ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-61/2021 от 18.02.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                Дело № А23-5901/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего   Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В., Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., в отсутствие сторон, рассмотрев апелляционные жалобы Городской Управы города Калуги и Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, ООО «Юта» на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2020 по делу № А23-5901/2020 (судья Масенкова О.А), принятоепо заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮТА» (г. Москва, ИНН <***>, ОГРН <***>), к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги (г. Калуга, ИНН <***>, ОГРН <***>), Городской Управе города Калуги  (г. Калуга, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на размещение объекта и обязании выдать разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов по адресу: <...> в районе дома 13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м),

УСТАНОВИЛ:

Решением суда области от 08.12.2020 решение Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженное в письме от 18.06.2020 №6304/06-20 признано незаконным.

Суд обязал Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЮТА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем повторного рассмотрения по существу заявления от 08.06.2020 о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов по адресу: <...> в районе дома 13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м).

 В апелляционной жалобе жалобы Городская Управа города Калуги и Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги просит решение отменить. Указывает, что имелись основания для отказа в выдаче разрешения ввиду проведенного опроса и несогласия жителей на установку испрашиваемого объекта.

ООО «Юта» в апелляционной жалобе выражает несогласие с выводами суда области о необходимости возложения на ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявлению. Считает, что суду надлежало обязать ответчика выдать такое разрешение, поскольку истцом к соответствующему заявлению приложен необходимый пакет документов, в связи с чем у суда не имелось оснований для не рассмотрения вопроса по существу.

Истец с доводами жалобы ответчиком не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение в части признания незаконным отказа просил оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ответчики направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судебной коллегией.

Истец с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.

Лица, участвующие  в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судебной коллегией.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда области не подлежит отмене.    

ООО «ЮТА» 10.05.2020 обратилось в адрес Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской управы города Калуги с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а так же государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, с приложением соответствующей документации, в рамках которого обществом истребовался земельный участок по адресу: <...> в районе д.13, кадастровый квартал 40:26:000052, срок использования земель - бессрочно, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой до 30 м).

20.05.2020 в адрес общества поступил отказ управления №5420/06-20 в выдаче разрешения на размещение объектов, с указанием на то, что альбомы представленной проектной документации имеют разночтения в наименовании испрашиваемого объекта.

Исправив вышеуказанные замечания, путем внесения исправлений в наименования альбомов проектной документации в соответствии с наименованием испрашиваемого объекта, 08.06.2020 общество повторно обратилось в адрес управления с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка. К заявлению дополнительно приложено: проектная документация (5 альбомов) КМ, КЖ, ПЗ, ПЗУ, ПОС (оригиналы); санитарно-эпидемиологическое заключение; схема расположения земельного участка, документы удостоверяющие личность и документы, подтверждающие полномочия, остальные документы представлялись обществом ранее.

Управление письмом от 18.06.2020 №6304/06-20 вновь отказало в выдаче разрешения на размещение объекта, указав основанием для отказа следующее.

Порядок выдачи разрешения на размещение определен Постановлением Правительства Калужской области от 17.11.2015 №641 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения на территории Калужской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитутов".  В адрес Городской Управы города Калуги поступают многочисленные жалобы граждан по установке базовой станции подвижной радиотелефонной связи в жилой зоне. С целью урегулирования конфликтной ситуации, в настоящее время управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги ведется работа с участием представителей организации территориального общественного самоуправления, управления по работе с населением на территориях по согласованию размещения объекта сотовой связи. Учитывая изложенное, выдать разрешение на размещение объекта "базовая станция подвижной радиотелефонной связи с антенно-мачтовым сооружением" на земельном участке по адресу: <...> в настоящее время не представляется возможным.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение ими прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).

В целях реализации указанной нормы ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - постановление № 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункта 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 в ред. от 30.04.2016) в состав перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов входят линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство

В соответствиями с пунктами 4.5 и 5 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

 Постановлением Правительства РФ от 17.08.2019 №1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.

В соответствии с Законом Калужской области 04.10.2004 №344-03 «О внесении изменений в закон Калужской области «О градостроительной деятельности в Калужской области» выдача разрешений на строительство не требуется, при строительстве или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи, а так же базовых станций подвижной радио-телефонной связи в соответствии с утвержденной проектной документацией, не требующей установления санитарной защитной зоны с антенно-мачтовым сооружением высотой не более 50-метров от уровня земли с фундаментами не ниже планировочной отметки земли не более 5 метров.

 Таким образом, на размещение вышеуказанного объекта общества иного сооружения связи не требуется разрешение на строительство, соответственно данный объект попадает под правовое регулирование положений пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 (в ред. от 30.04.2016), при этом объект базовой станции подвижной радиотелефонной связи не является линейным объектом.

Положение о порядке и условиях размещения на территории Калужской области объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденное постановлением Правительства Калужской области от 17.11.2015 №641, (далее - Положение) регламентирует порядок и условия размещения на территории Калужской области объектов согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Согласно пункту 13 Положения решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

а) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;

б) имеется мотивированное отрицательное заключение одного или нескольких органов исполнительной власти Калужской области, указанных в 6 подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, в случаях, если в соответствии с настоящим Положением требуется согласование указанных органов;

в) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 - 8 настоящего Положения;

г) заявление подано в отношении объектов, не указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 №385, от 30.06.2018 №765) (далее - Перечень); (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 04.05.2017 №, от 19.09.2018 №561);

д) проектная документация не соответствует требованиям технических регламентов, утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документам по планировке территории.

Таким образом, вышеуказанное положение содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, к числу которых не относится наличие жалоб граждан, несогласных с размещением сооружения связи. Иных оснований для отказа в оспариваемом решении управлением не приведено.

С учетом изложенного, суд области пришел к справедливому выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка по мотиву наличия жалоб граждан, несогласных с размещением сооружения связи неправомерен.

В пункте 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.

Определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.

При этом в силу ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения этих органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Таким образом, из анализа положений ст. 2 и п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.

Суд области возложил на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги Городской Управы города Калуги обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения по существу заявления общества от 08.06.2020.

Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.

Руководствуясь статьями  266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 08.12.2020 по делу № А23-5901/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               М.М. Дайнеко

Судьи                                                                                                              Н.В. Заикина

                                                                                                                         Л.А. Капустина