ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-7955/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Калуга, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 05.10.2020), заинтересованного лица – Администрации муниципального района «Тарусский район» (Калужская область, г. Таруса, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 13.0.2021 № 04-08/4112), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области (г. Калуга), министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Село Барятино» (Калужская область, с. Барятино ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Деревня Похвиснево» (Калужская область, д. Похвиснево, ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрации (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Село Роща» (Калужская область, с. Роща, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежавшим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2021 по делу № А23-7955/2020 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Калужской области к Администрации муниципального района «Тарусский район» (далее – заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о:
– признании вывода, изложенного в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020 в части несогласования проекта внесения изменения и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области по переводу земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, из состава земель одной категории в другую незаконным и необоснованным;
– признании бездействия Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта о внесении либо об отказе во внесении земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14 в схему территориального планирования для перевода из одной категории в другую по ходатайству заявителя незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности;
– обязании Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством принятия соответствующего распоряжения о включении либо об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района в схему территориального планирования с целью перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
– обязании Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести документы территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области с учетом положений о территориальном планировании, документов территориального планирования Калужской области (схемах территориального планирования Калужской области) в части земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области, министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, Администрация (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Село Барятино», Администрация (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Деревня Похвиснево», Администрация (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения «Село Роща».
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2021 производство по делу в части требования о признании незаконным и необоснованным вывода, изложенного в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020, в части несогласования проекта внесения изменения и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области по переводу земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, из состава земель одной категории в другую прекращено. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП ФИО1 обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. По мнению предпринимателя, принятие необоснованного решения, изложенного в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020, явилось следствием исключения принадлежащего заявителю земельного участка из схемы территориального планирования муниципального района, что в свою очередь лишило его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с полученной лицензией на добычу полезных ископаемых. Как указывает ИП ФИО1, у суда первой инстанции не имелось оснований для прекращения производства по делу в части требования о признании незаконным и необоснованным вывода, изложенного в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020, в части несогласования проекта внесения изменения и дополнений в вышеуказанную схему территориального планирования, поскольку указанное требование непосредственно связано с экономической деятельностью предпринимателя. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность выводов согласительной комиссии в части отказа по переводу спорного земельного участка из одной категории в другую. Предприниматель считает, что администрацией допущено злоупотребление правом, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержал доводы, изложенные предпринимателем в апелляционной жалобе.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах позиции участвующих в деле лиц, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:20:021103:14 из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 14,6 га, расположенный в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Tapyccкого района.
Право собственности предпринимателя на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано 19.12.2016 № 40-40/020-40/020/003/2016-3317/1.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.12.2016 с разрешенным использованием – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области 10.10.2013 утвержден перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для предоставления в пользование на территории Калужской области, в который включен и вышеуказанный земельный участок (позиция 5 перечня – Латынинское ПГМ). Письмом от 04.12.2013 № ЕК-04-24/14182 включение Латынинского участка согласовано с Федеральным агентством по недпропользованию.
На основании лицензии КЛЖ 80123 ТЭ от 15.07.2014 предпринимателю было предоставлено право пользования участком недр местного значения с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Латынинский (0,5 км южнее д. Латынино на территории муниципального района «Тарусский район» Калужской области) сроком с 15.07.2014 по 01.01.2034.
ИП ФИО1 в июле 2017 года обратился в адрес Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области (вх. № 10/543-ИП от 11.07.2017) с заявлением о внесении изменений в схему территориального планирования данного района в части изменения категории земель земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Tapyccкого района, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Письмом от 03.08.2017 № 04-10/2319 администрации сообщила предпринимателю, что его обращение было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии при администрации (протокол № 14 от 27.07.2017), в связи с чем было принято решение: направить поступившее обращение в комиссию по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую при министерстве экономического развития Калужской области, действующего в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 25.03.2009 № 246-п. По итогам рассмотрения будет сообщено дополнительно.
Решением Жуковского районного суда Калужской области (постоянное судебное присутствие в г. Тарусе Тарусского района Калужской области) от 29.11.2018 по делу № 2а-2-315/2018, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 27.02.2019, удовлетворено заявление прокурора Тарусского района Калужской области к администрации о признании незаконным бездействия по внесению изменений в схему территориального планирования Тарусского района. На Администрацию муниципального района «Тарусский район» Калужской области возложена обязанность в срок не позднее 01.07.2019 подготовить изменения в схему территориального планирования по заявлению ИП ФИО1 с надлежащим согласованием с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района «Тарусский район».
В данном решении также указано, что предприниматель 17.07.2017 обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в схему территориального планирования данного района в части изменения категории земель земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности». Указано также, что данное заявление было рассмотрено на заседании градостроительной комиссии при администрации с рекомендацией направить его в комиссию по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую при министерстве экономического развития Калужской области. Судом обращено внимание, что при этом администрацией не были проведены мероприятия, регламентированные статьями 9, 20, 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по предложениям предпринимателя о внесении изменений в схему территориального планирования. Судом также указано, что администрацией без подготовки изменений в схему территориального планирования, без надлежащего согласования с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, заявление предпринимателя о внесении изменений в схему территориального планирования вынесено на рассмотрение представительного органа местного самоуправления муниципального района «Тарусский район», по результатам которого 24.01.2018 принято решение № 9 об отказе во внесении данных изменений; данное решение отменено решением Районного собрания от 14.05.2018 № 22 по протесту прокурора.
Администрацией муниципального района «Тарусский район» Калужской области принято постановление от 21.03.2019 № 170 «О подготовке проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» в Калужской области».
Определением Жуковского районного суда Калужской области (постоянное судебное присутствие в г. Тарусе Тарусского района Калужской области) от 06.09.2019 удовлетворено заявление Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 02.08.2019, администрации предоставлена отсрочка исполнения решения от 29.11.2018 по делу № 2а-2-315/2018 до 01.04.2020. Из содержания данного определения следует, что контракт на разработку проекта по внесению изменений и дополнений в схему территориального планирования района заключен 04.06.2019, при этом для начала работ администрация должна предоставить исполнителю сведения из иных органов власти. Получение данных сведений администрацией ожидается не ранее августа 2019 года. С момента предоставления исполнителю данных сведений начнет течение срок исполнения работ по контракту, составляющий 134 дня. Затем начнется согласование изменений (не менее трех месяцев).
Тарусским РОСП УФССП России по Калужской области 22.07.2019 на основании решения Жуковского районного суда Калужской области (постоянное судебное присутствие в г. Тарусе Тарусского района Калужской области) от 29.11.2018 по делу № 2а-2-315/2018 возбуждено исполнительное производство № 9007/19/40044-ИП, которое на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 29.05.2020 окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Администрацией муниципального района «Тарусский район» Калужской области постановлением от 30.07.2020 № 271 создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки сводного заключения об отказе в согласовании проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области.
По результатам работы данной комиссии, с учетом заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 30.06.2020 № 123 от администрации сельского поселения «Село Барятино», заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 03.07.2020 № 241 от администрации сельского поселения «Деревня Похвиснево», заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 30.06.2020 № 121 от Администрации сельского поселения «Село Роща», принято решение об отказе в согласовании проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области.
Согласно протоколу заседания комиссии от 13.08.2020 основанием не согласования проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области в части планируемого перевода земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности», по мнению временно исполняющих обязанности главы администрации: сельского поселения «Село Барятино», сельского поселения «Село Роща», сельского поселения «Деревня Похвиснево», является: «возможное негативное влияние планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие поселения, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории поселения».
Данное решение оформлено в виде заключения от 13.08.2020, на основании которого принято решение Районного собрания муниципального района «Тарусский район» от 22.10.2020 № 31 «Об утверждении проекта изменений и дополнений в Схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области», которым исключен земельный участок с кадастровым номером 40:20:021103:14, планируемый к переводу из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
Не согласившись с выводом, изложенным в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020 в части несогласования проекта внесения изменения и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области по переводу земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, из состава земель одной категории в другую, указав на незаконное бездействие Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта о внесении либо об отказе во внесении земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14 в схему территориального планирования для перевода из одной категории в другую по ходатайству заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование требования о признании незаконным нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности бездействия Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта о внесении либо об отказе во внесении земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14 в схему территориального планирования для перевода из одной категории в другую по ходатайству заявителя, предприниматель ссылается на положения пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в названной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
При этом земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно требованиям пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе по результатам рассмотрения ходатайства принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Частью 7 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
Таким образом, акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе по результатам рассмотрения ходатайства принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по ходатайству заинтересованного лица о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено доказательств того, что ИП ФИО1 обращался в адрес администрации с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, из состава земель одной категории в другую, в связи с чем ссылка заявителя на положения пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ является несостоятельной.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Материалами дела установлен факт того, что ИП ФИО1 в июле 2017 года обратился в адрес Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области (вх. № 10/543-ИП от 11.07.2017) с заявлением о внесении изменений в схему территориального планирования данного района в части изменения категории земель земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Tapyccкого района, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что иных обращений, кроме вышеуказанного, предприниматель в адрес администрации не направлял.
Отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством – часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В силу части 2 статьи 20 ГрК РФ подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района (часть 5 статьи 20 ГрК РФ).
В соответствии с частями 8, 9 статьи 20 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.
Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 ГрК РФ проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в том числе, в случае, когда на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Более того, в силу части 3 статьи 21 ГрК РФ проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.
В соответствии с частью 8 статьи 21 ГрК РФ заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.
Частью 9 статьи 21 ГрК РФ предусмотрено, что в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятых решений, глава местной администрации муниципального района в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.
По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации муниципального района:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования муниципального района с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам (часть 10 статьи 21 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 21 ГрК РФ указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
– предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);
– план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.
В соответствии с частью 12 статьи 21 ГрК РФ на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал на то, что действующим законодательством не предусмотрена выдача органом местного самоуправления муниципального района акта о внесении либо об отказе во внесении земельного участка в схему территориального планирования для перевода из одной категории в другую по ходатайству заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные предпринимателем требования о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района «Тарусский район» Калужской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок акта о внесении либо об отказе во внесении земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14 в схему территориального планирования для перевода из одной категории в другую по ходатайству заявителя удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, решением Жуковского районного суда Калужской области (постоянное судебное присутствие в г. Тарусе Тарусского района Калужской области) от 29.11.2018 по делу № 2а-2-315/2018, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 27.02.2019, удовлетворено заявление прокурора Тарусского района Калужской области к администрации о признании незаконным бездействия по внесению изменений в схему территориального планирования Тарусского района, на Администрацию муниципального района «Тарусский район» Калужской области возложена обязанность в срок не позднее 01.07.2019 подготовить изменения в схему территориального планирования по заявлению ФИО1 с надлежащим согласованием с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района «Тарусский район», срок исполнения которого был продлен до 01.04.2020 определением Жуковского районного суда Калужской области (постоянное судебное присутствие в г. Тарусе Тарусского района Калужской области) от 06.09.2019 по делу № 2а-2-315/2018.
Во исполнение вышеуказанного решения суда, администрацией муниципального района «Тарусский район» Калужской области принято постановление от 21.03.2019 № 170 «О подготовке проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» в Калужской области».
Администрацией муниципального района «Тарусский район» Калужской области постановлением от 30.07.2020 № 271 создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний, послуживших основанием для подготовки сводного заключения об отказе в согласовании проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области.
По результатам работы данной комиссии, с учетом заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 30.06.2020 № 123 от администрации сельского поселения «Село Барятино», заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 03.07.2020 № 241 от администрации сельского поселения «Деревня Похвиснево», заключения о несогласовании проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области от 30.06.2020 № 121 от администрации сельского поселения «Село Роща», принято решение об отказе в согласовании проекта изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области.
Согласно протоколу заседания комиссии от 13.08.2020 основанием несогласования проекта внесения изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области в части планируемого перевода земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности», по мнению временно исполняющих обязанности главы администрации: сельского поселения «Село Барятино», сельского поселения «Село Роща», сельского поселения «Деревня Похвиснево», является: «возможное негативное влияние планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие поселения, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории поселения».
Данное решение оформлено в виде заключения от 13.08.2020, на основании которого принято решение Районного собрания муниципального района «Тарусский район» от 22.10.2020 № 31 «Об утверждении проекта изменений и дополнений в Схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области», которым исключен земельный участок с кадастровым номером 40:20:021103:14, планируемого к переводу из состава земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
При этом частью 7 статьи 20 ГрК РФ установлено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Применительно к главе 24 АПК РФ подсудность спора арбитражному суду определяется фактом наличия вынесенного в отношении его акта ненормативного характера, принятия решения или совершения действий (бездействия) и нарушения этим актом (решением, действием, бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд за защитой нарушенного права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из совокупности вышеуказанных положений следует, что оспариваемый предпринимателем вывод, изложенный в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020, в части несогласования проекта внесения изменения и дополнений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» Калужской области по переводу земельного участка с кадастровым номером 40:20:021103:14, расположенного в 0,5 км юго-западнее д. Латынино Тарусского района, из состава земель одной категории в другую, не отвечает признакам ненормативного правового акта как индивидуального акта государственного органа, не содержит предписаний властно-распорядительного характера, не адресован конкретному лицу и не возлагает на него каких-либо обязанностей, не устанавливает (изменяет, прекращает) права и обязанности.
Таким образом, оспариваемый вывод, изложенный в заключении заседания согласительной комиссии от 13.08.2020, не отвечает признакам ненормативного правового акта, законность которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Поскольку данное обстоятельство было установлено судом первой инстанции после принятия заявления к производству, производство по делу в указанной части правомерно прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2021 по делу № А23-7955/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Заикина М.М. Дайнеко Л.А. Капустина |