ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
25 июня 2015 года
Дело № А83-4109/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2015
Постановление изготовлено в полном объёме 25.06.2015
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей В.А. Омельченко, Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителя от акционерного общества «Сантехпром» - ФИО1 по доверенности от 02.02.2015, в отсутствии Налоговой инспекции в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Сантехпром» на определение Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.2015 по делу № А83-4109/2014 (судья Потопальский С.С.), принятое по заявлению акционерного общества «Сантехпром» к Налоговой инспекции в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым о признании недействительным и отмене налогового уведомления-решения
установил:
акционерное общество «Сантехпром» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Налоговой инспекции в г.Симферополе Налоговой службы Республики Крым (далее – инспекция) о признании незаконным и отмене налогового уведомления – решения № 0010842210 от 04.09.2014.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 07 апреля 2015 года прекращено производство по делу № А83-4109/2014 на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, являющейся стороной по делу.
Не согласившись с указанным судебным актом, акционерное общество «Сантехпром» (далее – АО «Сантехпром») подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Республики Крым от 07 апреля 2015 года и направить дело № А83-4109/2014 на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права. Заявитель указывает, что поскольку функции по администрированию арендной платы были переданы департаменту финансов администрации города Симферополя, и за АО «Сантехпром» числится задолженность по арендной плате за землю, то указанный департамент является правопреемником инспекции, а выводы суда первой инстанции о прекращении производства по делу преждевременны.
Законность и обоснованность определения от 07 апреля 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника инспекции от 05.08.2014 № 157, должностным лицом инспекции была проведена внеплановая документальная невыездная проверка публичного акционерного общества «Сантехпром» по вопросу соблюдения требований налогового законодательства по плате за землю в части арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности за период с 01.01.2012 по 30.06.2014, по результатам которой составлен акт от 20.08.2014 № 3442/22-1.
В ходе проверки было установлено нарушение п.п 288.5.1. п. 288.5. ст. 288 Налогового кодекса Украины (с изменениями и дополнениями), решения 19-й сессии горсовета от 30.06.2011 № 177 «О нормативной денежной оценке земель г. Симферополя АРК», решения 8-йсессии Симферопольского городского совета VI созыва от 21.01.2011 № 61 «Об арендной плате за землю по г. Симферополю, в соответствии с изменениями, внесенными решением 42-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 26.06.2012 № 442», решения 63-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 25.06.2013 № 727 «Об арендной плате за землю по г. Симферополю», решения от 09.06.2014 Севастопольского апелляционного хозяйственного суда по делу № 901/85/14, решения от 30.06.2014 Севастопольского апелляционного хозяйственного суда по делу № 901/449/14, решения от 30.06.2014 Севастопольского апелляционного хозяйственного суда по делу № 901/306/14, решения от 17.03.2014 Хозяйственного суда АРК по делу № 901/519/14.
На основании акта проверки от 20.08.2014 № 3442/22-1 инспекцией принято налоговое уведомление-решение от 04.09.2014 № 0010842210 о доначислении АО «Сантехпром» налогового обязательства по плате за землю в части арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности в сумме 3996789 рублей, в т.ч. по основному платежу – 3197431 рублей, по штрафным (финансовым) санкциям – 799358 рублей.
Не согласившись с принятым налоговым уведомлением-решением от 04.09.2014 № 0010842210 акционерное общество «Сантехпром» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая определение о прекращении производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Налоговая инспекция в г.Симферополе Налоговой службы в Республике Крым, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Так, согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым «О независимости Крыма» от 17.03.2014 №1745-6/14 прекращена деятельность государственных органов Украины на территории Крыма, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1756-6/14 «Об утверждении Временного положения о регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым» утверждено Временное положение, которым определен порядок регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым (далее – Временное положение).
Налоговая инспекция в городе Симферополе Налоговой службы Республики Крым создана и зарегистрирована в соответствии с указанным Временным положением и распоряжением Совета Министров Республики Крым от 16.04.2014 № 309-р «О регистрации Налоговой инспекции в городе Симферополе Налоговой службы Республики Крым» специально уполномоченным органом регистрации – Советом Министров Республики Крым.
В соответствии с разделом ІV вышеуказанного Временного положения отмена регистрации юридического лица осуществляется специально уполномоченным органом регистрации по заявлению учредителя (учредителей) либо уполномоченного им (ими) органа, а также на основании решения суда. Отмена регистрации юридического лица осуществляется специально уполномоченным органом регистрации путем исключения записи из журнала регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым.
Пунктом 4 Указа главы Республики Крым «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 16 июня 2014 года № 51-У установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно приложению 2.
Согласно Приложению 2 вышеназванного Указа утвержден перечень органов исполнительной власти Республики Крым, которые ликвидируются. В указанный перечень вошла Налоговая служба Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 402-1/14 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Крым» (которое вступило в силу 01 января 2015 года) среди прочего признано утратившим силу постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14 «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Республики Крым», постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2037-6/14 «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14 «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Автономной Республики Крым» и постановление Государственного Совета Республики Крым от 4 апреля 2014 года № 1968-6/14 «О внесении изменений во Временное положение о Налоговой службе Автономной Республики Крым, утвержденное постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14» .
Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 1638-р «Об отмене регистрации Налоговой службы Республики Крым и налоговых инспекций» отменена государственная регистрация Налоговой службы Республики Крым и ее территориальных органов.
Кроме того, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 1637-р «Об утверждении ликвидационного баланса» установлено, что в соответствии со статьёй 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5- ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» утвержден ликвидационный баланс Налоговой службы Республики Крым.
Принимая во внимание изложенное, Налоговая инспекция в городе Симферополе Налоговой службы Республики Крым, осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым, прекратила свою деятельность как территориальный орган Налоговой службы Республики Крым.
В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность - способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, Налоговая инспекция в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым прекратила свою деятельность и утратила правоспособность с 31.12.2014 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительно того, что департамент финансов администрации города Симферополя является правопреемником инспекции, поскольку функции по администрированию арендной платы за земельные участки были переданы указанному департаменту, в силу следующего.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1155-р «О передаче функций по администрированию арендной платы за землю» поручено Налоговой службе Республики Крым осуществить передачу функций по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым не позднее 31 декабря 2014 года, а также сформировать не позднее 1 декабря 2014 года реестры юридических и физических лиц-плательщиков арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, по форме согласно приложению и не позднее 15 декабря 2014 года по акту приема-передачи передать реестры юридических и физических лиц - плательщиков арендной платы за земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Республике Крым, за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым – Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В законе выделяются несколько гражданско-правовых оснований для процессуального правопреемства: реорганизация юридического лица, смерть гражданина, уступка требования и перевод долга. Перечень указанных оснований не является исчерпывающим, так как в части 1 статьи 48 АПК РФ закреплено, что процессуальное правопреемство возможно и в других случаях перемены лиц в гражданско-правовых обязательствах.
По смыслу названной правовой нормы процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством. Процессуальное правопреемство возможно лишь в том случае, когда в процессе рассмотрения спора (исполнения судебного акта) произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении.
Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника. Следовательно передача процессуального права без установления материального правопреемства невозможна.
Таким образом, суд может произвести процессуальное правопреемство только при условии, если состоялось правопреемство в материально - правовом смысле.
Следовательно, к органу исполнительной власти - департаменту финансов администрации города Симферополя не перешли процессуальные права и обязанности инспекции.
Предметом спора является признание недействительным налогового уведомления-решения налогового органа, который принял спорное решение.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в спорных правоотношениях нет функционального правопреемства между налоговым органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылку заявителя жалобы на то обстоятельство, что письмом Администрации города Симферополя от 26.03.2015 №24/01-06/937 АО «Сантехпром» предложено погасить задолженность по арендной плате за землю в сумме, которая значится в реестре плательщиков, сформированным налоговой инспекцией по состоянию на 31.12.2014, как на факт, подтверждающий переход прав от налогового органа к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной.
В Российской Федерации вопросы, связанные с арендными правоотношениями, регулируются нормами гражданского законодательства, а в отношении аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в т.ч. Земельным кодексом и другими федеральными законами. В случае наличия у Администрации города Симферополя к АО «Сантехпром» каких-либо претензий по ненадлежащему исполнению обязательств по уплате арендной платы и взысканию имеющейся задолженности, возникший спор подлежит разрешению не в рамках регулирования налоговых правоотношений, а в рамках гражданско-правового судопроизводства. При наличии такого спора заявитель жалобы может осуществлять защиту своих прав, в т.ч. путем представления документально обоснованных возражений по вопросу наличия у него задолженности по арендной плате за землю, указанной в оспариваемом уведомлении-решении.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции не установлено неправильного применения арбитражным судом норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, п.1 ч. 4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 07 апреля 2015 года по делу № А83-4109/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.А. Полынкина
Судьи В.А. Омельченко
А.В. Привалова