ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-87/11 от 04.02.2011 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

mail@20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

08 февраля 2011 года

Дело №А68-7207/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Дорошковой А.Г., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазоновой А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-87/10) Управления Росреестра по Тульской области

на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2010

по делу № А68-7207/2010 (судья Драчен А.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Тулачермет»

к Управлению Росреестра по Тульской области

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: открытого акционерного общества «Тулачермет» - ФИО1, доверенность от 29.12.2009 №1-5884;

от ответчика: Управления Росреестра по Тульской области - ФИО2, ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность от 11.01.2011 №01-30/4,

установил:

в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 03.02.2011 объявлен перерыв до 04.02.2011.

Открытое акционерное общество «Тулачермет» (далее – ОАО «Тулачермет», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Росреестра по Тульской области (далее – Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными отказов от 03.09.2010 №09/012/2010-440 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:09:010715:24, площадью 500 кв.м, расположенный на землях особо охраняемых территорий и объектов по адресу: Тульская область, Заокский район, база отдыха «Металлург», (дело №А68-7207/2010) и № 09/012/2010-439 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:09:010715:23, площадью 1700 кв.м, расположенный на землях особо охраняемых территорий и объектов по адресу: Тульская область, Заокский район, база отдыха «Металлург», (дело №А68-7208/2010).

Определением суда Тульской области от 15.10.2010 указанные дела объединены в одно производство, которому присвоен номер А68-7207/2010.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2010 заявленные требования Общества удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 08.06.2010 глава администрации муниципального образования Заокский район вынес постановления №738 и №739 о предоставлении в собственность ОАО «Тулачермет» земельных участков с кадастровым номером 71:09:010715:23, площадью 1700 кв.м и с кадастровым номером 71:09:010715:24, площадью 510 кв.м, расположенных по адресу: Тульская область, Заокский район, база отдыха «Металлург» (т.1,л.17, т.2,л.17).

17.06.2010 между Комитетом по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район и ОАО «Тулачермет» заключены договоры №656/37719, №656/37720 купли-продажи названных земельных участков (т.1,л. 9-11, т.2,л.9-11).

ОАО «Тулачермет» и Комитет по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район 05.07.2010 обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права и права собственности на указанные земельные участки (т.1,л.35-36, т.2,л.35-36).

При этом к заявлениям ОАО «Тулачермет» приложило следующие документы: платежные поручения, доверенности, кадастровые паспорта земельных участков, договоры купли-продажи, постановления администрации муниципального образования Заокский район, справки, что подтверждается расписками в получении документов (т.1,л.24, т.2,л.33).

При проведении правовой экспертизы представленных документов Управлением было установлено, что представленные в качестве правоустанавливающих документов договоры купли-продажи земельных участков со строениями на них от 17.06.2010 №656/37720 и №656/37719 являются недействительными сделками ввиду противоречия ст.ст. 28,29 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В срок до 25.08.2010 заявителю было предложено представить доказательства того, что земельные участки не заражены опасными веществами, не подверглись биогенному заражению, не являются объектами культурного наследия.

В этой связи Управлением в адрес Общества направлены уведомления от 26.07.2010 №01/012/2010-439 и №01/012/2010-439 о приостановлении государственной регистрации на срок до 25.08.2010 (т.1,л. 15-16, т.2, л.15-16).

Во время приостановления регистрации Управлением направлены запросы в Управление Росприроднадзора по Тульской области и ГОУ ТО «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры ».

Согласно ответу Управления Росприроднадзора по Тульской области от 12.08.2010 №АС-6/1079 последнее не располагает сведениями о заражении опасными веществами, а также биогенном загрязнении земельных участков с кадастровым номером 71:09:010715:23, площадью 1700 кв.м и кадастровым номером 71:09:010715:24, площадью 510 кв.м.

Письмом от 06.09.2010 №01-22/356 ГОУ ТО «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» сообщило, что обследование территории земельных участков с кадастровым номером 71:09:010715:23 и кадастровым номером 71:09:010715:24 не проводилось. Для уточнения наличия или отсутствия на территории участков объектов культурного наследия необходимо провести культурное обследование, которое является платной услугой.

Сообщениями от 03.09.2010 №09/012/2010-439 и №09/012/2010-440 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010715:24 и 71:09:010715:23, сославшись на отсутствие необходимых документов, подтверждающих соблюдение ст.ст.28,29 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно документов, подтверждающих, что земельные участки не заражены опасными веществами, не подверглись биогенному заражению, не являются объектами культурного наследия, для проведения правовой экспертизы правоустанавливающих документов на предмет наличия признаков ничтожности заключенных договоров купли-продажи (т.1,л.13,т.2,л.13).

Полагая, что отказы Управления в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010715:23, 71:09:010715:24, расположенные по адресу: Тульская область, Заокский район, база отдыха «Металлург», являются незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав в силу ст. 16 Закона N122-ФЗ производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (ст. 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона №122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений.

В статье 20 Закона №122-ФЗ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда в государственной регистрации прав может быть отказано.

Так, согласно абз.4,10 ч.1 указанной нормы в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с целью государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010715:24 и 71:09:010715:23 Общество обратилось с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган.

Основанием для отказа Обществу в регистрации права собственности на указанные земельные участки послужил вывод Управления о том, что ОАО «Тулачермет» не представило документы, подтверждающие, что земельные участки не заражены опасными веществами, не подверглись биогенному заражению, не являются объектами культурного наследия.

Согласно ч.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон №178-ФЗ) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 29 Закона №178-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

В соответствии с п.4 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

В силу ч.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Судом установлено, что ОАО «Тулачермет» при подаче соответствующего заявления в регистрирующий орган представило все необходимые документы, что подтверждается расписками в их получении.

При этом документы, подтверждающие, что земельные участки не заражены опасными веществами, не подверглись биогенному заражению, не являются объектами культурного наследия, в перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N370, отсутствуют, в связи с чем их представление Обществом в рассматриваемом случае не являлось обязательным.

Следовательно, регистрирующий орган не вправе был требовать предоставления указанных документов в целях государственной регистрации права.

Действительно, проводя правовую экспертизу документов и проверку законности сделки по приведенным в сообщениях об отказе основаниям, регистрирующий орган вправе запрашивать у уполномоченных органов информацию о заражении участков опасными веществами, об их биогенном заражении, о том, являются ли они объектами культурного наследия.

Вместе с тем отсутствие подобной информации не позволяет сделать вывод о ничтожности представленной на регистрацию сделки, как противоречащей ст.ст. 28, 29 Закона N178-ФЗ.

Так, из ответа Управления Росприроднадзора по Тульской области от 12.08.2010 №АС-6/1079 следует, что оно не располагает сведениями о заражении опасными веществами, а также биогенном загрязнении земельных участков с кадастровыми номерами 71:09:010715:23, 71:09:010715:24.

Таким образом, сведений о заражении спорных земельных участков не имеется.

Согласно ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон №73-ФЗ) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статьей 99 ЗК РФ определено, что земли историко-культурного назначения составляют самостоятельную группу земель в составе категории земель особо охраняемых территорий.

Судом установлено, что кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010715:23 и 71:09:010715:24 не содержат сведений об отнесении их к землям историко-культурного назначения. Разрешенным видом использования указано - для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (т.1,л.8, т.2,л.8).

В соответствии со ст. 15 Закона N73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Однако сведений о наличии на спорных земельных участках объектов культурного наследия, включенных в реестр, регистрирующим органом не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ОАО «Тулачермет» на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010715:24, 71:09:010715:23, расположенные по адресу: Тульская область, Заокский район, база отдыха «Металлург», у Управления не имелось, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования Общества и признал оспариваемые отказы незаконными.

Довод жалобы о том, что обязанность по выяснению вопроса о том, является ли земельный участок зараженным опасными веществами, подвергался ли он биогенному загрязнению, является ли объектом культурного наследия, возложена на продавца земельного участка, в рассматриваемом случае – на Комитет по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст. 67 ЗК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 N846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" (далее - Положение) мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан ( п.13 Положения).

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в частности, по государственному мониторингу земель.

Таким образом, именно на Управление возложена обязанность проводить мониторинг земель.

Следовательно, Управление должно располагать данными о том, являются ли спорные земельные участки зараженным опасными веществами, подвергались ли они биогенному загрязнению, в связи с чем с целью проведения правовой экспертизы не вправе требовать представления документов, подтверждающих либо опровергающих указанные сведения.

Между тем судом установлено, что Управление не располагало такими сведениями.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылку Управления на письмо Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации муниципального образования Заокский район, согласно которому вопрос об оборотоспособности спорных земельных участков им не выяснялся.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет довод жалобы о том, что в договорах купли-продажи спорных земельных участков от 17.06.2010 №656/37719, №656/37720 не содержится сведений о том, что земельные участки не ограничены в обороте

В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 20 Закона N122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.

Между тем указанное не явилось основанием для отказа Обществу в государственной регистрации прав.

Кроме того, в связи с отсутствием каких-либо условий, ограничивающих права на земельные участки, договоры не могли содержать сведения о таких ограничениях.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2010 по делу №А68-7207/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

В.Н. Стаханова

Судьи

А.Г. Дорошкова

О.Г. Тучкова