ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-8886/18 от 03.06.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-5764/2018

20АП-8886/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии                    от  заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление - 19» – ФИО1 (доверенность от 07.11.2018), ФИО2 (доверенность от 25.02.2019), ответчика – департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области – ФИО3 (доверенность от 02.04.2019 № 132), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-19» на решение Арбитражного суда Брянской области                            от 08.11.2018 по делу № А09-5764/2018 (судья Фролова М.Н.),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-19»               (г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «СМУ-19») обратилось в Арбитражный суд Брянской области                               с заявлением о признании незаконным решения департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (г. Брянк,                             ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, департамент, департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области) от 02.03.2018 № 28.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Строительно-монтажное управление-19» просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.  

 В обоснование своей позиции указывает, что ООО «СМУ-19» представило уполномоченному органу необходимые сведения об изменении наименования четыре раза: в ноябре 2017 в адрес департамента, 06.12.2017 – в виде электронного документа через оператора электронной площадки, в январе 2018, по устной просьбе ответчика, и 15.02.2018 также по устной просьбе ответчика. Полагает, что нарушение десятидневного срока для представления уведомления об изменении сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, не является  самостоятельным основанием для исключения организации из данного реестра.    

В отзыве на апелляционную жалобу департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области 02.03.2018 принял решение, оформленное протоколом № 28, выразившееся в исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету предварительного отбора                   «на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Брянской области» ООО «Рокос» (номер реестровой записи в реестре – 060).

Основанием для принятия вышеуказанного решения послужил вывод уполномоченного органа о невыполнении ООО «СМУ-19» (ранее – ООО «Рокос») норм и требований действующего законодательства, а именно, пункта 69 раздела IIПоложения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества  в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016           № 615 (далее по тексту – Положение), выразившемся в неуведомлении и непредставлении заявителем  в установленный десятидневный срок информации об изменениях сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций с приложением подтверждающих документов. В частности, решение о смене наименования ООО «Рокос» на ООО «Строительно-монтажное управление – 19» принято 03.11.2017, зарегистрированы данные сведения в ЕГРЮЛ – 13.11.2017, а уведомление и документы о смене поступили от организации в департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области только 15.02.2018. 

Не согласившись с решением департамента от 02.03.2018 № 28, ООО «СМУ-19» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)                           не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права     и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации                            от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества                                           в многоквартирных домах и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее по тексту – Положение) во исполнение постановления Правительства Брянской области от 05.09.2016 № 484-п, уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций является департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области.

Приказом департамента от 31.08.2016 № 45/1 «Об утверждении комиссии                          по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия                         в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области» утверждены: состав комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах; форма извещения о проведении предварительного отбора; форма реестра квалифицированных подрядных организаций, форма рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе подрядных организаций, форма документации о проведении предварительного отбора.

В соответствии с указанным приказом в состав комиссии вошли представители департамента ТЭК и ЖКХ, регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, управления по охране историко-культурного наследия Брянской области, государственной жилищной инспекции Брянской области.

Орган по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций – департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области проводит предварительные отборы                            по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ        по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Брянской области; участники, прошедшие предварительный отбор включаются в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах.

Согласно пункту 4 раздела 1 Положения, предварительные отборы и электронные аукционы проводятся на сайте оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации.

Привлечение оператора электронной площадки к проведению предварительного отбора осуществляется органом по ведению реестра, к проведению электронных аукционов – заказчиком (Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области).

Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области заключил соглашение от 16.08.2016            № 0217 с оператором электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка», предметом которого является взаимодействие сторон в части проведения комплекса мероприятий, направленных на осуществление совокупности действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Брянской области, проводившего предварительный отбор в соответствии постановлением Правительства № 615.

Согласно пункту 62 названного Положения в реестр квалифицированных подрядных организаций включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых комиссией по проведению предварительного отбора принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Пунктом 63 Положения предусмотрен перечень информации, которая подлежит включению в реестр квалифицированных подрядных организаций, в том числе и   наименование, адрес юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, контактные телефоны, адрес электронной почты лиц, указанных в пункте 62 настоящего Положения (подпункт «а» пункта 63).

В соответствии с пунктом 69 Положения в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, подрядная организация обязана в срок не позднее 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов.

Непредставление подрядной организацией в орган по ведению реестра документов, указанных в пункте 69 названного Положения, или представления таких документов, если из них следует, что подрядная организация перестала соответствовать требованиям, предусмотренным подпунктами «о» и «п» пункта 23 настоящего Положения, в силу пункта 66 Положения влечет исключение информации о подрядной организации, предусмотренной пунктом 63 настоящего Положения, из реестра квалифицированных подрядных организаций.

  Судом установлено и следует из материалов дела,  что ООО «Рокос» принимало участие в предварительном отборе № 15 по предмету выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 02.05.2017, по результатам которого комиссией по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области от 30.05.2017 вынесла решение о включении участника предварительного отбора ООО «Рокос» в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Единственный участник ООО «Рокос» принял решение от 03.11.2017 № 1 о смене наименования общества с ООО «Рокос» на общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление - 19» (сокращенное фирменное наименование на русском языке – ООО «СМУ - 19») (т. 1, л. д. 58). Указанные изменения внесены в ЕГРЮЛ 13.11.2017, что подтверждается выпиской (пункт 3) (т. 1, л. д. 126 – 139).

Таким образом, о данных изменениях общество должно было уведомить департамент не позднее 27.11.2017.

Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела,                     ООО «СМУ - 19» представило в адрес департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области документы, подтверждающие изменение наименования организации ООО «Рокос» на наименование подрядной организации ООО «СМУ-19» только 15.02.2018 (т. 2, л. д. 2), то есть с нарушением требований пункта 69 Положения.

Ссылку общества в подтверждение исполнения требований данного пункта на письмо от 13.11.2017 (т. 2, л. д. 3), судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства его отправки в установленный срок.

Кроме того, в нем не указан адресат. Также из него не следует, что к нему приложены документы, подтверждающие изменение сведений, в частности, решение                   от 03.11.2017 № 1 о смене наименования, которые в силу требований пункта 69 Положения, также должны быть представлены в департамент в десятидневный срок.

В письме, отправленном обществом от 06.12.2017 на адрес электронной почты департамента, на которое заявитель, в числе прочих писем, ссылается в подтверждение своей позиции, также в нарушение правил делопроизводства отсутствовало наименование организации, в адрес которой оно направляется, что противоречит Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Ссылка ООО «СМУ-19» о наличии отметки на сопроводительном письме                        от 06.12.2017 на бумажном носителе, подтверждающей передачу письма в адрес департамента нарочно, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждена материалами дела.

Более того, указанное письмо также направлено с нарушением установленного пунктом 69 Положения десятидневного срока для представления уведомления об изменении сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций (как отмечено выше общество должно было представить такие сведения не позднее 27.11.2017).

Ссылка общества на то, что оно было аккредитовано на единой электронной площадке под новым наименованием в качестве участника закупки, является несостоятельной, поскольку аккредитация на электронной площадке путем самостоятельного размещения сведений об организации в уведомительном порядке не является надлежащим уведомлением департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области как уполномоченного органа.

Таким образом, заявка на переаккредитацию в связи со сменой наименования, поданная ООО «СМУ-19» 06.12.2017 на электронной площадке, расположенной в сети Интернет, одобренная АО «ЕЭТП» 12.12.2017, не является уведомлением департамента и основанием для внесения изменений в Реестр квалифицированных подрядных организаций.

Поскольку общество не выполнило требования пункта 69 Положения, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принятое департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области решение, оформленное протоколом от 02.03.2018 № 28, выразившееся в исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету предварительного отбора «на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Брянской области» ООО «Рокос» (номер реестровой записи в реестре – 060) соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учитывал, что при проверке департаментом представленных обществом документов у него возникли сомнения в отношении справки от 31.01.2018 № 49225 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в которой указывалось, что задолженностей организация не имеет, а также выявлены ошибки в правописании, поэтому для уточнения достоверности указанной справки был направлен уточняющий запрос в инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по г. Краснодару, выдавшую данную справку.

В соответствии с письмом налогового органа от 24.04.2018 № 09-1/13066 достоверность сведений, указанных в предоставленной справке от 31.01.2018 № 49225,                 в отношении ООО «СМУ-19», инспекция не подтверждает.

На предложение суда первой инстанции представить для обозрения оригинал вышеуказанной справки представитель общества ответил отказом, тогда как департамент ТЭК и ЖКХ представил на обозрение суда данную справку, датированную 24.04.2018                      за № 09-1/13066, в которой указано, что ООО «СМУ-19» имеет неисполненную обязанность по уплате налогов.

Довод общества о том, что нарушение десятидневного срока для представления уведомления об изменении сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, не является  самостоятельным основанием для исключения организации из данного реестра, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.

Поскольку подпункт «л» пункта 66 Положения содержит ссылку на пункт 69 названного Положения, в котором указано не только на обязанность уведомить орган по ведению реестра об изменениях с приложением подтверждающих документов, но и установлен срок для представления таких сведений и документов, то судебная коллегия полагает, что соблюдение такого срока также должно учитываться при решении вопроса об исключении информации об организации из Реестра квалифицированных подрядных организаций.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, то оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Брянской области от 08.11.2018 по делу № А09-5764/2018    оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление-19» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова

Е.Н. Тимашкова