ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-6045/14 от 25.11.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

02 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-5982/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва 20.11.2014: представителя Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - ФИО1 (доверенность от 04.09.2014), представителя общества с ограниченной ответственностью «Трансгрупп» - ФИО2 (доверенность от 20.10.2014); при участии в судебном заседании после перерыва 25.11.2014: представителя Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - ФИО1 (доверенность от 04.09.2014), представителя общества с ограниченной ответственностью «Трансгрупп» - ФИО2 (доверенность от 20.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 по делу №А68-5982/2014 (судья Косоухова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Трансгрупп» (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил следующее.

Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области (далее по тексту – УГАДН по Тульской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Трансгрупп» (далее по тексту – ООО «Трансгрупп», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.09.2014) заявленные требования Управления были оставлены без удовлетворения.

Полагая, что решение суда принято с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило изменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым исключить из мотивировочной части решения суда выводы об отсутствии у Управления полномочий по проверке соблюдения требований законодательства субъекта   Российской Федерации (Тульской области) при осуществлении лицензионного контроля. При этом заявитель не оспаривал факта истечения предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Обосновывая свою позицию, заявитель указал, что Управление имеет возможность проверки регионального законодательства в рамках лицензионного контроля. Обратил внимание на то, что с одной стороны у субъекта Российской Федерации есть обязанность организовать транспортное обслуживание населения региона в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 и за реализацию данного полномочия он несет ответственность, а с другой - у него отсутствует полномочие по установлению ответственности за неисполнение принятых норм права во исполнение возложенных полномочий.

Общество с ограниченной ответственностью «Трансгрупп» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что она подлежит удовлетворению, а решение суда - изменению в обжалуемой части по следующим причинам.

Как следует из материалов дела, 10.06.2014 УГАДН по Тульской области в отношении ООО «Трансгрупп» вынесено определение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии с которым, Управление запросило у директора ООО «Трансгрупп» договор с уполномоченным органом об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по автобусному маршруту № 206-а «Тула-Новомосковск». Согласно имеющейся в Управлении информации, представленной Министерством транспорта Тульской области договор об организации регулярных перевозок пассажиров с

ООО «Трансгрупп» не заключался.

По факту указанного нарушения 18.06.2014 должностным лицом УГАДН по Тульской области был составлен протокол № 001531 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО «Трансгрупп» к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 001531 от 18.06.2014 объективная сторона административного правонарушения, совершенного ООО «Трансгрупп», выразилась в осуществлении регулярных перевозок пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек без договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключенного с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения такого договора, что является нарушением пункта 1 статьи 3-1 Закона Тульской области от 24.07.2006 № 728-ЗТО «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области».

В результате рассмотрения указанного дела суд первой инстанции установил, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ был установлен 28.05.2014 в ходе проведения проверки соблюдения ООО «Трансгрупп» транспортного законодательства. При этом на дату рассмотрения дела судом (09.09.2014) срок привлечения общества к административной ответственности истек.

При этом судом был сделан следующий вывод, указанный в абзацах 1-4 на странице 7: «Таким образом, из вышеперечисленных правовых актов следует, что Управление является федеральным органом государственного надзора, призванным осуществлять контроль за соблюдением федерального законодательства на территории Российской Федерации. Иное понимание привело бы к дублированию функций контролирующими органами и неясности в обязательности и порядке исполнения принимаемых ими документов. Данная позиция изложена в решении Арбитражного суда Тульской области по делу А68-11423/2013 и подтверждена постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014г. по указанному делу. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявитель не является уполномоченным органом по проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении лицензионного контроля. Таким образом, протокол об административном правонарушении № 001531 от 18.06.2014г. был составлен должностным лицом УГАДН по Тульской области с превышением должностных полномочий».

Именно данный вывод послужил основанием для обращения Управления в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В судебных заседаниях, назначенных на 30.10.2014 и на 20.11.2014-25.11.2014 возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда только в обжалуемой части не заявлялось; письменных возражений в суд также не поступало.

В связи с изложенным, Двадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в части, обжалуемой Управлением.

Вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Из положений статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждаются Правительством РФ.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления определенными полномочиями по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или муниципального значения, относит полномочия по регулированию основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлению единой системы технических регламентов, правил, стандартов и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения к ведению Российской Федерации (статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2, на перевозчика возлагаются обязанности комплексного обследования и согласования маршрута и графика регулярных перевозок, составления и утверждения на каждый маршрут регулярных перевозок паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков; разработки графика (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей.

Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.

Статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 названного Федерального закона деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, соблюдение которого лицензиатом в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательно, является соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 4 Положения).

Согласно пункту 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На территории Тульской области действует Закон Тульской области от 24.07.2006 № 728-ЗТО «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области», пунктом 1 статьи 3-1 которого предусмотрено, что основанием для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах является договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, который заключается перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Из приведенных выше норм права следует, что заключение договора регулярных перевозок фактически является одной из возможных форм согласования перевозчиком графика и маршрута регулярных перевозок, вытекающего из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112. Кроме того, установленные условия осуществления данного вида лицензируемой деятельности на уровне субъекта Российской Федерации не могут включать дополнительные ограничения предпринимательской деятельности, а могут носить только конкретизирующий федеральное законодательство характер.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере

транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 (далее по тексту - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере

транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере автомобильного транспорта (кроме

вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

В силу пунктов 6.1 и 6.7 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц,

осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта образовано в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», от 07.04.2004 № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.03.2012 № 83 «Об утверждении схем размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного сообщения, Федерального агентства железнодорожного транспорта».

В соответствии с пунктом 27 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Ространснадзора № АК-116фс от 01.02.2013 Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, проверять в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства дорожную, перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, на основании изложенных выше норм права, необходимо сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации, устанавливая условия осуществления лицензируемой деятельности - регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах на уровне субъекта Российской Федерации конкретизирует федеральное законодательство, следовательно, Управление вправе, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, осуществлять проверку соблюдения требований соответствующего законодательства субъекта Российской Федерации при осуществлении лицензионного контроля. Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 27.03.2013 № 7-АПГ13-1.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 10.09.2014 по делу № А68-5982/2014 в обжалуемой части изменить, исключив из мотивировочной части решения абзацы с 1 по 4 на странице 7.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.В. Мордасов