ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
31 мая 2022 года | Дело № А83-24397/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ялте на решение Арбитражного суда города Республики Крым от 02 марта 2022 года по делу № А83-24397/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ялте к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым, при участии в деле в качестве заинтересованного лица, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о признании незаконным решения,
установил:
13.12.2021 через сервис «Мой Арбитр» Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ялте (ОГРН: <***>, далее – УМВД по г. Ялте, заявитель или страхователь) подало в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд первой инстанции) заявление о признании незаконным принятого 20.07.2021 Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (ОГРН:<***>, дата прекращения деятельности: 01.10.2021) решения № 091S19210006306 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в размере 47.000 руб.
Требования обоснованы тем, органом Пенсионного фонда нарушена процедура привлечения страхователя к ответственности; оспариваемое решение и акт проверки в установленном законом порядке страхователю не направлено (л.д. 7-12).
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что УМВД по г. Ялте пропущен срок для оспаривания в судебном порядке решения органа Пенсионного фонда, так как страхователь знал о вынесенном решении, получив его по телекоммуникационным каналам 21.07.2021 в 15:11 и по почте - 26.08.2021; в связи с реорганизацией путем присоединения произведена замена в порядке процессуального правопреемства Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (ОГРН: <***>) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН:<***>, далее – ГУ – Отделение Пенсионного фонда по РК) (л.д.104-114).
УМВД по г. Ялте подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные доводам заявления об оспаривании решения, заявитель указывает на то, что 26.08.2021 по почте (трек-номер 298901593412008) УМВД по г. Ялте получено только требование об уплате в добровольном порядке финансовых санкций, об оспариваемом решении страхователю стало известно при получении заявления о выдаче судебного приказа – 24.09.2021.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Отделение Пенсионного фонда по РК с доводами жалобы не согласно; УМВД по г. Ялте нарушило срок подачи сведений о застрахованный лицах, финансовые санкции в добровольном порядке не уплатило, оспоренное решение направлялось Пенсионным фондом и получено адресатом по телекоммуникационным каналам связи и по почте.
О принятии апелляционной жалобы участники извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022, копии которого получены участниками, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
29.03.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства.
На основании статей 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
20.07.2021 заместителем начальника управления ПФР Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым ФИО1 на основании акта проверки № 091S18210006193 от 22.06.2021 (л.д. 27-28) принято решение № 091S19210006306 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2021 года к УМВД по г. Ялте применены финансовые санкции в размере 47.000 руб. (л.д. 13-14, 25-26, 84).
Из названного акта проверки № 091S18210006193 следует, что страхователь подал в орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх.) за апрель 2021 года 18.05.2021, то есть с нарушением установленного законом срока. Страхователь не оспаривает факта нарушения срока подачи таких сведений.
20.08.2021 органом Пенсионного фонда в адрес страхователя выдано требование № 091S18210005010 со сроком добровольного исполнения до 07.09.2021 (копия в дело не представлена).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 24.02.2021, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения о финансовых санкциях, далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные этим пунктом сведения.
Часть 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ устанавливает ответственность за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, - к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Частью 12 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Часть 13 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Из частей 15-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций; это требование может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Такое требование должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании; в случае неуплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится в судебном порядке.
В подтверждение передачи страхователю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи копий акта проверки и решения о финансовых санкциях 21.07.2021, копии требования о добровольной уплате финансовых санкций – 23.08.2021, представлен скриншот реестра документов страхователя УМВД по г. Ялте, из которого следует, что 20.07.2021 в 16:04 и 23.08.2021 в 9:29 переданы решение о выявленном правонарушении и требование об уплате финансовых требований, которые получены, соответственно, 21.07.2021 в 15:11 и 23.08.2021 в 17:07 (л.д. 85).
Страхователь указывает на тот факт, что по телекоммуникационным каналам связи 21.07.2021 в 15:11 не получил надлежащим образом составленные акт и решение, получал в программе «1С-Предприятие. Зарплата и кадры государственного учреждения» эти документы, не подписанные электронной подписью и не зашифрованные.
26.08.2021 по почте страхователь получил заказную корреспонденцию (трек-код 298901593412008, без описи вложений), направленную 24.08.2021 ГУ– УПФ РФ в г. Ялте (л.д. 86). Страхователь указывает на получение с этой корреспонденцией только требования об уплате финансовых санкций.
24.09.2021 по почте страхователь получил заказную корреспонденцию (трек-код 29890159407868, направленную ГУ– УПФ РФ в г. Ялте (л.д. 72), зарегистрированную во входящей корреспонденции УМВД по г. Ялте 27.09.2021 (л.д. 29-33, 73-77). Страхователь указывает на тот факт, что с этой заказной корреспонденцией получил заявление о выдаче судебного приказа с приложением акта проверки, решения о финансовых санкциях и требования об уплате финансовых санкций.
По сведениям системы «Картотеки арбитражных дел» 28.09.2021 по делу №А83-19643/2021 в Арбитражный суд Республики Крым поступило заявление о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций в сумме 47.000руб., 11.10.2021 – заявление удовлетворено, 11.11.2021 - приказ отменен; в настоящее время с 16.12.2021 в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело №А83-24699/2021 о взыскании финансовых санкций в сумме 47.000руб.
В соответствии с пунктом 16 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 № 178п (далее - Порядок № 178п), в случае подключения страхователя к системе электронного документооборота ПФР формы документов для привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, уполномоченный работник территориального органа ПФР формирует в электронном виде по утвержденным Постановлением Правления ПФР от 23 ноября 2016 г. № 1058п формам, подписывает электронной подписью и направляет Страхователю в зашифрованном виде решение и акт проверки.
Пункт 17 Порядка № 178п предусматривает, что датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.
В дело не представлено доказательств формирования в электронном виде акта проверки и решения о финансовых санкциях, их подписания электронной подписью и направления страхователю в зашифрованном виде, а также не представлено доказательств формирования оператором транспортного сервиса указания на электронном документе отметки «Уведомление о доставке».
Учитывая эти обстоятельства и требования законодательства, а также невозможность истребования судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств при рассмотрении дела в упрощенном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что надлежащих доказательств передачи страхователю акта проверки и решения о финансовых санкциях в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не представлено.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что получение страхователем 26.08.2021 по почте заказной корреспонденции (трек-код 298901593412008 – л.д. 86) не свидетельствуют о получении вышеназванных акта проверки и решения о финансовых санкциях, так как такая корреспонденция направлена без описи вложений, при которой согласно подпункта 6.1.1.3 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция № 2), утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п, почтовый работник дополнительно сличает записи в обоих экземплярах описи вложения и отправляемые предметы с записями в описи вложения.
Представленный список №92 внутренних почтовых отправлений от 24.08.2021 (л.д. 86), в котором указано о направлении с заказной корреспонденцией трек-код 298901593412008 акта № 6193 от 22.06.2021 и решения № 6193 от 20.07.2021 также не является надлежащим доказательством направления таких документов страхователю по почте, так как на списке нет штемпеля почтового отделения, свидетельствующего о принадлежности этого списка к заказной корреспонденции с трек-кодом 298901593412008 и о фактическом вложении в эту корреспонденцию акта проверки и решения о финансовых санкциях.
Таким образом, достоверно установлено, что страхователь узнал об оспариваемом решении о финансовых санкциях только 24.09.2021 при получении заказной корреспонденции (трек-код 29890159407868). С этого момента в течение установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока страхователем подано заявление об оспаривании названного решения, то есть процессуальный срок не пропущен.
Выводы суда первой инстанции о пропуске процессуального срока не соответствуют обстоятельствам дела.
Из принятых Конституционным Судом Российской Федерации актов следует:
- наказание за нарушение установленных требований следует индивидуализировать с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление от 19 января 2016 года № 2-П);
- надлежит применять принцип соразмерности наказания, выражающий требования справедливости, что предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания; указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление от 15 июля 1999 года № 11-П);
- санкция за совершенное правонарушение должна отвечать требованиям справедливости, наказание должно быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление от 12 мая 1998 года № 14-П).
Определение размера штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств с учетом принципов справедливости и соразмерности в рассматриваемом случае относится к компетенции суда.
Из представленных доказательств следует, что заявитель совершил нетяжкое правонарушение, период просрочки незначительный (3 дня), этим правонарушением не причинен значительный ущерб, на размер штрафных санкций повлияло значительное количество работников, страхователь является бюджетным учреждением, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что решение органа Пенсионного фонда в части размера штрафных санкций не соответствует требованиям закона и конституционным принципам о дифференциации ответственности, и подлежитпризнанию недействительным в части применения штрафа 47.000руб., который следует снизить до 4.700 руб.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение по сути требований принято с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; вопрос о процессуальном правопреемстве судом первой инстанции разрешен в соответствии со статьей 48 АПК РФ, а потому в этой части решение суда отмене не подлежит, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции по сути требований – отмене; заявленные требования – частичному удовлетворению, оспоренное решение органа Пенсионного фонда - признанию недействительным в части применения штрафа 47.000руб., который подлежит снижению до 4.700 руб.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 марта 2022 года по делу №А83-24397/2021 в части отказа в удовлетворении требований отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В этой части принять новое решение:
«Заявленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ялте требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № 091S19210006306 от 20.07.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части применения штрафа в размере 47.000рублей, снизив сумму штрафа до 4.700 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ялте отказать.»
В части процессуального правопреемства решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 марта 2022 года по делу №А83-24397/2021 оставить без изменений.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Г. Градова