ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-734/2014 от 10.04.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

10 апреля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А09-8106/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 10.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Андромеда» (г. Брянск,                                      ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 05.09.2013),    от ответчика – Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»  в лице филиала УФПС Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>,                          ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 26.02.2014 № 42),                           в отсутствие представителей ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Стройэнергосервис» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Андромеда» на решение Арбитражного суда Брянской области                   от 12.12.2013 по делу № А09-8106/2013 (судья Лемешко Г.Е.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Андромеда» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области (далее по тексту – предприятие), обществу                     с ограниченной ответственностью «Стройэнергосервис» (далее по тексту – ответчики)                  о признании недействительными торгов в форме закрытой тендерной закупки, проведенных 06.08.2013, и договора от 09.08.2013, заключенного между Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в лице филиала                     УФПС Брянской области и обществом с ограниченной ответственностью «Стройэнергосервис».
       К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2013 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что закрытая тендерная закупка, предметом которой являлось право на заключение договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (61 объекта почтовой связи) проведена заказчиком (ФГУП «Почта России») в соответствии с действующим законодательством и правилами, установленными Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России»; нарушений требований, установленных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», на которые ссылается истец в обоснование заявленных исковых требований, не усматривается. Кроме того, суд первой инстанции указал, что ООО «Андромеда» не являлось претендентом, допущенным к участию в закрытой тендерной закупке, а, следовательно, не являлось ее участником.

В апелляционной жалобе ООО «Андромеда» просит решение суда                              отменить и  принять по делу новый судебный акт.  В обоснование своей позиции указывает на то, что закрытая тендерная закупка является лишь способом закупки и на нее также распространяется действие положений пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ссылается также на то, что пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» напрямую предусматривается защита участников закупок от дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а принципы данной защиты регламентируются положениями статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». По мнению общества, судом необоснованно не приняты во внимание положения                 пункта 10.2.2 Положения «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (с изменениями и дополнениями от 28.12.2012), согласно которым заказчик не позднее, чем за двадцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытой закупке должен был разослать письмами полный комплект документов о проведении закупки (в том числе приглашения принять участие в закупке) лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Положением, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом тендерной закупки.

В отзывах на апелляционную жалобу ООО «Стройэнергосервис», ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, 31.07.2013 заказчиком (УФПС Брянской области филиалом ФГУП «Почта России») на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке № 31300466605 на право заключения договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации 61 объекта почтовой связи УФПС Брянской области филиала ФГУП «Почта России», проводимой заказчиком таким способом как закрытая тендерная закупка.

В извещении о проведении тендерной закупки была указана следующая информация:

– сведения о начальной (максимальной) цене договора (лота): 905 300 рублей;

– срок предоставления документации о закупке: со 02.08.2013 по 22.08.2013;

– порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие                в закупке: заявка может быть представлена в будние дни с 8 час 30 мин до 17 час 30 мин (в пятницу до 16 час 15 мин), перерыв с 13 час 00 мин до 13 час 45 мин, в любое время                   с момента опубликования на сайте извещения о проведении тендерной закупки вплоть до 22.08.2013 по адресу: УФПС Брянской области филиал ФГУП «Почта России», 241050,                    <...>, отдел по управлению имуществом кабинет № 311;

– место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в тендерной закупке: 241050, <...>, кабинет 318, 22.08.2013 в 09 час 00 мин местного времени;

– место и дата рассмотрения заявок на участие в тендерной закупке: 241050,                    <...>, кабинет 318, 23.08.2013 в 11 час 00 мин местного времени.

Тендерной документацией были определены требования к претендентам, а также составу и перечню документации, которую предоставляют претенденты для участия                     в данной закрытой тендерной закупке, порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере.

Заказчиком (ФГУП «Почта России») были направлены в адрес трех претендентов ООО «Пари», ООО «Стройэнергосервис», ООО «Системы безопасности Гарант» полный пакет документов о проведении закупки и приглашение принять участие в данной закупке.

Согласно журналу регистрации поступления предложений на участие в запросе предложений по лоту № 5 (тендерная закупка: ТО 61 объект) от всех трех приглашенных претендентов поступили заявки на участие в закрытой тендерной закупке на право заключения договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации 61 объекта почтовой связи до 05.08.2013, в том числе:                                            от ООО Стройэнергосервис» – 02.08.2013, от ООО «Пари» – 02.08.2013,                                       от ООО «Системы безопасности Гарант» – 05.08.2013.

Вышеупомянутые претенденты выразили свое письменное согласие на досрочное вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие                                 в закрытом тендере по выбору организации на оказание услуг по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации 61 объекта почтовой связи УФПС Брянской области – филиала ФГУП «Почта России».

В связи с поступлением заявок от всех приглашенных претендентов (до 05.08.2013) ранее установленного срока (22.08.2013) и наличием их письменного согласия на досрочное вскрытие конвертов с заявками, их рассмотрение, оценку и сопоставление, тендерной комиссией была досрочно проведена закрытая тендерная закупка.

В соответствии с протоколом вскрытия и рассмотрения заявок на участие в закрытой тендерной закупке, размещенным на официальном сайте от 08.08.2013, тендерной комиссией был определен победитель – ООО «Стройэнергосервис», с которым заключен соответствующий договор на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации от 09.08.2013 сроком действия до 31.12.2013.

ООО «Андромеда», ознакомившись с тендерной документацией и полагая, что соответствует всем изложенным в тендерной документации требованиям, приняло решение об участии в закрытой тендерной закупке.

Обществом 21.08.2013 передан УФПС Брянской области – филиалу ФГУП «Почта России» конверт с документацией для участия в закрытой тендерной закупке. Однако сотрудниками предприятия было сообщено, что данная закупка уже проведена.

 ООО «Андромеда» 21.08.2013 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области с жалобой на действия заказчика                УФПС Брянской области – филиала ФГУП «Почта России» при проведении закрытой тендерной закупки по лоту № 5,  на основании которой Управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области 27.08.2013 была проведена проверка.

По результатам проверки Брянское УФАС России письмом от 27.08.2013 № 8361 сообщило со ссылкой на часть 4 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», что у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения данной жалобы.

После отказа в рассмотрении данной жалобы истца письмом от 29.08.2013                          № 822-11/4387 УФПС Брянской области – филиал ФГУП «Почта России» возвратило                      ООО «Андромеда» предоставленную для участия в закрытой тендерной закупке документацию, указав на то, что на момент подачи истцом заявки закрытая тендерная закупка завершена.

Полагая, что закрытая тендерная закупка, предметом которой являлось право на заключение договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (61 объекта почтовой связи), проведена заказчиком с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона                           от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции», истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закрытая тендерная закупка, предметом которой являлось право на заключение договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (61 объекта почтовой связи) проведена заказчиком (ФГУП «Почта России») в соответствии с действующим законодательством и правилами, установленными Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России». Нарушения требований, установленных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006                № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», на которые ссылался истец в обоснование заявленных исковых требований, не допущены.

В обоснование данного вывода суд первой инстанции указал, что действие                 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» распространяется на торги и запрос котировок, а не на иные способы закупки. Кроме того, посчитал, что процедура закупки товаров, работ, услуг в форме закрытой тендерной закупки не содержит в себе каких-либо признаков торгов, а поэтому при таком способе закупки не могут быть соблюдены основные принципы закупки: равноправие и справедливость по отношению к участникам закупки; запрет на установление неизмеряемых требований к участникам закупки; запрет на установление ограничений конкуренции.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 названного Федерального закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Анализ данных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что Положение о закупке, принимаемое заказчиками товаров, работ, услуг на основании Закона о закупках, должно соответствовать его требованиям. При этом положения данного Закона должны учитываться и при избрании заказчиками иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки.

  Частью 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках государственные унитарные предприятия, к числу которых относится ответчик – ФГУП «Почта России» – филиал УФПС Брянской области, включены в перечень субъектов, для которых положения данного Федерального закона являются обязательными при проведении закупок товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены следующие принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, деятельность государственных предприятий по проведению закупок товаров, работ, услуг должна быть открытой и прозрачной. При проведении закупок заказчик обязан обеспечить соблюдение недискриминационных конкурентных процедур, обеспечивающих равноправие и конкуренцию всех лиц, желающих принять участие в проведении закупки, независимо от избранной им формы проведения закупки.

Следовательно, эти общие принципы, направленные на достижение целей правового регулирования Закона о закупках, не могут быть ограничены или исключены как при определении формы закупки и разработке Положения о закупке, так и на стадии проведения закупки.

Вышеупомянутые положения свидетельствуют о том, что при осуществлении закупок заказчики обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации о защите конкуренции, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 1 статьи 17 которого установлено, что при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и или устранению конкуренции.

 Приказом ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 № 73-П (с изменениями и дополнениями от 28.12.2012)  утверждено "Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России".

В соответствии с п. 7.1. названного Положения о закупке тендерная закупка является одним из способов конкурентной закупки. Следовательно, установленные частью 1           статьи 3 Закона о закупках принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки подлежат реализации в полной мере и при проведении предприятием тендерных закупок.

Вместе с тем, из пункта 7.5 указанного Положения о закупке следует, что закрытая тендерная закупка производится с участием только тех претендентов, которым заказчиком было направлено предложение о предоставлении условий поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 10.2.2 названного Положения предусмотрено, что заказчик, не позднее чем за двадцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытой закупке рассылает письмами полный пакет документов о проведении закупки, в том числе приглашения принять участие в закупке лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Положениям, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом тендерной закупки. Заказчик должен направить предложения не менее чем трем претендентам.

В пункте 6.1.5 Положения (с учетом изменений и дополнений от 28.12.2012) также предусмотрено, что рассмотрение, оценка и сопоставление предложений претендентов при закрытой закупке заказчиком может проводиться досрочно при поступлении предложений от всех приглашенных претендентов и наличии письменного согласия всех претендентов на досрочное рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке.

Анализ указанных положений Положения свидетельствует о том, что установленный им порядок проведения заказчиком закрытых тендерных закупок ограничивает конкуренцию, что с учетом вышеуказанного является недопустимым. 

Как следует из материалов дела, 31.07.2013 заказчиком (УФПС Брянской области филиалом ФГУП «Почта России») на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке № 31300466605 на право заключения договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации 61 объекта почтовой связи УФПС Брянской области филиала ФГУП «Почта России», проводимой заказчиком таким способом как закрытая тендерная закупка.

В извещении о проведении тендерной закупки была указана следующая информация:

– сведения о начальной (максимальной) цене договора (лота): 905 300 рублей;

– срок предоставления документации о закупке: со 02.08.2013 по 22.08.2013;

– порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие                в закупке: заявка может быть представлена в будние дни с 8 час 30 мин до 17 час 30 мин (в пятницу до 16 час 15 мин), перерыв с 13 час 00 мин до 13 час 45 мин, в любое время                   с момента опубликования на сайте извещения о проведении тендерной закупки вплоть до 22.08.2013 по адресу: УФПС Брянской области филиал ФГУП «Почта России», 241050,                    <...>, отдел по управлению имуществом кабинет № 311;

– место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в тендерной закупке: 241050, <...>, кабинет 318, 22.08.2013 в 09 час 00 мин местного времени;

– место и дата рассмотрения заявок на участие в тендерной закупке: 241050,                    <...>, кабинет 318, 23.08.2013 в 11 час 00 мин местного времени.

Заказчиком (ФГУП «Почта России») был направлен в адрес трех претендентов: ООО «Пари», ООО «Стройэнергосервис», ООО «Системы безопасности Гарант» полный пакет документов о проведении закупки и приглашение принять участие в данной закупке.

От указанных приглашенных претендентов поступили заявки на участие в закрытой тендерной закупке на право заключения договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации 61 объекта почтовой связи до 05.08.2013, в том числе: от ООО Стройэнергосервис» – 02.08.2013, от ООО «Пари» – 02.08.2013,                                       от ООО «Системы безопасности Гарант» – 05.08.2013, что следует из журнала регистрации поступления предложений на участие в запросе предложений по лоту № 5 (тендерная закупка: ТО 61 объект).

При этом в адрес истца приглашение участвовать в закупе, проводимой                       ФГУП «Почта России» в виде закрытой тендерной закупки, не направлялось, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

ООО «Андромеда» подало заявку на участие в закупке 20.08.2013, то есть до установленного в извещении срока их подачи.

Однако согласно приобщенным к материалам дела протоколам вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом тендере, их рассмотрение было осуществлено тендерной комиссией 06.08.2013, то есть до установленного в извещении срока, что не позволило ООО «Андромеда» стать  участником данного закрытого тендера.

С учетом указанных обстоятельств и вышеприведенных нормативных положений судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания для вывода о том, что ФГУП «Почта России»  не допущены нарушения требований, установленных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006                    № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Также судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что  закрытая тендерная закупка не является торгами, в связи с чем действия предприятия по ее проведению не могут нарушать часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающую антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку тендер (как открытый, так и закрытый) представляет собой не что иное, как конкурсную форму проведения торгов.

В рассматриваемой ситуации ФГУП «Почта России»  проводится конкурсный отбор исполнителей услуг среди определенных им самостоятельно по неизвестным критериям претендентов. То обстоятельство, что термин "конкурс" предприятие в Положении о закупках и прочей документации заменило на термин "тендер" сути правоотношений по конкурсному отбору участников не изменяет.

Соответственно, употребление заказчиком термина "тендер" на квалификацию правоотношений не влияет и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, позволяющего предприятию игнорировать требования законодательства, в том числе антимонопольного, установленные для конкурсного отбора участников.

Поскольку конкурс в силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации является формой проведения торгов, в том числе и в тех случаях, когда закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, то нарушения, допущенные при проведении тендера, могут быть квалифицированы по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В то же время суд апелляционной инстанции полагает, что указанные ошибочные выводы суда первой инстанции не привели в итоге к принятию им неправильного решения по результатам рассмотрения спора по существу, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными                                 статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он, действительно, приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

По смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 № 12573/11).

Как следует из материалов дела, по результатам проведения закрытой тендерной закупки ФГУП «Почта России» с ООО «Стройэнергосервис», признанным победителем закрытой тендерной закупки, заключен договор от 09.08.2013 № 19/23646-ОМБ.

При этом на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции указанный контракт ООО «Стройэнергосервис» исполнен, что подтверждается  представленными последним в материалы дела доказательствами: двусторонним актом сверки от 04.02.2014, из которого следует, что работы по договору подряда выполнены своевременно и в полном объеме; оплата произведена полностью; стороны претензий по данному договору друг к другу не имеют; актом закрытия сделки, сводной ведомостью объектов на техническое обслуживание с августа 2013 по 31.12.2013.

С учетом этого избранный ООО «Андромеда» способ защиты нарушенного права не может привести стороны договора в первоначальное положение, так как возврат результата выполненных работ невозможен и, следовательно, он не приведет к восстановлению нарушенных прав общества.

Считая свои права нарушенными, ООО «Андромеда» не лишено права использовать иные способы защиты своих прав и законных интересов.

Также судебная коллегия учитывает, что истец не доказал, что выигравшее спорный тендер общество не имело права на участие в тендере, а он, несмотря на то, что не являлся участником данной закрытой тендерной закупки, в случае удовлетворения заявленных требований может быть  признан победителем.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2013 по делу № А09-8106/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Андромеда» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Председательствующий

               Н.В. Еремичева

Судьи

                В.Н. Стаханова   

         К.А. Федин