ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-14918/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Афанасьевой Е.И. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкова И.И. – Поцелуевой О.В. (доверенность от 17.11.2016), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкова Игоря Ивановича на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2016 по делу № А09-14918/2015 (судья Кожанов А.А.), принято по иску Департамента сельского хозяйства Брянской области (г.Брянск) к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкову Игорю Ивановичу (п.Суземка Брянской области) о взыскании 915315 руб. 83 коп., третье лицо: ООО «ПрофмонтажСтрой-С» (г.Москва), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области, г.Брянск (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкову Игорю Ивановичу, п.Суземка Брянской области (далее - Глава КФХ Ерошенков И.И. или ответчик) о взыскании 915 315 руб. 83 коп. субсидий, полученных ответчиком, в том числе в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 735 491 руб. 23 коп и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 179824 руб. 60 коп.
В ходе рассмотрения дела суд области в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту Кодекс) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «ПрофмонтажСтрой-С», г.Москва.
Истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Кодекса истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Уточнение исковых требований принято судом в порядке ст. 49 Кодекса.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2016 исковые требования Департамента сельского хозяйства Брянской области к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкову Игорю Ивановичу о взыскании 915315 руб. 83 коп. удовлетворены частично в сумме 915 315 руб. 82 коп., с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкова Игоря Ивановича в пользу Департамента сельского хозяйства Брянской области взысканы денежные средства, полученные в качестве гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в сумме 915 315 руб. 82 коп., в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Глава КФХ Ерощенков И.И. просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, заявитель жалобы указал, что денежные средства использованы исключительно по целевому назначению.
Департаментом сельского хозяйства Брянской области представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представители департамента сельского хозяйства Брянской области и ООО «ПрофмонтажСтрой-С» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Кодекса. Истцом и третьим лицом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Кодекса.
Судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с п. 1.1. Указа Губернатора Брянской области от 29.01.2013 года № 67 «О переименовании комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области», Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий Брянской области; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; утверждает и доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств; составляет отчеты об использовании средств областного и федерального бюджетов; осуществляет в установленном порядке контроль за целевым использованием бюджетных средств (п.п.2.1.11-2.1.14 Положения).
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом области, 08.04.2014 года в адрес конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) поступила заявка Главы КФХ Ерощенкова Игоря Ивановича на участие в конкурсном отборе на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы).
Согласно протоколу № 1 от 27.05.2014 года заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по результатам рассмотрения заявок, поступивших от глав крестьянских (фермерских) хозяйств на участие в конкурсном отборе по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы), и списку глав крестьянских (фермерских) хозяйств, являющемуся Приложением № 1 к данному протоколу, ответчик - Глава КФХ Ерощенков Игорь Иванович был признан участником данной ведомственной целевой программы.
11.06.2014 между Департаментом сельского хозяйства Брянской области (Департамент) и главой КФХ Ерощенковым И.И. (начинающий фермер) было заключено соглашение № 44 о взаимодействии при предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы).
Согласно пункту 1.1 вышеуказанного соглашения данное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон при предоставлении бюджетных ассигнований в форме гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство в целях развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции и выполнения задачи по обеспечению условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств, созданию условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов, стимулированию перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Порядок предоставления гранта начинающему фермеру регламентирован Порядком предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы), утвержденным постановлением Администрации Брянской области от 03.07.2012 (пункт 1.2 соглашения).
В случае несоблюдения начинающим фермером обязательств, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами и соглашением, Департамент вправе принять решение о возврате гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.5 соглашения).
Начинающий фермер обязуется в соответствии с планом расходов в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет начинающего фермера использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на реконструкцию животноводческого помещения для содержания животных, приобретение сельскохозяйственных животных, приобретение сельскохозяйственной техники;
использовать единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера строго на подведение водопровода к жилому дому, покупку домашней мебели, бытовой техники, компьютера (пункт 2.2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.2.10. Соглашения, начинающий фермер не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Департамент отчетность в порядке, по формам и в сроки, установленные приказом Минсельхоза РФ от 22.03.2012 года №198, приказом Минфина от 02.07.2010 года № 66н и другими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Департамент сведений, предусмотренных соглашением (пункт 3.1 соглашения).
В случае использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не по целевому назначению выделенные денежные средства подлежат возврату начинающим фермером в добровольном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.2 соглашения).
Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области утвержден Постановлением администрации Брянской области от 3 июля 2012 года №600 «Об утверждении порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в брянской области» (2012 - 2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014 - 2020 годы).
В соответствии с пунктом 5.1 вышеуказанного Порядка заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являться учредителем (участником) коммерческой организации.
В целях реализации вышеуказанного постановления департамента сельского хозяйства Брянской области изданы приказ от 17.06.2014 года №186 «О распределении средств, полученных из федерального бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 году и приказ департамента сельского хозяйства Брянской области от 25.06.2013 года №185 «О распределении средств, полученных из областного бюджета на финансирование ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) в 2014 годы», согласно которому ответчику выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 915315 руб. 82 коп., что подтверждается платежными поручениями: №73729 от 20.06.2014 года на сумму 210526 руб. 32 коп. и №655346 от 23.06.2014 года на сумму 704789 руб. 50 коп.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Ерошенков Игорь Иванович 19.04.2010 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 09.08.2013 в ЕГРИП была внесена запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в предшествующие три года до обращения в Департамент сельского хозяйства с заявкой на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на получение гранта, на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, и соответственно ответчиком не соблюдены требования пункта 5.1 Постановления Администрации Брянской области от 03.07.2012 № 600.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия № 8-5382 от 22.10.2015 года, в которой со ссылкой на нарушение со стороны ответчика положений пункта 5.1 Постановления Администрации Брянской области от 03.07.2012 № 600 рекомендовано в срок до 09.11.2015 года произвести возврат денежных средств в сумме 915315 руб. 80 коп. в добровольном порядке - оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования суд области правомерно исходил из следующего.
В силу п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ).
Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы), утвержденный постановлением Администрации Брянской области от 03.07.2012 №600 (далее - Порядок) определяет критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 5.1 вышеуказанного Порядка заявитель, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы, не должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являться учредителем (участником) коммерческой организации (в редакции Постановления Правительства Брянской области от 24.03.2014 N 89-п).
Субсидии начинающим фермерам предоставляются в форме: гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанным начинающими фермерами (пункт 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка гранты и помощь носят целевой характер; в случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и помощи, их нецелевого использования главой крестьянского (фермерского) хозяйства, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в текущем финансовом году возврат грантов и помощи осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента; департамент перераспределяет эти средства другим получателям на цели, предусмотренные настоящим Порядком; возврат субсидий прошлых лет в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, нецелевого использования субсидий начинающим фермером, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в доход областного бюджета.
Судом области правомерно отражено, что несоответствие ответчика на дату подачи им заявки в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы условиям предоставления грантов и помощи, предусмотренным п. 5.1. Порядка, подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРИП в отношении Ерощенкова Игоря Ивановича, согласно которой ответчик был зарегистрирован 19.04.2010 года в качестве индивидуального предпринимателя, 09.08.2014 года в ЕГРИП была внесена запись о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд области правомерно пришел к выводу о том, что ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в предшествующие три года до обращения 08.04.2014 года в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы.
Доводы заявителя жалобы о том, что полученные денежные средства были потрачены по их целевому назначению, на момент подачи им заявления и документов для участия в ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) все основные требования для получения субсидии были им соблюдены: указал, что согласно пункту 3.2 соглашения единственным и исключительным основанием для возврата средств полученных на развитие фермерского хозяйства является их нецелевое использование, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Ответчик полагает, что согласно соглашению от № 44 от 11.06.2014 года глава КФХ обязался в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет начинающего фермера использовать грант на создание и. развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на приобретение сельскохозяйственной техники, приобретение рыбопосадочного материала, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений.
Как указал ответчик согласно договора купли продажи трактора № 11 от 24.06.2014 года акта приема-передачи к договору платежного поручения № 1 от 20.06.2014 года на сумму - 375000 руб.; договора купли-продажи плуга тракторного от 23.12.2014 года, акта приема-передачи к договору, платежного поручения № 3 от 24.12.2014г. на сумму 15000 руб.; договора купли-продажи от 22.05.2015 года, товарной накладной № 75 от 25.05.2015 года, платежного поручения № 4 от 25.05.2015 года на сумму - 135000 руб.; договора купли-продажи рыбопосадочного материала от 23.03.2015 года, товарной накладной № 7 от 30.03.2015 года, акта приема-передачи к договору от 30.03.2015 года, платежного поручения № 4 от 24.03.2015 года на сумму - 305000 руб.; договора купли -продажи рыбопосадочного материала от 30.06.2014 года товарной накладной № 151 от 01.07.2014. акта приема-передачи к договору от 01.07.2014 года, платежного поручения № 2 от 30.06.2014 года на сумму - 120000 руб. бюджетные средства использованы исключительно по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением № 44 от 11.06.2014 года.
Тем самым ответчик полагает недоказанным факт нецелевого использования средств.
Кроме того, ответчик указывает, что несмотря на то, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательской деятельностью, направленной на финансовый результат, он не занимался, никакого финансового результата не получал, пояснил, что факт отсутствия: занятия предпринимательской деятельностью, предшествующей подаче заявления в конкурсную комиссию департамента сельского хозяйства и продовольствия Брянской области, подтверждается справкой налоговой инспекции исх. №07-27/04162 от 19.05.2016 года.
Ответчик ссылается на отсутствие своей вины при подаче соответствующей заявки на получение субсидий, указывая при этом, что основанием для отклонения заявки является неполное представление установленных в Порядке критериев отбора и условий предоставления грантов, что считается нарушением условии конкурсного отбора, что установлено в п. 5.7 Регламента.
Более того, ответчик ссылаясь на результаты заседания конкурсной комиссии, оформленные протоколом от 27.05.2014 года № 1 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство глава к(ф)х Ерощенков И.И. признан участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2014 годы), имеющей право на получение в 2014 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, полагает, что одобрение заявки конкурсной комиссией свидетельствует о том, что главой КФХ были поданы все необходимые документы в установленном порядке; статус начинающего фермера был установлен решением конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Постановление Администрации Брянской области от 03.07.2012 №600 об утверждении Порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе «Поддержка начинающих фермеров в Брянской области» (2012-2014 годы) государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014-2020 годы) утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Брянской области от 07.04.2014 года №148-п (в редакции Постановления Правительства Брянской области от 15.09.2014 года №427-п).
Таким образом, на момент обращения ответчика с заявкой в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы, признания его участником данной программы, выделения субсидий действовало Постановление Администрации Брянской области от 03.07.2012 №600.
В заявке в конкурсную комиссию для признания участником ведомственной целевой программы, подписанной ответчиком, в пункте 3 указано, что ответчик подтверждает, что ранее не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение трех последних лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
Ссылка ответчика на то, что индивидуальным предпринимателем он только числился и предпринимательской деятельностью фактически не занимался, о чем в налоговом органе имеются сведения, в том числе за 2011-2014 годы, а также то, что все указанные в исковом заявлении нормативные правовые акты, на которые ссылается истец, утратили свою силу, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Согласно сведений сформированный с сайта ФНС России с использованием сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» Ерощенков И.И. регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена запись №310325210900067 от 19.04.2010 года, после чего Ерощенков И.И. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании своего заявления б/н от 09.08.2013 года (физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения).
В соответствии со статьей 41 Кодекса к материалам рассматриваемого дела приобщены копия протокола №08-02/16-16 от 12 января 2016 года в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ерощенкова Игоря Ивановича, а также постановление о назначении административного наказания № 08-02/16-16 от 26 января 2016 г.
Факт составления ТУ Росфиннадзора в Брянской области протокола об административном правонарушении от 12.01.2016 года №08-02/16-16 Ерощенковым И.И. не обжаловался.
По итогам рассмотрения вышеуказанного протокола и иных материалов административного дела ТУ Росфиннадзора по Брянской области вынесено постановление от 26 января 2016 года №08-02/16-16, согласно которому Ерощенков И.И. привлечен к административной ответственности с назначение административного штрафа в размере 10000 руб.
Приобщенные к материалам дела документы подтверждают нарушение ответчиком условий предоставления субсидий, выразившееся в осуществлении Ерощенковым И.И. предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, то есть им совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Постановление в установленном законом порядке не обжаловалось и не опротестовывалось, вступило в законную силу.
ТУ Росфиннадзора в Брянской области направлено заявление в Суземский районный отдел судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Брянской области о возбуждении исполнительного производства и взыскании штрафа в принудительном порядке.
Согласно п.7.8 Порядка начинающие фермеры в сроки, установленные соглашением, заключенным с комитетом, направляют в комитет отчет о целевом использовании полученных ими субсидий и соответствующие документы.
Ответственность за достоверность представляемых начинающими фермерами отчетов и документов, подтверждающих целевое использование субсидий, несут начинающие фермеры - получатели субсидий (п.7.8.2 Порядка).
Кроме того подпунктом 14 пункта 5 Порядка от 03.07.2012 года определено, что заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Ерощенков Игорь Иванович, согласно копии трудовой книжки, приобщенной к материалам дела, с 13.12.2015 года работает в должности водителя в ООО «Профмонтаж-Строй-С» (город Москва). Данный факт подтверждается копиями справок о доходах физического лица 2-НДФЛ.
Факт возможного заблуждения ответчика относительно отсутствия необходимости соблюдения вышеуказанного требования для получения субсидий (отсутствие осуществления предпринимательской деятельности в течение трех последних лет) не освобождает ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные в качестве субсидий денежные средства. Также факт отсутствия со стороны истца надлежащей проверки представленных ответчиком при проведении конкурса сведений не лишает истца права взыскать полученные ответчиком с нарушением вышеуказанных требований бюджетные денежные средства. Кроме того, как указано выше, пунктом 3.1. соглашения №44 от 11.06.2014 ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления в Департамент сведений, предусмотренных соглашением, была возложена на ответчика. Подписав заявку на участие в конкурсном отборе от 08.04.2014 года, ответчик подтвердил, что ранее не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение 3-х последних лет.
Доводы ответчика о целевом расходовании полученных средств, изложенные в апелляционной жалобе не имеют существенного значения при разрешении настоящего спора, поскольку в данном случае в обоснование иска истец не ссылался на нецелевое использование бюджетных денежных средств ответчиком. В данном случае основанием иска является нарушение ответчиком условий, установленных при предоставлении гранта и помощи, что влечет за собой возврат гранта и помощи на счет главного распорядителя бюджетных средств – Департамента сельского хозяйства Брянской области в силу п.8 Постановления Администрации Брянской области от 03.07.2012 № 600 и п.2.5.1. и пункта 3.1. соглашения № 35 от 11.06.2014.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п.7.8 Порядка начинающие фермеры в сроки, установленные соглашением, заключенным с комитетом, направляют в комитет отчет о целевом использовании полученных ими субсидий и соответствующие документы.
Ответственность за достоверность представляемых начинающими фермерами отчетов и документов, подтверждающих целевое использование субсидий, несут начинающие фермеры - получатели субсидий (п.7.8.2 Порядка).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Гранты и помощь носят целевой характер. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и помощи, их нецелевого использования главой К(Ф)Х, неосуществления или прекращения деятельности К(Ф)Х в текущем финансовом году возврат грантов и помощи осуществляется за счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента. Департамент перераспределяет эти средства на аналогичные цели другим получателям (п. 8 Порядка).
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица (ст. 1103 ГК РФ).
В силу пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
Доказательств, подтверждающих возврат ответчиком полученных субсидий в сумме 915315 руб. 82 коп. согласно платежных поручений №73729 от 20.06.2014 года на сумму 210526 руб. 32 коп. и №655346 от 23.06.2014 года на сумму 704789 руб. 50 коп. ответчиком в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что требования истца о взыскании с ответчика денежных средств субсидий, гранта подлежат удовлетворению в сумме 915315 руб. 82 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушения и неправильного применения норам процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Кодекса, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Согласно положениям части 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным данной статьей.
На основании изложенного расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь 268, 269. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2016 по делу № А09-14918/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции
Председательствующий | И.Г. Сентюрина | |
Судьи | Е.И. Афанасьева Ю.А. Волкова |