ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-6471/14 от 08.12.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

15 декабря 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А68-5563/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 15.12.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «РемЭкс» - Мосолкина С.А. (доверенность от 07.10.2014), представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Фаткиной М.Г. (доверенность от 10.11.2014 № 107), Илюхиной М.О. (доверенность от 10.11.2014 № 108), в отсутствие представителя муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика», извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис», извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РемЭкс» на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2014 по делу № А68-5563/2014 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РемЭкс» (Тульская область, г. Донской, ОГРН 1077153001760, ИНН 7114021487) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090), третьи лица: муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской (Тульская область, г. Донской), общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (Тульская область, г. Донской), об отмене решения от 16.05.2014 № 5/2215, предписания от 16.05.2014 № 5/2216, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «РемЭкс» (далее по тексту - общество, ООО «РемЭкс») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в судебном заседании 03.09.2014, об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее по тексту - УФАС по Тульской области, Управление) от 16.05.2014 № 5/2215, предписания Управления от 16.05.2014 № 5/2216.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.

Полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным, общество с ограниченной ответственностью «РемЭкс» обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Обосновывая свое несогласие с выводами суда первой инстанции, заявитель указал, что Арбитражный суд Тульской области неверно оценил фактические материалы дела и самовольно установил границы товарного рынка, отличные от установленных в акте антимонопольного органа. По мнению заявителя, ни Управлением, ни судом не были исследованы и единообразно установлены границы товарного рынка.

Помимо этого, общество обратило внимание на то, что муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» в своих пояснениях было указано, что ставка по рассматриваемым договорам была предложена им исходя из предыдущих тарифов, существовавших при взаимодействии с подрядчиками по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. В связи с чем заключение двух договоров вызвано предложением цены МКП «ДЕЗ» и согласованием его ООО «РемЭкс» в рамках гражданско-правовой сделки, что доказывает отсутствие заинтересованности между ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис».

ООО «РемЭкс» указало на то, что довод антимонопольного органа о необязательности использования Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» опровергается сложившейся судебной практикой.

Также ООО «РемЭкс» отметило в жалобе, что предписание антимонопольного органа № 5/2216 от 16.05.2014 является неисполнимым и в связи с этим подлежащим отмене, поскольку не представляется возможным установить: какие действия необходимо совершить лицу; что понимается под термином «формирование самостоятельной ценовой политики».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.

Рассмотрев доводы жалобы и возражения на нее, оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим причинам.

Как следует из материалов дела, Управление провело проверку по заявлению гражданина 20.01.2014 вх. № 200, по вопросу ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г. Донской ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс».

В результате проверки Управлением было установлено, что 13.08.2013 двумя независимыми хозяйствующими субъектами: ООО «РемЭкс», ООО «Жилкомсервис» были заключены договоры № 22 от 13.08.2013 и № 21 от 13.08.2013 на предоставление услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО) с муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской (далее - МКП «ДЕЗ»), стоимость оплаты работ по договорам составила 4,03 руб./кв. м (без НДС), прилагаемая калькуляция себестоимости услуг подтверждала различные затраты субъектов, что указывало на признаки заключения ими соглашения.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 03.04.2014 № 33 в отношении ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела хозяйствующими субъектами, привлеченными в качестве ответчиков по делу, были представлены объяснения. Согласно доводам, приведенным в объяснениях, а также по результатам ответов на запросы в администрацию муниципального образования город Донской, ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс», содержащихся в материалах дела, было установлено следующее.

Деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования город Донской в период с 01.01.2013 по 16.05.2014 (дата вынесения оспариваемого решения) осуществляют МКП «ДЕЗ» и ООО «ДОМ».

Заказчиком на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Донской является МКП «ДЕЗ» муниципального образования город Донской на основании Устава и от имени и за счет средств населения.

С 01.01.2013 по 12.08.2013 исполнителем договора на предоставление услуг по сбору твердых бытовых отходов, образующихся в муниципальном жилищном фонде МКП «ДЕЗ» МО город Донской, являлось ООО «Нива-Дон», а исполнителем договора на предоставление услуг по вывозу ТБО - ООО «Фермерское хозяйство «Тополь».

С 13.08.2013 услугу по сбору и вывозу ТБО, образующихся в муниципальном жилищном фонде МКП «ДЕЗ» МО город Донской, осуществляют ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис».

Договоры № 22 от 13.08.2013 и № 2 1 от 13.08.2013 на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО, заключенные ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» с МКП «ДЕЗ» содержат следующие условия: пункт 3.1 раздела 3 «Стоимость и порядок оплаты работ по договору», «Расчеты за выполненную работу за расчетный месяц за услугу по сбору и вывозу ТБО Заказчик производит по цене 4,03 руб./кв. м. (без НДС), путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет исполнителя в течение 10 дней с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ, согласно настоящему договору, по мере поступления денежных средств заказчику от собственников: и нанимателей жилых помещений за услугу по содержанию и ремонту жилья».

Прилагаемые к договорам калькуляции - «Месячная плановая калькуляция себестоимости по сбору и вывозу ТБО и КГО», представленная ООО РемЭкс», и «Калькуляция стоимости сбора и вывоза 1 куб. м ТБО на 2013 год г. Донской мкр. Северо-Задонск», представленная ООО «Жилкомсервис», содержат строку «тариф 1 м2 - 4,03 руб.».

Полученные от ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» документы - «Фактическая калькуляция себестоимости по сбору и вывозу ТБО и КГО за август - декабрь 2013 года» и «Отчетная калькуляция себестоимости услуг по вывозу ТБО с 13 августа - декабрь 2013 года», также подтверждают «тариф 1 м2 - 4,03 руб.».

Управление, проанализировав представленные ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» документы установило, что два независимых хозяйствующих субъекта установили идентичную стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО «тариф 1 м2 - 4,03 руб.», при различных затратах на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО, а именно: ООО «Жилкомсервис» использует арендованные транспортные средства и, следовательно, имеет отличные от ООО «РемЭкс» (наличие собственного автотранспорта) цеховые и общеэксплуатационные расходы.

Данная услуга соответствует классификационной группировке «Уборка территории и аналогичная деятельность» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, с присвоенным кодом 90.00.3.

Товарным рынком, на котором ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс» предоставляют услуги, является рынок по сбору и вывозу ТБО в географических границах муниципального образования город Донской Тульской области.

В своем ответе ООО «Жилкомсервис» от 11.03.2014 № 71 пояснило, что при заключении договора между ООО «Жилкомсервис» и МКП «ДЕЗ» от 13.08.2013 № 21 стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО была принята на уровне рыночной цены, действующей в МО г. Донской, т.е. не основанной на затратах и «Отчетной калькуляции себестоимости услуг по вывозу ТБО с 13 августа по декабрь 2013 года».

Необходимо отметить, что никаких подтверждений того, что указанная идентичная стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО у ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс» сложилась из идентичной калькуляции себестоимости услуг по вывозу ТБО в результате анализа представленных данных установлено не было.

Согласно представленным актам выполненных работ к договорам № 21 и № 22 на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО за 2013 год и дополнительным соглашениям к договору № 22 от 13.08.2013, от 04.09.2013, и от 14.10.2013, объемы выполненных услуг у ООО «РемЭкс» сократились в соответствии с адресным списком обслуживаемых бункеров и контейнерных площадок жилищного фонда МО г. Донской с 913 позиций до 771, в то время как у ООО «Жилкомсервис» адресный список обслуживаемых бункеров и контейнерных площадок жилищного фонда МО г. Донской значительно расширился, что также было подтверждено сообщением о переходе части обслуживаемой территории МО г. Донской от ООО «РемЭкс» к ООО «Жилкомсервис» участниками рассмотрения антимонопольного дела.

Представленные на заседание Комиссии акты сверки взаимных расчетов между ООО «РемЭкс» и МКП «ДЕЗ» МО г. Донской и между ООО «Жилкомсервис» и МКП «ДЕЗ» МО г. Донской подтверждают одинаковую стоимость за услугу по сбору и вывозу ТБО, по которой Заказчик МКП «ДЕЗ» МО г. Донской производил расчеты, равную 4,03 руб. за кв. м. (без НДС).

В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила представленные ответчиками калькуляции, установила наличие в них различных затрат на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО. ООО «Жилкомсервис» использует арендованные транспортные средства и, следовательно, имеет отличные от ООО «РемЭкс», у которого используется собственный автотранспорт, цеховые и общеэксплуатационные расходы. В ходе рассмотрения дела участниками было подтверждено различие затрат по оказанию услуг по сбору и вывозу ТБО у ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис».

Как следует из объяснения, представленного ООО «РемЭкс» от 16.04.2014, фактические затраты общества в декабре 2013 года составляли за 1 кв. м. 4,08 рублей. Однако, это не повлекло изменения экономической политики общества, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли согласно пункту 2.1 устава общества.

16.05.2014 Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, рассмотрев заявление гражданина, пришло к выводу о том, что фактические затраты хозяйствующих субъектов при оказании услуги по сбору и вывозу ТБО на рассматриваемом товарном рынке и привлеченных в качестве ответчиков по делу, не соответствуют стоимости услуги, определенной по договорам № 21 и № 22 от 13.08.2013, заключенным ответчиками с МКП «ДЕЗ».

Были отклонены доводы ООО РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» об обязательности применения всеми ответчиками одинакового тарифа за оказываемые услуги, поскольку они не подкреплены доказательствами, что хозяйствующие субъекты, привлеченные в качестве ответчиков по делу, относятся к одной группе лиц и могут рассматриваться как один хозяйствующий субъект, поскольку в запрашиваемых выписках ЕГРЮЛ указанных хозяйствующих субъектов не содержалось сведений о наличии признаков группы лиц согласно статье 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вследствие того, что тарифы организаций коммунального комплекса не подлежат государственному регулированию, и, соответственно, цена (тариф) на данные услуга является конкурентной и определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, то установление ООО РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» одинакового тарифа на оказываемые услуги может рассматривается как отказ от самостоятельных действии на данном товарном рынке.

Отказ указанных хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на данном товарном рынке, отсутствие соперничества между ними и определение ими общих условий обращения товара на этом товарном рынке привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в МО г. Донской.

Кроме того, одним из признаков ограничения конкуренции явился уход с рассматриваемого рынка ООО «Нива-Дон» (договор №13 от 31.01.2012 на предоставление услуг по сбору ТБО был заключен с МКП «ДЕЗ» сроком на 5 лет до 31.12.2016), а также ООО «Фермерское хозяйство «Тополь» (договор № 12 от 31.01.2012 на предоставление услуг по вывозу ТБО был заключен с МКП «ДЕЗ» сроком на 5 лет до 31.12.2016). Соглашения о расторжении вышеуказанных договоров с МКП «ДЕЗ» с 13.08.2013 были заключены 09.08.2013.

Рассмотрев указанные обстоятельства, Комиссия Тульского УФАС России усмотрела в действиях ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс» нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении независимыми хозяйствующими субъектами ООО «Жилкомсервис» и ООО «РемЭкс» устного соглашения путем установления в договорах № 21 и № 22 от 13.08.2013г. с МКП «ДЕЗ», заключенных в один день - 13.08.2013, одинаковой стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО обоими хозяйствующими субъектами в размере 4,03 руб. за 1 кв. м. при различных затратах на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО, что соответствует интересам каждого из них, и не обусловлено обстоятельствами, в равной мере влияющими на данные хозяйствующие субъекты на рассматриваемом товарном рынке, результатом действия которых явилось установление также уровня цен (тарифов) и определение общих условий обращения товара на товарном рынке сбора и вывоза ТБО.

Управлением принято решение от 16.05.2014 № 5/2215, которым ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем осуществления соглашения на товарном рынке по предоставлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской, выразившегося в одновременном установлении стоимости услуги за 1 кв. м. 4,03 руб. при различных производственных затратах.

Решением от 16.05.2014 № 5/2215 также предусмотрено выдать ООО «РемЭкс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 16.05.2014 Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области выдало ООО «РемЭкс» предписание № 5/2216: в течение срока осуществления деятельности по предоставлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской не допускать соглашений между субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке, ведущих к установлению и поддержанию уровня цен на данном товарном рынке; в течение месяца по получении настоящего предписания представить в Тульское УФАС России доказательства о прекращении указанного нарушения, путем формирования самостоятельной ценовой политики за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество с ограниченной ответственностью «РемЭкс» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Действие указанного федерального закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 8 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Из приведенных выше норм следует, что для установления факта нарушения хозяйствующими субъектами пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы согласованные действия совершались на одном товарном рынке, являлись относительно синхронными и однообразными, а также осуществлялись при отсутствии объективных причин.

В статье 4 рассматриваемого закона приводится определение понятия «товарный рынок», под которым понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на вышеназванные нормы права, на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» и Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 № 15956/08, пришел к обоснованным выводам о доказанности факта скоординированности действий хозяйствующих субъектов, в отношении которых было вынесено решение УФАС по Тульской области от 16.05.2014 № 5/2215 и признании правомерным решения антимонопольного органа о нарушении ООО «РемЭкс» и ООО «Жилкомсервис» пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Указание в тексте апелляционной жалобы на то, что арбитражным судом первой инстанции установлены границы товарного рынка, отличные от установленных в акте антимонопольного органа, является необоснованным.

В соответствии с резолютивной частью оспариваемого решения антимонопольного органа общество с ограниченной ответственностью «РемЭкс» и общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» путем осуществления соглашения на товарном рынке по предоставлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской, выразившегося в одновременном установлении стоимости услуги за 1 кв. м 4,03 руб. при различных производственных затратах.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2014 в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «РемЭкс» об отмене решения от 16.05.2014 № 5/2216 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области отказано. Сам по себе факт отказа в признании решения антимонопольного органа незаконным означает единообразное установление границ товарного рынка как Управлением, так и судом первой инстанции.

Довод заявителя жалобы о том, что заключение двух договоров вызвано предложением цены муниципальным казенным предприятием «ДЕЗ» и согласованием его ООО «РемЭкс» в рамках гражданско-правовой сделки являлся предметом исследования суда первой инстанции и был обоснованно отклонен.

Ссылка ООО «РемЭкс» на то, что довод антимонопольного органа о необязательности использования Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» опровергается сложившейся судебной практикой является несостоятельным, поскольку решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16.05.2014 № 5/2215 общество с ограниченной ответственностью «РемЭкс» и общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 2 и 5 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, довод апелляционной жалобы опровергается положением, содержащимся в рассматриваемом приказе.

Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав текст предписания от 16.05.2014 № 5/2216, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует изложенным требованиям, поскольку указывая допущенные ООО «РемЭкс» нарушения действующего законодательства (пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»), содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить или от совершения которых должен воздержаться. Формулировки, указывающие на необходимые действия заявителя, не позволяют толковать их содержание неоднозначно.

В рассматриваемом случае из оспариваемого предписания возможно установить какие мероприятия необходимо провести обществу по устранению нарушений, т.е. предписание является конкретизированным.

Ввиду того, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, всесторонне и полно рассмотрел доказательства, представленные в материалы дела, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 17.09.2014 по делу № А68-5563/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РемЭкс» (г. Донской Тульской области, ОГРН 1077153001760, ИНН 7114021487) из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.В. Мордасов

Судьи Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова