ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1023/19 от 20.06.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

25 июня 2019 года

      Дело № А84-3565/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2019.

В полном объеме постановление изготовлено 25.06.2019.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Омельченко В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,

при участии представителя от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 06.02.2019, б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда  города Севастополя от 29.01.2019  по делу № А84-3565/2018(судья Минько О.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)

к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, <...>)

о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит:

признать незаконным решение, указанное в мотивированном ответе от 02.07.2018 за исх. №16006/05-05-21/18, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предоставлении ему государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату» по предоставлении в собственность за оплату земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871, расположенного: <...>, площадью 500 кв.м.;

обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения Закона, заключить, в течение пятнадцати дней с момента вынесения решения, с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871, площадью 500 кв.м., расположенный: <...>, в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке от 09.12.2016 №91/12/15-348786, с разрешенным видом использования: «магазины» (код 4.4), «общественное питание» (код 4.6), «объекты придорожного сервиса» (код 4.9.1), «автомобильный транспорт» (код 7.2) и стоимостью участка в соответствии с кадастровой стоимостью, которая составляет 714 705 рублей.

Решением Арбитражного суда  города Севастополя от 29.01.2019  по делу № А84-3565/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель ФИО1 обжаловал его в апелляционном порядке, указывая на обоснованность заявленных требований, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.09.2011 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и предпринимателем ФИО1 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, согласно п.п. 1.1, 2.1, которого арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета № 591 от 15.03.2011 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для реконструкции и обслуживания павильона ожидания с объектами торговли с отнесением земель к категории земель жилой и общественной застройки по адресу: <...>, площадью 0,0500 га.

Согласно п. 3.1 договор заключен на срок до 01.05.2016.

В соответствии с разделом 5 договора целевое назначение земельного участка – для реконструкции и обслуживания павильона ожидания с объектами торговли.

Согласно п. 7.1 Договора после прекращения действия договора аренды, арендатор в месячный срок возвращает арендодателю земельный участок в состоянии, не хуже того, в котором он получил его в аренду.

Согласно п. г) п. 9.2.2 Договора, арендатор обязался, в том числе: завершить реконструкцию согласно предусмотренному в п. 5.2 договора целевому назначению, в течении срока, определенного проектной документацией, утвержденной в установленном порядке, с момента выдачи разрешения на выполнение строительных работ.

Изменение условий договора осуществляется в письменной форме с взаимного согласия сторон (п. 12.1 Договора).

Согласно выписки из ЕГРИП, заявитель привел учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, сведения о ФИО1 как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

24.05.2016 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение №1724-ПДЗ «Об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871, расположенного: <...>, площадью 500 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «магазины (код 4.4), автомобильный транспорт (код 7.2)».

Согласно письма Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 21.07.2014 №04-01/595Д, капитальное сооружение кафе-бар-«Семь морей», расположено, в соответствии с Генеральным планом г. Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, в границах красных линий магистральной улицы общегородского значения – проспект Генерала Острякова и не является объектом дорожно-транспортной инфраструктуры.

В связи с тем, что виды использования земельного участка, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 №540 - «общественное питание» (код 4.6) или «объекты придорожного сервиса» (код 4.9.1) не внесены в распоряжение №1724-ПДЗ, ФИО1 обращался в Департамент имущественных и земельных отношений о внесении изменений в указанное Распоряжение №1724-РДЗ от 24.05.2016 и приведения разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом Севастополя и действующим законодательством.

ФИО1 10.01.2017 года за вх.05-вх/359/2017 обратился к директору Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о выкупе земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, под объектом недвижимости, арендатором земельного участка- собственником созданного им объекта недвижимости.

11 октября 2017 года ФИО1 в Управлении земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя получен Договор купли-продажи земельного участка №206/КП от 26 июля 2017 года, подписанный Директором департамента ФИО3 и поставленный на учет в Департаменте 26.07.2017 под №206/КП.

Указанный в Договоре разрешенный вид использования земельного участка - «для реконструкции и обслуживания павильона ожидания с объектами торговли», не соответствовал виду разрешенного использования земельного участка, который утвержден Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №1724-РДЗ от 24.05.2016 «Об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871, расположенного: <...>, площадью 500 кв.м.

17.10.2017 ФИО4 направлено заявление о внесении изменения в пункт 1.1. Договора купли-продажи земельного участка №206/КП от 26 июля 2017 года, в соответствии с указанным Распоряжением от 24.05.2016 и Генеральным планом г. Севастополя.

Департаментом в указанный договор не внесены изменения, в связи с чем ФИО1, в соответствии с заявлением от 09.11.2017 года, вернул в Департамент без подписи указанные 2 экземпляра Договора от 26.07.2017.

25.01.2018 ИП ФИО1 обратился посредством МФЦ г. Севастополя в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов за плату, кадастровый номер 91:03:002009:871.

Уведомлением от 02.07.2018 №16006/05-05-21/18 в соответствии с п. 2.9 Административного регламента «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату», Департамент отказал в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на п.14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Предоставление земельных участков после 01.03.2015 осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 171-ФЗ).

В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

С учетом статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГК РФ).

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что на момент вынесения решения заинтересованным лицом об отказе заявителю в предоставлении земельного участка в собственность (письмо от 02.07.2018 № 16006/05-05-21/18) разрешенным использованием испрашиваемого заявителем в собственность под объектом недвижимости земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871 являлся -  для реконструкции и обслуживания павильона ожидания с объектами торговли.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871 установлен как «магазины (код 4.4), автомобильный транспорт (код 7.2)».

Заявитель обратился за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871 указав в качестве основания предоставления ст. 39.3 ЗК РФ.

При обращении с соответствующим заявлением предпринимателем в качестве основания передачи в собственность земельного участка указан вид разрешенного использования земельного участка – магазины (код 4.4), объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), автомобильный транспорт (код 7.2).

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд сделал вывод о том, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:871 не соответствует целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов соответствует требованиям пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, о наличии у него как у собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, исключительного права на приобретение испрашиваемого участка в собственность, является необоснованным, поскольку исключительный характер данного права не означает, что при его реализации не должны соблюдаться предусмотренные законом условия, невыполнение которых является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, требование заявителя правомерно признано судом первой инстанции не подлежащим удовлетворению.

По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны верные выводы по делу, с учетом норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                        постановил:

решение Арбитражного суда  города Севастополя от 29.01.2019  по делу № А84-3565/2018оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               В.С. Голик

Судьи                                                                                                              И.А. Малышева

                                                                                                                         В.А. Омельченко