ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь 20 июня 2019 года | Дело № А84-4785/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 20.06.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2019 по делу № А84-4785/2018 (судья Мирошник А.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Родол» (299014, <...>; ОГРН <***>)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, <...>)
о признании незаконным отказа в исправлении ошибки в распоряжении от 11.04.2017 № 4803-РДЗ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Родол» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в исправлении ошибки в распоряжении от 11.04.2017 № 4803-РДЗ в части исправления разрешенного вида использования участка и обязать в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда исправить ошибку в распоряжении от 11.04.2017 № 4803-РДЗ, установив разрешенный вид использования участка КН 91:02:003013:46 «обслуживание автотранспорта (код 4.9)», «Строительная промышленность (код 6.6)», «Склады (код 6.9)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)».
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2019 по делу № А84-4785/2018 требования общества с ограниченной ответственностью «Родол» удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в исправлении ошибки в распоряжении от 11.04.2017 № 4803-РДЗ в части исправления разрешенного вида использования участка КН 91:02:003013:46 «Строительная промышленность (код 6.6)», «Склады (код 6.9)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)».
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, и в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью «Родол» возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержало решение суда первой инстанции.
После перерыва в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью «Родол» (ИНН <***>, ОГРН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица РФ 18.11.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, ранее (до 18.03.2014) было зарегистрировано как частное предприятие «Родол» 27.08.2001 регистрационный номер 31656321.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.07.2011 между Севастопольским городским Советом и частным предприятием «Родол» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка.
По условиям данного договора арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для обслуживания существующих строений, сооружений и для строительства новых строений, сооружений производственно-складского комплекса, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, который находится по адресу: <...>.
В аренду передается земельный участок площадью 1,6837 га (п. 2.1 договора аренды земельного участка от 15.07.2011).
Срок аренды – 25 лет.
В акте определения границ земельного участка в натуре (на местности), а также плане земельного участка, которые являются приложением к договору аренды, указано, что земельный участок с кадастровым номером 8536400000:03:013:0101, расположен: <...>, предоставлен для обслуживания существующих строений, сооружений и для строительства новых строений, сооружений производственно-складского комплекса, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 8536400000:03:013:0101, расположенный в <...>, поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 91:02:003013:46, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 26.09.2017 № 91/011/011/2017-1608.
07.12.2016 ООО «Родол» обратилось в Департамент с заявлением об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:02:003013:46, с приложением плана границ земельного участка.
Распоряжением от 11.04.2017 № 4803-РДЗ Департамент утвердил план границ земельного участка с кадастровым номером 91:02:003013:46, расположенного: <...>, площадью 16837 кв.м.
Пунктом 2 указанного распоряжения вид разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 91:02:003013:46 приведен в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» и определен как вид разрешенного использования: «склады» (код 6.9)».
28.06.2018 ООО «Родол» направило в ДИЗО заявление об исправлении ошибки, допущенной при определении вида разрешенного использования земельного участка, в котором просило внести изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:003013:46 с вида разрешенного использования «склады (код 6.9)» на виды разрешенного использования: «обслуживание автотранспорта (код 4.9)» «Строительная промышленность (код 6.6)», «Склады (код 6.9)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)».
Письмом от 13.09.2018 № 24463/05-05-21/18 Департамент сообщил об отказе в исправлении ошибки.
Как следует из ответа Департамента вид разрешенного использования, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины: «для обслуживания существующих строений, сооружений производственно-складского комплекса» путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельных участков, в соответствии с Классификатором, соответствует коду 6.9 «Склады», 6.6 «Строительная промышленность». Внесение изменений в распоряжение Департамента от 12.04.2017 № 4876-РДЗ в части определения всех испрашиваемых заявителем видов разрешенного использования земельных участков не представляется возможным.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его законные права, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, верно, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон № 46-ЗС).
Указанным Законом № 46-ЗС регламентированы вопросы, связанные с видами вещных и обязательственных прав, существовавших у граждан и юридических лиц в отношении имущества до 21.03.2014 применительно к законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона № 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее - Порядок № 228-ПП), регламентирующий процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
Поскольку Правила землепользования и застройки города Севастополя не утверждены, основным правовым актом, регулирующим определение видов разрешенного использования земельных участков на территории города Севастополя, является вышеназванный Порядок.
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 288-ПП (в редакции от 22.09.2016) виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ.
Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
При этом данной нормой установлено, что определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 4 Порядка № 228-ПП виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Пунктом 5 Порядка № 228-ПП установлено, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель (далее - Таблица).
Определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель, в соответствии с положениями Таблицы:
1) не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее;
2) учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
В пункте 9 Порядка предусмотрено, что в случае если при определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка была допущена ошибка, по заявлению заинтересованного лица уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка.
Таким образом, положения Порядка допускают такую процедуру как устранение допущенной ошибки путем внесения изменений в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в договоре аренды земельного участка от 15.07.2011, а также кадастровом плане земельного участка, акте определения границ, указано, что земельный участок предоставляется для обслуживания существующих строений, сооружений и для строительства новых строений, сооружений производственно-складского комплекса, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
В заявлении, поданном ООО «Родол» 28.06.2018, общество указывает на ошибку, допущенную при определении вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 91:02:003013:46) и определении только одного вида разрешенного использования земельного участка – «склады (код 6.9)», тогда как действующее законодательство предусматривает возможность установления двух и более видов разрешенного использования земельного участка. Учитывая раннее установленный вид разрешенного использования - для обслуживания существующих строений, сооружений и для строительства новых строений, сооружений производственно-складского комплекса, ему соответствует несколько видов: «обслуживание автотранспорта (код 4.9)» «Строительная промышленность (код 6.6)», «Склады (код 6.9)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)».
Департаментом в пункте 2 распоряжения № 4803-РДЗ от 11.04.2017 указан вид разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 91:02:003013:46) как «склады» (код 6.9.).
В рассматриваемом случае ДИЗО определил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:02:003013:46 одновременно при утверждении плана границ земельного участка.
Отдельного заявления ООО «Родол» об определении вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 91:02:003013:46), в соответствии с требованиями Порядка, не подавало.
В соответствии Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор) код 6.9. «Склады» имеет следующее описание - размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Согласно Классификатору код 6.6 «Строительная промышленность» определяется как размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции.
Код 4.0 «Предпринимательство» - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10.
Код 4.9. «Обслуживание автотранспорта» - размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.
Описание всех изложенных кодов Классификатора, за исключением кода 4.9, соотносится с целями предоставления земельного участка с кадастровым номером 91:02:003013:46, указанным в договоре аренды от 15.07.2011 - для обслуживания существующих строений, сооружений и для строительства новых строений, сооружений производственно-складского комплекса.
В рассматриваем случае, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отдельное указание кода 4.9 «Обслуживание автотранспорта», с учетом определения кода 4.0 «Предпринимательство» не совсем отвечает предназначению земельного участка, поскольку земельный участок предоставлялся для размещения и строительства новых сооружений и строений без специального указания на возможность размещения гаражей, стоянок.
Как верно отмечено судом, ошибочное установление Департаментом только одного вида разрешенного использования земельного участка – «склады» код 6.9, без учета правоустанавливающих документов, существенно ограничило и может привести к запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее по договору аренды от 15.07.2011.
Поскольку пункт 9 Порядка № 288-ПП предусматривает такой способ исправления ошибки, допущенной при определении вида разрешенного использования земельного участка, как внесение изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка, требования в части признания незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в исправлении ошибки в распоряжении от 11.04.2017 № 4803-РДЗ в части исправления разрешенного вида использования участка КН 91:02:003013:46 «Строительная промышленность (код 6.6)», «Склады (код 6.9)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)» обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в случае удовлетворения заявленных требований, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определяя способ устранения допущенного Департаментом нарушения прав заявителя, суд правомерно руководствовался пунктом 9 Порядка № 228-ПП и пришел к выводу, что в целях устранения допущенного нарушения необходимо возложить на Департамент обязанность по внесению изменения в пункт 2 распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 4803-РДЗ от 11.04.2017 относительно формулировок вида разрешенного использования земельного участка площадью 16 837 кв.м., кадастровый номер 91:02:003013:46, расположенного по адресу: 299001, <...>, дополнив указанное «склады» (код 6.9) еще «строительная промышленность (код 6.6)», «производственная деятельность (код 6.0)», «предпринимательство (код 4.0)».
Избранный заявителем способ защиты соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге приведет к восстановлению нарушенного права и защите законного интереса.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат отнесению на Департамент.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 13.02.2019 по делу № А84-4785/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.С. Голик
Судьи И.А. Малышева
В.А. Омельченко