ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-61/07 от 12.09.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, 20aas@mail.ru


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Тула                                                                                              Дело № А62-2434/2006

19 ноября   2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2007 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе председательствующего             Тимашковой Е.Н.,                                  

судей                                               Тучковой О.Г.,                     Тиминской О.А.,                          

по докладу судьи                                               Тимашковой Е.Н.                                     

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в открытом судебном заседании делопо исковому заявлению ООО «Смоленскрегионгаз», г. Смоленск

к 1) муниципальному образованию «Гагаринский район» в лице Администрации муниципального образования «Гагаринский район»; 2) Смоленской области в лице департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области;             3) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации;

третье лицо: Департамент Смоленской области по социальному развитию

о взыскании 142 807 руб. 63 коп.                                                                                          

при участии в заседании представителей:       

лица, участвующие в деле, не явились (уведомлены),

Общество с ограниченной ответственностью «Смоленская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Смоленскрегионгаз») обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Гагаринский район», Департаменту финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, Министерству финансов РФ о взыскании задолженности по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа гражданам в сумме 142 807 руб. 63 коп.                      (л.д. 3-7, том 1).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен   Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2006 года иск ООО «Смоленскрегионгаз» удовлетворен частично,  с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 22 955 руб. 80 коп., с Администрации  муниципального образования «Гагаринский район» за счет казны муниципального образования – 1 549 руб. 93 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 11-13, том 2). 

Не согласившись указанным с судебным актом, Министерство финансов РФ  подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 года указанное решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2006 года по настоящему делу отменено и принято к рассмотрению Двадцатым арбитражным апелляционным судом по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2007 года  к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Смоленская область в лице Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, Муниципальное образование «Гагаринский район» Смоленской области в лице Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.

В настоящем судебном заседании рассматривается исковое заявление ООО «Смоленскрегионгаз» о взыскании убытков в размере 142 807 руб. 63 коп.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей в порядке, установленном ст.ст. 156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, апелляционный суд

установил:

С 01.02.2003 года истец оказывает населению Смоленской области услуги по газоснабжению, в том числе гражданам, которые имеют право на льготы в соответствии с ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф», ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», Указом Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей», Указом Президента РФ «О донорстве крови и ее компонентов», Законом РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы».

Исполняя требования указанных нормативных актов,  истец в 2003-2004 годах должен был предоставлять свои услуги лицам, имеющим право на льготу по оплате газоснабжения, во исполнение требований указанных нормативных правовых актов - 50% скидки от установленных тарифов.

В обоснование предоставленных гражданам в соответствии с указанными нормативными правовыми актами льгот по газоснабжению истцом представлены списки льготников, акты сверок, составленные между истцом и Главой МО «Гагаринский район» Смоленской области, акты сверок, составленные между истцом и начальником отдела социальной защиты населения Администрации МО «Гагаринский район», справки о суммах фактически предоставленных льгот в 2003, 2004 годах.

      Поскольку за период 2003 – 2004 годы истцу не полностью были компенсированы выпадающие доходы по представленным гражданам льготам, последний обратился с настоящим иском о взыскании 142 807 руб. 63 коп. в арбитражный суд.

Цена иска складывается следующим образом:

- 25 222 руб. 89 коп. – убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- 41 856 руб. 82 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Указам Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»;

- 60 344 руб. 43 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- 7 109 руб. 31 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- 269 руб. 48 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- 33 руб. 00 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы»;

- 568 руб. 33 коп. - убытки, в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ от 09.07.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

Заявленные ООО «Смоленскрегионгаз» требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом в силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

На основании указанных статей, не могут быть признаны надлежащими доказательствами справки о суммах фактически предоставленных льгот в 2003, 2004 годах, которые составлены в одностороннем порядке и не подтверждены соответствующей первичной документаций, а также акты сверок, подписанные со стороны Администрации МО «Гагаринский район» начальником отдела социальной защиты населения, письма о наличии и размере задолженности, подписанные начальником финансового управления администрации, поскольку подтверждение задолженности  входит в компетенцию главы администрации муниципального образования и финансового органа администрации муниципального образования «Гагаринский район». Однако, подпись главы администрации МО «Гагаринский район» на данных актах сверок и письмах отсутствует. 

Вместе с тем, в материалы дела представлены акты сверок, подписанные уполномоченными лицами - со стороны Администрации главой муниципального образования и начальником финансового отдела, согласно которым Администрация муниципального образования «Гагаринский район» признала задолженность перед истцом, возникшую в спорный период, подтвердив ее наличие по состоянию на 31.12.2005 года, в следующих размерах (л.д. 89-90, том 1):

- 774 руб. 43 коп. – по льготам, установленным Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- 22 181 руб. 37 коп. - по льготам, установленным Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- 148 232 руб. 35 коп. - по льготам, установленным Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе: 102 035 руб. 74 коп. – по льготам, предоставленным в 2003 году, 46 196 руб. 61 коп. - по льготам, предоставленным в 2004 году.

Исходя из того, что требования истца, основанные на предоставлении льгот в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 «О представлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»; Законом РФ от 09.07.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», Законом РФ от 15.01.1993 года № 4301-1 «О статусе Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы», не подтверждены надлежащими доказательствами, акты сверок, представленные в материалы дела, сведений о наличии перед истцом задолженности, связанной с исполнением указанных нормативных актов, не содержат, иных доказательств наличия убытков, связанных с предоставлением льгот данным категориям граждан, в материалах дела не имеется, в указанной части требования истца подлежат оставлению без удовлетворения.

В обоснование требований о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, установленных Законом РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» суду представлен акт сверки от 2005 года, который во внимание апелляционным судом не принимается, поскольку более поздние акты сверок – от 25.01.2006 года не содержат сведений о задолженности по льготам, предоставляемым во исполнение указанного нормативного правового акта.

Требования истца о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, установленных ФЗ «О ветеранах», также подлежат оставлению без удовлетворения в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в 2003-2004 годах субвенции на реализацию ФЗ «О ветеранах» из федерального бюджета не выделялись.

  Вместе с тем, в целях поэтапного погашения задолженности, связанной с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах» с 01.01.2003 по 31.12.2004, между Администрацией Смоленской области и ООО «Смоленскрегионгаз» подписано соглашение о реструктуризации указанной задолженности, в соответствии с которым истец обязался не предъявлять к Администрации Смоленской области и органам местного самоуправления муниципальных образований исковых требований в части взыскания денежных сумм задолженности по расходам, связанным с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах».

Как указано истцом в его исковом заявлении (л.д. 4, том 1), последний не отрицает, что предметом соглашения о реструктуризации явилась задолженность, связанная с предоставлением им льгот по ФЗ «О ветеранах», в сумме                                   173 462 руб. 89 коп.  и указывает, что данная сумма задолженности в исковые требования не включена.

Как следует из текста искового заявления, предметом исковых требований в отношении ФЗ «О ветеранах» является имеющаяся помимо задолженности в размере 173 462 руб. 89 коп. задолженность в сумме 25 222 руб. 89 коп.

Однако, доказательств, подтверждающих указанное выше утверждение истца судам обеих инстанций в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Акты сверки, согласно которым Администрация признает задолженность по льготам, установленным ФЗ «О ветеранах» за период с 2003 года по 2004 год, в размере 148 232 руб. 35 коп. также не позволяет определить, что задолженность, признанная ответчиком не относится к реструктуризированной, в связи с чем требования истца в части требования о взыскании 25 222 руб. 89 коп. удовлетворению не подлежат.

Что касается задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением истцом в 2004 году льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 года  № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то она признается судом обоснованной в части               774 руб. 43 коп., как подтвержденная актом сверки от 25.01.2006 года.

Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона № 1244-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

В соответствии со статьей 5 Закона № 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона № 1244-1 (далее - Порядок), который действовал в период предоставления льгот, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 № 506.

Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 года                № 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона № 1244-1 (постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 № 85 действие Правил было продлено на 2003 год, а затем на 2004 год, далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

В силу приложения 14 к Федеральному закону от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» Смоленской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом № 1244-1, было выделено в 2004 году 108 509 тыс. руб.

Судом установлено, что средства федерального бюджета в указанной сумме получены Смоленской областью и через органы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов.

Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то апелляционный суд приходит выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с актом сверки от 25.01.2006 года задолженность перед истцом, связанная с исполнением Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», подтверждается в сумме  22 181 руб. 37 коп. Доказательств погашения задолженности в указанной сумме ответчиками не представлено.

Статьей 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» установлен размер субсидии, выделяемой из Фонда компенсаций на финансирование Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 14 847 208,2 тыс. рублей, в том числе Смоленской области - 117 496,0 тыс. рублей (приложение 14 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»).

Статьей 26 Закона Смоленской области «Об областном бюджете на 2004 год» установлен размер субсидии, направляемой бюджетам муниципальных образований Смоленской области на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 196,0 тыс. рублей.

В  целях определения механизма предоставления и расходования средств субсидий, выделяемых на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов   в   Российской   Федерации»,   Администрация   Смоленской   области установила Порядок предоставления и расходования в 2004 году средств субсидий от 24.02.2004 № 36, в соответствии с которыми средства субсидий перечисляются в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Смоленской области на счета местных бюджетов. Органы местного самоуправления   самостоятельно в соответствии с порядком, действующим в муниципальном образовании, определяют виды льгот, по которым возмещаются расходы, а также размер средств на возмещение расходов по каждому виду льгот в пределах выделенных  ассигнований.

Таким образом, Администрация муниципального образования «Гагаринский    район» вправе самостоятельно определять, каким образом и в каком объеме возмещаются средства на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и конкретной  организации,  предоставляющей  льготы  инвалидам.  Средства, выделенные  на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов» муниципальному образованию «Гагаринский район», для финансирования указанных расходов были израсходованы в полном объеме, доказательств их нецелевого использования материалы дела не содержат.

  В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если действие закона,  предоставляющего  льготы,   не   было   приостановлено  полностью  или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации), и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы  с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.

  Доказательств выделения Смоленской области и МО «Гагаринский район» Смоленской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов истца по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, в дело не представлено.

  Факт нецелевого использования субъектом РФ – Смоленской областью или МО «Гагаринский район» Смоленской области денежных средств, полученных из федерального бюджета на возмещение расходов организации, предоставляющей льготы, материалами дела не подтверждается.

  Таким образом, на основании статей  16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской   Федерации», подлежат взысканию с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации, в сумме                          19 454 руб. 07 коп., с учетом вычета суммы НДС, поскольку в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков,  связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а фактической ценой реализации услуги в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 19 454 руб. 07 коп. В удовлетворении остальной части иска следует отказать.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, в сумме19 454 руб. 07 коп.,  с ответчика подлежит взысканию в пользу истца госпошлина за рассмотрение иска в сумме  593 руб. 42 коп., и по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета – в сумме  136 руб. 23 коп. С истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме                  863 руб. 77 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ч.5 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Исковые требования ООО «Смоленская региональная компания по реализации газа» удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Смоленская региональная компания по реализации газа»              19 454 руб. 07 коп. убытков, а также 593 руб. 42 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 136 руб. 23 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Смоленская региональная компания по реализации газа» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 863 руб. 77 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                  Е.Н. Тимашкова

Судьи                                                                                              О.А. Тиминская

                                                                                                                  О.Г. Тучкова