ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-9044/19 от 19.02.2020 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-7792/2019

20АП-9044/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2020

Постановление в полном объеме изготовлено 27.02.2020

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Волошиной Н.А., судей Григорьевой М.А. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрьевым Е.Ю., при участии в Арбитражном суде Рязанской области: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области – ФИО1 (доверенность от 04.02.2020), в отсутствии других лиц участвующих в деле, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев посредством систем видеоконференц-связи между Двадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Рязанской области, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09 декабря 2019 года по делу № А54-7792/2019 (судья Ушакова И.А.),

принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН <***>) к Арбитражному управляющему - ФИО2,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО Банк «Западный» в лице Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>),

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Рязанской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО2 к администра­тивной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федера­ции об административных правонарушениях.

Решением суда  от 09 декабря 2019года в удовлетворении заявления Управление Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Рязанской области отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области подало апелляционную жалобу, в которой просит  решение   Арбитражного суда Рязанской области от 09.12.2019 по делу №А54-7792/2019 отменить  и принять новый судебный акт. Мотивируя жалобу, заявитель указывает, что не согласен с выводом  суда области о том, что  протокол об административном правонарушении от 12.08.2019 составлен в отсутствие арбитражного управляющего, не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления.

До судебного заседания от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области поступили дополнительные материалы для приобщения к материалам дела.

От арбитражного управляющего ФИО2 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу  оставить без удовлетворения

В ходе судебного разбирательства Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области поддержал апелляционную жалобу.

 Обжалуемый судебный акт в проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом области,  решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2018 (резолютивная часть объявлена 04.12.2018) ФИО3 признана несостоятельной (банкротом); в отношении должника открыта процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим должника утверждена ФИО2.

По результатам административного расследования, проведенного долж­ностным лицом Управления на основании информации, изложенной в жалобе кредитора - ОАО Банк "Западный" на действия финансового управляющего гражданки ФИО4, а также при ознакомлении с материалами дела №А54-7818/2018, непосредственно обнаружено нарушение арбитражным управляющим законодательства о банкротстве - требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 1статьи 28 (пункты 1, 8), статьи 213.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункта 3.1Порядка формирования и ведения Единого федераль­ного реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих вклю­чению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденно­го приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 №178, пункта 25 По­становления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", выразившееся в неисполнении ар­битражным управляющим обязанности по направлению в печатное издание - газету "Коммерсантъ" в течение 3-х дней с даты получения соответствующе­го судебного акта и в срок не позднее чем через 10 дней с даты утверждения подлежащих опубликованию в официальном издании в порядке, установлен­ном статьей 28 Закона о банкротстве (газете "Коммерсантъ"), сведений о при­знании должника банкротом, открытии в отношении него процедуры реализа­ции имущества должника, утверждении финансового управляющего.

Текст сообщения N 77230469938 от 26.01.2019 о введении процедуры ре­ализации имущества должника и утверждении в качестве финансового управ­ляющего ФИО2, указании адреса для направления корреспонденции: 390023, г.Рязань, а/я59 опубликован в газете "Коммерсант" 26.01.2019 (л.д.62).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении арбитражного управляющего протокола об адми­нистративном правонарушении от 12.08.2019 N 00196219 (л.д.64) и обраще­ния в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В целях извещения ФИО2 о необходимости явиться 12.08.2019 для дачи объяснений и участи в рассмотрении материалов проверки были направлены уведомления от 06.06.2019 (л.д.131-142, л.д.156-161) по адресам: <...> (согласно почтовому отчету л.д.142 от­правление возвращено Управлению 18.07.2019), <...> (согласно почтовому отчету л.д.132-134 отправление возвращено Управлению 23.07.2019), <...>­, этаж 4 (согласно почтовому отчету л.д.138-140 отправ­ление возвращено Управлению 23.07.2019), д.28, оф.3, г.Рязань, а\я59 (со­гласно почтовому отчету л.д.136 отправление возвращено Управлению 05.09.2019).

Управление указывает, что адрес <...> установлен на основании справки отдела адресно - справочной работы УФМС от 03.12.2017 (л.д.143), адрес <...>, этаж 4 установлен на основании сообщения от 10.06.2019 о проведении собрания в отношении должника ФИО5 (л.д.144), адрес г.Рязань, а\я59 указан в решении Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2019 по делу №А54-7818/2018 (л.д.83), адрес <...>­ установлен на основании сведений портала государ­ственных услуг Росреестра (л.д.89).

Возражая против заявленного требования, арбитражный управляющий указывает на то, что в силу Закона о банкротстве опубликование сведений осуществляется за счет средств должника, денежные средства от которого были получены только 16.01.2019. Действия управляющего по направлению сведений для опубликования 26.01.2019 не привели к нарушению прав и ин­тересов кредиторов, что подтверждено определением от 21.05.2019, вынесен­ного в рамках дела о банкротстве №А54-7818/2018 (л.д.108) по жалобе ОАО банк "Западный". Указывает, что не была извещена Управлением о дате и времени для уча­стия в рассмотрении материалов проверки и даче объяснений, по адресам: <...> и <...> не проживает.

Согласно копии паспорта, ФИО4 2 с 22.12.2017 зарегистрирована по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> (т.1 л.д. 107).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно  руководствовался следующим.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административ­ной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об администра­тивном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответ­ственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении ко­торого составлен протокол, а также определяет меры административной от­ветственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбит­ражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содер­жит уголовно наказуемого деяния,

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч руб­лей.

Объектом административного правонарушения является установленный порядок осуществления банкротства, являющийся необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов соб­ственников организаций, должников и кредиторов.

Субъектом данного правонарушения является арбитражный управляю­щий, не исполняющий обязанности, установленные законодательством о несо­стоятельности (банкротстве), если такие действия (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Обязанности арбитражного управляющего определены Законом о банк­ротстве.

Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что при про­ведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управ­ляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве при прове­дении процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательно­му опубликованию в официальном издании подлежат сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении ре­структуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и вве­дении реализации имущества гражданина.

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обяза­тельному опубликованию подлежат сведения, в том числе, о признании граж­данина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве).

В пункте 25 Постановления N 45 разъяснено, что при исчислении преду­смотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банк­ротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина сле­дует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 указанного закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего све­дения путем ее включения в ЕФРСБ и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве.

Так, согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подле­жащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, опреде­ленном регулирующим органом (газета "Коммерсантъ").

Опубликование сведений о признании должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования в официальном печатном издании (газета "Коммерсантъ") и в ЕФРСБ (пункт 1 статьи 28 Закона о банк­ротстве). В силу п.3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерально­го реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включе­нию в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 №178, сведения подле­жат внесению в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с да­ты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта.

Согласно п.8 ст.28 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника све­дения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивиду­ального лицевого счета);

наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату приня­тия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяе­мой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;

фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуально­го лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государ­ственный регистрационный номер записи о государственной регистрации та­кой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседа­ния по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных насто­ящим Федеральным законом;

иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона о банкрот­стве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитраж­ный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Согласно материалам дела, решение о введении в отношении ФИО3 процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина - реализация имущества, утверждении финансовым управляющим ФИО2 принято Арбитражным судом Рязанской обла­сти по делу №А54-7818/2018 (л.д.83) 05.12.2019.

Текст сообщения N 77230469938 от 26.01.2019 о введении процедуры ре­ализации имущества должника и утверждении в качестве финансового управ­ляющего ФИО2, указании адреса для направления корреспонденции: 390023, г.Рязань, а/я59 опубликован в газете "Коммерсант" 26.01.2019 (л.д.62), т.е. с нарушением установленного законом срока.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производ­ства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, долж­ностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном пра­вонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об администра­тивном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

При привлечении к административной ответственности должны быть со­блюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие га­рантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об администра­тивном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении кото­рого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

В ст. 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (ч. 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (ч. 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч. 6).

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном пра­вонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмот­ренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть подписан лицом, в отношении которого воз­буждено дело об административном правонарушении. После составления про­токола об административном правонарушении его копия вручается под рас­писку лицу, в отношении которого возбуждено дело.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом и доказательством, отсутствие которого делает невозможным установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.       

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен гл. 29 КоАП РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган устанавливает факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении выносится в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его законного представителя, с целью предоставления возможности реализовать права и гарантии, установленные Кодексом. В отсутствие данного лица постановление может быть вынесено, если имеются доказательства извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Цель извещения состоит в том, что лицо, которое приглашено на составление в отношении него протокола об административном правонарушении, на рассмотрение материалов проверки, должно иметь точное представление о времени и месте совершения данных процессуальных действий, знакомиться с материалами административного производства и давать свои объяснения по существу вменяемого правонарушения.

Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об адми­нистративном правонарушении, установлен в статье 25.15 КоАП РФ, согласно части 2 которой извещения, адресованные гражданам, в том числе индивиду­альным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основа­нии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпри­нимателей.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Су­да Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отноше­нии которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматри­вать как нарушение порядка привлечения к административной ответственно­сти.

В абз. 4 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Установленный законом порядок применения административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.

Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Следовательно, арбитражный суд при рассмотрении дела должен выяснять обстоятельства соблюдения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований КоАП РФ.

В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонару­шениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установлен­ных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственно­сти (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный харак­тер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рас­смотреть дело.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ одним из доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административ­ном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об адми­нистративном правонарушении.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в су­дебной практике при рассмотрении дел об административных правонаруше­ниях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственно­сти следует проверять, были ли приняты административным органом необхо­димые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого воз­буждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонаруше­нии в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмот­ренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) сделан вывод о том, что, поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством CMC-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Аналогичная позиция воспроизведена в вопросе 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009.

В силу абзаца четвертого пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

В соответствии с пунктом 24.1 Постановления N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно; извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи); не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Как следует из материалов дела,  в целях извещения ФИО2 о необходимости явиться 12.08.2019 для дачи объяснений и участия в рассмотрении материалов проверки Управлением были направлены уведомления от 06.06.2019 (л.д.131-142, л.д.156-161) по адресам: <...> (согласно почтовому отчету л.д.142 от­правление возвращено Управлению 18.07.2019), <...> (согласно почтовому отчету л.д.132-134 отправление возвращено Управлению 23.07.2019), <...>­, этаж 4 (согласно почтовому отчету л.д.138-140 отправ­ление возвращено Управлению 23.07.2019), д.28, оф.3, г.Рязань, а\я59 (со­гласно почтовому отчету л.д.136 отправление возвращено Управлению 05.09.2019).

Управление указывает, что адрес <...> установлен на основании справки отдела адресно - справочной работы УФМС от 03.12.2017 (л.д.143), адрес <...>, этаж 4 установлен на основании сообщения от 10.06.2019 о проведении собрания в отношении должника ФИО5 (л.д.144), адрес г.Рязань, а\я59 указан в решении Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2019 по делу №°А54-7818/2018 (л.д.83), адрес <...>­ установлен на основании сведений портала государ­ственных услуг Росреестра (л.д.89).

При этом адреса <...>, этаж 4 согласно сообщению от 10.06.2019 о проведении собрания в отношении иного должника ФИО5 (л.д.144), <...>­ согласно сведениям портала государственных услуг Ро­среестра (л.д.89), <...> согласно справке отдела адресно - справочной работы УФМС от 03.12.2017 (л.д.143), сведения которой нельзя считать актуальными по состоянию на день составления протокола 12.08.2019 могли быть использованы как дополнительные в целях извещения по всем известным адресам.

Однако согласно решению Арбитражного суда Рязанской области от 05.12.2019 по делу №А54-7818/2018 (л.д.83) адресом для направления корре­спонденции является адрес: г.Рязань, а\я59, этот же адрес указан в тексте со­общения N77230469938 от 26.01.2019 о введении процедуры реализации имущества должника и утверждении в качестве финансового управляющего ФИО2, адреса для направления кореспонденции: 390023, г.Рязань, а/я59, опубликованного в газете "Коммерсант" 26.01.2019 (л.д.62).

Уведомление направленное по адресу: 390000, г.Рязань, а\я59 согласно почтовому отчету л.д.136 и конверту (л.д.161) возвращено Управлению 05.09.2019  соответственно на дату составления протокола 12.08.2019 Управ­ление не имело доказательств соблюдении порядка извещении арбитражного управляющего о необходимости явиться для составления протокола. 05.09.2020 Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении от 12.08.2019 N00196219 (л.д.64) ад­министративным органом составлен без участия ФИО2

Более того, как указывалось ранее, ФИО4 2 с 22.12.2017 зарегистрирована по адресу: г. Санкт-Петербург, <...> (т.1 л.д. 107). По данному адресу  каких-либо извещений  Управлением не направлялось.

 Системный анализ положений статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об ад­министративном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в от­ношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспече­ния ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статье 28.2 Ко­АП РФ.

С учетом изложенного, суд  области правомерно пришел к выводу, что протокол об админи­стративном правонарушении от 12.08.2019 составлен в отсутствие арбитраж­ного управляющего, не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления, что является существенным нарушением порядка привлече­ния к административной ответственности, не позволяющим полно и всесто­ронне рассмотреть дело административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N2 "О не­которых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотре­нии дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основани­ем для отказа в удовлетворении требования административного органа о при­влечении к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что привлечение к ответственности применено неза­конно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответ­ственности, административное правонарушение.

В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонаруше­ниях" разъяснено, что при выявлении в судебном заседании факта неправиль­ного составления протокола, суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и ча­стью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной от­ветственности.

При таких обстоятельствах, требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о привлечении арбитражного управляющего ФИО2 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ удовле­творению не подлежат.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно                                     статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 09 декабря 2019 года по делу                      № А54-7792/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи                                                                             

             Н.А. Волошина

             М.А. Григорьева

И.Г. Сентюрина