ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А62-3698/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03.11.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тимашковой Е.Н. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.08.2016 по делу № А62-3698/2016 (судья Бажанова Е.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭРГО» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к управлению государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконными действий и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭРГО" (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление, ответчик) с заявлением:
- признать незаконным отказ Управления в государственной регистрации (сообщение № 001/003/2016-713 от 29.01.2016) права общей долевой собственности Общества и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Общества в размере 28446/109080 долей на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020610:24, общей площадью 2250 кв.м., по адресу: <...> (далее – земельный участок № 67:27:0020610:24);
- признать незаконным отказ Управления в государственной регистрации (сообщение № 001/003/2016-708 от 04.02.2016) права общей долевой собственности Общества и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Общества в размере 28446/109080 долей на земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020610:25, общей площадью 8008 кв.м., по адресу: <...>) далее – земельный участок - № 67:27:0020610:25).
Решением суда области от 15.08.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции ссылается на положения п. 3 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также разъяснения, изложенные в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.04.2015 № 14-исх/04995-ГЕ/15.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Смоленска от 10.07.2015 по делу № 2-2889/2015 за ООО «Эрго» признано право общей долевой собственности в размере 28446/10908 на земельные участки № 67:27:0020610:25 и № 67:27:0020610:24, указанное решение вступило в законную силу 22.09.2015.
Заявителем при обращении в регистрирующий орган 22.01.2016 с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности представлены следующие документы: заявление, доверенность, электронный платеж, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 10.07.2016.
В государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки заявителю отказано. Основанием для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности Общества в обоих случаях ответчиком указано основание, предусмотренное абз. 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закона о государственной регистрации), поскольку, спорные земельные участки являются культурным слоем г. Смоленска (памятником истории и культуры г. Смоленска), то Общество одновременно с подачей заявления о государственной регистрации обязано представить охранные обязательства на спорные земельные участки, заключенные с Департаментом Смоленской области по культуре. Отказы в государственной регистрации отражены в сообщении об отказе в государственной регистрации от 29.01.2016 №001/003/2016-713 и от 04.02.2016 №001/003/2016-708.
Заявитель, не согласившись с решением регистрирующего органа, полагая, что регистратор нарушил статьи 17, 18, 20 Закона о государственной регистрации, обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в ст. 20 Закона о государственной регистрации, согласно абз. 10 п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Основанием отказа в государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки явилось непредставление истцом в отношении него охранного обязательства.
Вместе с тем, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности у ответчика не имелось, так как истцом был предоставлен необходимый пакет документов, исчерпывающий перечень которых определен законом и не может быть расширен.
По мнению ответчика, охранное обязательство является обременением права истца, которое подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации для целей его регулирования под ограничением (обременением) следует понимать наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
По смыслу приведенной нормы и ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей государственной регистрации подлежат регистрации только обременения гражданско-правового характера в интересах третьих лиц, связанные с реализацией или защитой этими лицами своих гражданских прав в отношении обремененного имущества.
Определяя правовую природу и содержание ограничений, предусмотренных охранным обязательством, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 47.1 Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 47.6 приведенного закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
2. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
3. В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, охранное обязательство представляет собой публичное обременение в области охраны культурного наследия, тогда как государственной регистрации подлежат только обременения гражданско-правового характера, связанные с реализацией или защитой третьими лицами гражданских прав в отношении обремененного имущества.
Поскольку ограничения права собственника в указанных публичных интересах по охране культурного наследия не связаны с обременением для целей гражданского оборота, то правовых оснований для государственной регистрации охранного обязательства нет.
Аналогичный правовой подход нашел отражение в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.03.2010 по делу № А41-19655/09.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.08.2016 по делу № А62-3698/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.М. Дайнеко
Судьи Л.А. Капустина
Е.Н. Тимашкова