащих истцу  объектах недвижимости,  расположенных на спорном земельном участке, ведется  деятельность по  изготовлению мобильных вагончиков и порошковой покраски, а также  изготовлению пластиковых окон и ремонту дизельной аппаратуры.

В отзыве министерство просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  Указывает, что на спорном земельном участке расположены  нежилые здания ангара и гаража, которые не могут  быть отнесены  к производственным и административным зданиям,  для которых применим коэффициент  кратности размера ставки земельного налога, равный 10. Сообщает, что  в соответствии с решением Тульской городской думы от 28.06.2017 № 39/958 «О внесении изменений  в Правила землепользования и застройки  муниципального образования город Тула, утвержденных  решением Тульской городской думы от 23.12.2016 № 33/839, с учетом  итогов (рекомендаций)  публичных слушаний от 24.05.2017», производственная  деятельность подразумевает размещение объектов капитального  строительства в целях  добычи недр, их  переработки,  изготовления вещей промышленным способом; согласно СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической  защищенности зданий и сооружений.  Общие требования проектирования, утвержденных приказом Минрегиона России от 05.07.2011 № 320, к объектам производственного назначения отнесены здания, используемые  для производства сборочных работ и складские здания; в соответствии с пунктом 34  статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент  о требованиях  пожарной безопасности» к производственным объектам  отнесены объекты промышленного и сельскохозяйственного  назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи. Считает не относимым к настоящему спору  определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-АД16-20288, указывая, что  предметом  этого дела являлось признание незаконным  постановления Государственной инспекции  по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, а не спор по отнесению  объектов к производственной группе.   

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Судебное  заседание проводилось  в их  отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266  Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником нежилого здания (гараж) с кадастровым(условным) номером 71:30:080216:113, назначение: объекты нежилого назначения, площадью 397,7 кв. метров, количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. Киреевская, д. 39 (выписка из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.10.2015 запись регистрации № 71-71/001-71/001/147/2015-173/2, свидетельство о государственной регистрации права № 71-71/001-71/001/147/2015-173/2 от 06.10.2015) и нежилого здания (ангар) с кадастровым (условным) номером 71:30:080216:100, назначение: объекты нежилого назначения, 1-этажный (подземных этажей - 0), общей площадью 444 кв. метров, инвентарный номер 70:401:001:002216810:0600:20000, лит. Е, по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Киреевская, д. 39 (выписка из Единого государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.10.2015 запись регистрации № 71-71/001-71/001/147/2015-172/2, свидетельство о государственной регистрации права № 71- 71/001-71/001/147/2015-172/2 от 06.10.2015).

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 1:30:080216:152 по адресу: Тульская область, г. Тула, <...>, общей площадью 12 227 кв. метров с видом разрешенного использования: нежилое здание – гараж и нежилое здание – ангар (т. 1, л. д. 105).

В целях приобретения земельного участка  под объектами недвижимости в собственность предприниматель обратился в министерство с соответствующим заявлением; по результатам рассмотрения заявления министерством  направлен проект договора купли-продажи земельного участка, в котором цена земельного участка указана в размере 2 418 300 рублей. Согласно приложению № 1 к проекту договору указанная  цена определена  исходя из следующих параметров: 13,1856 * 1,5 * 12 227 * 2 118 300 рублей, где: 13,1856 – ставка земельного налога за 1 кв. метр (руб./кв. метр), 15 - кратность ставки земельного налога, 12 227 – площадь земельного участка (кв. метр), 1/1 - доля в праве собственности на земельный участок.

Не согласившись с  применением в расчете коэффициента 15 к ставке земельного налога, и утверждая, что к названному расчету применима ставка, равная 10 (в связи с расположением на земельном участке  объектов недвижимости, используемых в производственной деятельности (ремонт и обслуживание автотранспорта)), в связи с чем выкупная цена  земельногоучастка составит  1 612 204 рублей (13,1856 * 10* 12227 * 1/1= 1612204, где: 13,1856 – ставка земельного налога за 1 кв. метр (руб./кв. метр) 10 – кратность ставки земельного налога 12 227 – площадь земельного участка (кв. метр) 1/1 – доля в праве собственности на земельный участок (т. 1, л. д. 13)),  предприниматель направил в адрес министерства протокол разногласий к проекту договора.

Поскольку в письме от 03.04.2018 № 29-01-17/4704 министерство  отказалось подписывать указанный  протокол, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Разногласия сторон  по настоящему спору касаются  вопроса  применения к расчету выкупной стоимости земельного  участка под объектами недвижимости  коэффициента кратности ставки земельного налога: предприниматель, утверждая, что на земельном участке расположены объекты производственного назначения, считает применимым к расчету ставку 10 (для земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности); а министерство  указывает на необходимость  использования в расчете ставки 15 (для  иных случаев).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Законом Тульской области от 15.12.2011  № 1679-ЗТО  «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области» (далее – Закон № 1679-ЗТО), цена земельных участков определяется исходя из их кадастровой стоимости, и рассчитывается по формуле: Ц = К x КС x НС / 100, где Ц – цена земельного участка, находящегося в собственности области или государственная собственность на который не разграничена; К – коэффициент кратности размера ставки земельного налога; КС – кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности области или государственная собственность на который не разграничена, рублей; НС – ставка земельного налога, установленная муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования по месту расположения земельного участка, в процентах. Цена земельного участка, находящегося в собственности области или государственная собственность на который не разграничена, не может превышать его кадастровую стоимость. Коэффициенты кратности размера ставки земельного налога устанавливаются в следующих размерах: 1) в границах населенных пунктов: а) для земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, – 10; б) в иных случаях – 15; 2) за пределами границ населенных пунктов – 10.

В настоящем случае  материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок имеет разрешенное использование  нежилое здание – гараж и нежилое здание – ангар (т. 1, л. д. 105).

Согласно пункту  3.3 СП 113.13330.2016 «Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», утвержденного Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 776/пр, гараж - это здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.

Ангар - это специальное помещение для стоянки, технического обслуживания и ремонта самолетов, вертолетов и другой крупногабаритной техники. Он может использоваться в том числе как любое промышленное, офисное или складское помещение арочного или шатрового типа.

В соответствии с решением Тульской городской Думы от 28.06.2017 № 39/958 «О внесений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839, с учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний от 24.05.2017», производственная деятельность подразумевает размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.

В настоящем случае разрешенное использование земельного участка (нежилое здание – гараж и нежилое здание – ангар) не  означает ведения указанной деятельности.

Таким образом, к расчету  выкупной стоимости спорного земельного участка не применим коэффициент,  установленный для земель, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности. Следовательно, министерство обоснованно  использовало при расчете выкупной стоимости коэффициент кратности размера ставки земельного налога, установленный для иных  земельных участков.

Довод заявителя о фактическом ведении им в  принадлежащих ему объектах недвижимости производственной деятельности, не принимается во внимание, поскольку для расчета выкупной стоимости на основании Закона № 1679-ЗТО  имеет значение не  фактически  осуществляемая деятельность, а   разрешенное использование земельного участка, сведения о котором  отражены в Едином реестре недвижимости.

Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

При таких обстоятельствах  суд пришел к правильному выводу  лоб отсутствии оснований для  принятия спорных условий договора в предложенной  истцом редакции.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену  судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьей 110,  частью 3  статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного,  руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей  271   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ: 

решение Арбитражного суда Тульской области от 26.06.2019 по делу № А68-239/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

                         Л.А. Капустина

                         М.М. Дайнеко       

                          Н.В. Заикина