ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-7377/15 от 21.01.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

22 января 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А23-1680/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей заинтересованного лица – управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 26.06.2015 № 53д), ФИО2 (доверенность от 15.01.2016 № 130/60-Д), в отсутствие заявителя – закрытого акционерного общества «Хлебокомбинат (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Хлебокомбинат» на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2015 по делу № А23-1680/2015, установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Хлебокомбинат» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее – управление, заинтересованное лицо) в лице отделения № 1 межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – отделение) об отказе во внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства, изложенного в письме от 10.03.2015 № 77/484.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что на момент представления заявителем автомобиля для регистрационный действий не существовало и не существует закона, запрещающего производство регистрационных действий в случае замены в ходе производства капитального ремонта одного или нескольких номерных агрегатов транспортного средства (в рассматриваемом случае грузового автомобиля). По мнению общества, оно не изменяло конструкцию транспортного средства, поскольку в процессе ремонта автомобиля была заменена только пришедшая в результате дорожно-транспортного происшествия в негодность рама грузового автомобиля. Указывает, что новая рама аналогична ранее установленной, изготовлена тем же заводом-изготовителем и официально приобретена у его торгового представителя.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу представителей заинтересованного лица, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит автомобиль ГАЗ-3307, 27901-0000010-02, идентификационный номер (VIN) <***>, государственный регистрационный знак м173сх40, номер шасси (рамы) отсутствует, номер кузова 330700С0198803.

Согласно акту дефектовки автотранспорта, составленному сотрудниками общества 21.11.2013, рама данного автомобиля имеет механические повреждения в местах крепления несущих агрегатов и трещины в двух местах.

На основании договора купли-продажи от 09.12.2013 № 161/13-КП общество приобрело у ООО «Компания Волга» раму ГАЗ 3307 в сборе (без номера).

В дальнейшем закрытое акционерное общество «Хлебокомбинат» осуществило замену рамы на вышеуказанном автомобиле.

Общество 10.03.2015 обратилось в управление с заявлением о внесении изменения в регистрационные данные спорного автомобиля, государственный регистрационный знак м173сх40.

Письмом отделения управления от 10.03.2015 № 77/484 обществу в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные указанного транспортного средства отказано по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ), определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Процедуры удостоверения такого соответствия были предусмотрены, в частности, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720) (действовавшим на момент обращения заявителя в отделение управления).

Оценка соответствия предусмотрена как для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, так и для единичных транспортных средств.

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту – Закон № 184-ФЗ) для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов предусмотрена система обязательной сертификации (статья 25 Закона № 184-ФЗ).

Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (статья 2 Закона № 184-ФЗ).

В соответствии с пунктом 84 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства России от 10.09.2010 № 720, оценка соответствия типов компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия.

Целью подтверждения соответствия является удостоверение в том, что все серийно выпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 14 указанного технического регламента.

Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 Регламента № 605 установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В соответствии с пунктом 13 раздела II (Требования к безопасности объектов технического регулирования) действовавшего Технического регламента № 720, каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер.

Пунктом 7.37.1 Приложения № 7 (Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации) к указанному Техническому регламенту предусмотрено, что маркировка, нанесенная на транспортное средство, должна соответствовать указанной в документах на это транспортное средство.

Согласно пункту 2.1 приложения № 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства.

В результате замены рамы автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом, после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Пунктом 3.3.1 ГОСТ Р 51980-2002 «Транспортные средства, маркировка. Общие технические требования» аналогично установлено, что табличка изготовителя (на которую, среди прочего, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для целей его идентификации) должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в ходе осуществления регистрационного действия (пункты 39 – 41 Регламента № 605).

Действующим в настоящее время Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, также установлено (Приложение № 7), что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (пункт 1.1); нанесение идентификационного номера на транспортное средство (шасси) производится изготовителем, номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной (пункты 1.3.1, 1.3.2, 1.4, 1.4.1); идентификационный номер указывается в документах на транспортное средство (шасси) (пункт 1.5).

Регламентом № 605 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе: документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.

Документы на номерные агрегаты: документы с отметками таможенных органов о выпуске номерных агрегатов в обращение на таможенной территории Таможенного союза; документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица – ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.

Государственные регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом.

Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

Как установлено судом, на спорном транспортном средстве произведена замена рамы, пришедшей в негодность, на новую аналогичной марки без номера.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, табличка с идентификационным номером VIN с указанием завода-изготовителя как следует из паспорта транспортного средства был указан на старой (замененной) раме и соответствовал №Х96330700С1016892, другой таблички с идентификационным номером VIN на спорном автомобиле не существовало, а после замены рамы отсутствует табличка с идентификационным номером VIN, присвоенного заводом изготовителем.

Таким образом, материалами дела подтвержден и участвующими в деле лицами не оспаривается то обстоятельство, что на транспортном средстве после замены рамы вообще отсутствует табличка с идентификационным номером VIN.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признан законным и обоснованным содержащийся в оспариваемом отказе вывод о том, что идентификационный номер утрачен или уничтожен, что приводит к невозможности идентификации автомобиля.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси (утверждено совместным приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005) паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 25 названного Положения в строке «1» паспорта транспортного средства указывается идентификационный номер (VIN).

Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.

Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.

Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами.

На первом знаке может указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв, используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси транспортного средства (приложение № 2 к настоящему Положению), на последующих знаках – порядковый номер транспортного средства.

Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 транспортных средств в год, в качестве третьего знака первой части VIN используют цифру 9.

Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях третьей части VIN.

При наличии на транспортных средствах или шасси иных идентификационных номеров, имеющих отличное от VIN количество используемых букв и цифр (меньше 17), добавление каких-либо букв, цифр или символов не допускается.

В строках «7. Шасси (рама) N» и «8. Кузов (кабина, прицеп) N» указываются соответствующие идентификационные номера шасси (рамы) или кузова (прицепа), присвоенные и нанесенные на них организацией или предпринимателем (пункт 31 названного Положения).

Из материалов дела следует и установлено судом, что общество представило в отделение управления паспорт транспортного средства, в котором указан фактически отсутствующий на транспортном средстве идентификационный номер VIN.

Признавая необоснованным довод заявителя о том, что управлению следовало обеспечить перемещение таблички с идентификационным номером VIN со старой рамы автомобиля на новую с последующим внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства ввиду изменения номера рамы как номерного агрегата, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ни Регламент № 605, ни Правила не предусматривают таких полномочий МРЭО ГИБДД при совершении регистрационных действий.

Признавая несостоятельной ссылку заявителя на пункт 8 Правил, согласно которым регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно отметил, что данный пункт, допуская замену номерных агрегатов, не предусматривает возможность замены агрегата, на котором размещена единственная табличка с идентификационным номером VIN, что влечет полную утрату указанного идентификационного номера.

Как указано выше, идентификационный номер наносится на части транспортного средства, не подлежащие замене в процессе эксплуатации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 07.12.2006 № 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Законом № 196-ФЗ (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности.

Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов. С учетом изложенного, довод заявителя о возможном ограничении прав собственника транспортного средства на эксплуатацию транспортного средства не свидетельствует о незаконности обжалованного решения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у управления не имелось оснований для совершения регистрационных действий по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства.

Судебная коллегия учитывает, что ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

Как указывалось выше, согласно пункту 3 статьи 15 вышеупомянутого Федерального закона регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Следовательно, нарушений прав собственника автомобиля в данном случае не допущено.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 24.09.2015 по делу № А23-1680/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Заикина

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова