ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1163/2015 от 29.06.2015 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

30 июня 2015 года

Дело № А83-25/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   29.06.2015

Постановление изготовлено в полном объёме      30.06.2015

            Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей В.А. Омельченко, Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р., при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью «Лобаново-Агро» - Ковриги А.П. по доверенности от 25.12.2014, от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым – ФИО1, по доверенности от 16.02.2015 № 02-28/00920/2, в отсутствии Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым, Службы финансового надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседанииапелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лобаново-Агро» на определение Арбитражного суда Республики Крым от 10 апреля 2015 года по делу № А83-25/2015 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лобаново-Агро" к Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым, Службы финансового надзора Республики Крым, о признании недействительным и отмене налогового уведомления-решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лобаново-Агро» (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым (далее – инспекция) о признании незаконным налогового уведомления-решения № 0004082200 от 28.11.2014.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10 апреля 2015 года прекращено производство по делу № А83-25/2015 на основании пункта 5 части                                 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, являющейся стороной по делу.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Республики Крым от 10 апреля 2015 года и направить дело № А83-25/2015 на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также считает, что выводы, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что определение суда принято в отсутствие доказательств наличия записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым является правопреемником инспекции в части осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а Служба финансового надзора Республики Крым  - в части взыскания задолженности по штрафу, начисленному оспариваемым решением инспекции.

Законность и обоснованность определения от 10 апреля 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела, на основании направления на проверку, выданного инспекцией 28.10.2014 № 24/22-00, должностным лицом инспекции была проведена внеплановая документальная выездная проверка общества по вопросу соблюдения специального режима налогообложения НДС и неперечисления на отдельный счет в банке суммы НДС по декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенная) за апрель 2014 года, по результатам которой составлен акт от 14.11.2014         № 948/22-00/35003602.

В ходе проверки было установлено нарушение  п. 209.2. ст. 209 Налогового кодекса Украины (с изменениями и дополнениями) – не перечислена на специальный счет или открытый отдельный счет в банке сумма НДС, задекларированная в апреле 2014 года (специальный режим налогообложения НДС деятельности в сфере сельского хозяйства) в размере 8084249 рублей, неправомерное применение льготы по НДС, предусмотренной п.209.2. ст. 209 Налогового кодекса Украины в сумме 8084249 рублей.

На основании акта проверки от 14.11.2014 № 948/22-00/35003602 инспекцией принято налоговое уведомление-решение от 28.11.2014 № 0004082200 об увеличении суммы денежного обязательства по налогу на добавленную стоимость и применении штрафных (финансовых) санкций в сумме 10105311 рублей. 

Не согласившись с принятым налоговым уведомлением-решением от 28.11.2014, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая определение о прекращении производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции обосновано исходил из того, что Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым «О независимости Крыма» от 17.03.2014 № 1745-6/14 прекращена деятельность государственных органов Украины на территории Крыма, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014                  № 1756-6/14 «Об утверждении Временного положения о регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым» утверждено Временное положение, которым определен порядок регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым (далее – Временное положение).

Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым создана и зарегистрирована в соответствии с указанным Временным положением и распоряжением Совета Министров Республики Крым от 16.04.2014              № 310-р «О регистрации Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым» специально уполномоченным органом регистрации – Советом Министров Республики Крым.

В соответствии с разделом ІV вышеуказанного Временного положения отмена регистрации юридического лица осуществляется специально уполномоченным органом регистрации по заявлению учредителя (учредителей) либо уполномоченного им (ими) органа, а также на основании решения суда. Отмена регистрации юридического лица осуществляется специально уполномоченным органом регистрации путем исключения записи из журнала регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым.

Пунктом 4 Указа главы Республики Крым «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 16 июня 2014 года № 51-У установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно приложению 2.

Согласно Приложению 2 вышеназванного Указа утвержден перечень органов исполнительной власти Республики Крым, которые ликвидируются. В указанный перечень вошла Налоговая служба Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 402-1/14 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Крым» (которое вступило в силу 01 января 2015 года) среди прочего признано утратившим силу постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14 «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Республики Крым», постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2037-6/14 «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14 «Об утверждении Временного положения о Налоговой службе Автономной Республики Крым» и постановление Государственного Совета Республики Крым от 4 апреля 2014 года № 1968-6/14 «О внесении изменений во Временное положение о Налоговой службе Автономной Республики Крым, утвержденное постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 года № 1737-6/14» .

Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 1638-р «Об отмене регистрации Налоговой службы Республики Крым и налоговых инспекций» отменена государственная регистрация Налоговой службы Республики Крым и ее территориальных органов.

Кроме того, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года № 1637-р «Об утверждении ликвидационного баланса» установлено, что в соответствии со статьёй 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5- ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» утвержден ликвидационный баланс Налоговой службы Республики Крым.

Принимая во внимание изложенное, Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым, осуществлявшая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым, прекратила свою деятельность как территориальный орган Налоговой службы Республики Крым.

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность - способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Довод заявителя жалобы о неподтвержденности вывода суда первой инстанции о ликвидации Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым ввиду отсутствия сведений о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным в связи с тем, что Налоговая служба Республики Крым и ее  территориальные органы были созданы на время переходного периода и их регистрация осуществлялась специально уполномоченным органом регистрации - Советом Министров Республики Крым. При этом Налоговая служба Республики Крым и ее территориальные подразделения в Едином государственном реестре юридических лиц Российской Федерации зарегистрированы не были, а соответственно не может быть внесена и запись о их ликвидации.

Следовательно, Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым прекратила свою деятельность и утратила правоспособность с 31.12.2014 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Суд апелляционной инстанции считает безосновательным и довод общества относительно наличия правопреемственности между Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым в силу следующего.

Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым не входила в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта, а также не относилась и к органам местного самоуправления Российской Федерацию, осуществляла свою деятельность только в рамках законодательства Республики Крым.

В соответствии пунктами 1 и 3 Положения о Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым она входила в единую структуру налоговых органов Крыма, руководствовалась в своей деятельности Конституцией Республики Крым, нормативно-правовыми актами Государственного Совета Республики Крым и Совета Министров Республики Крым, иными нормативно-правовыми актами Налоговой службы Республики Крым и настоящим Положением.

Пунктом 4 Указа Главы Республики Крым «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 16.06.2014 № 51-У предусмотрено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно приложению 2,  в частности, Налоговой службы Республики Крым.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 1637-р утвержден ликвидационный баланс Налоговой службы Республики Крым.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 1638-р отменена регистрация Налоговой службы Республики Крым и ее территориальных подразделений, в том числе Джанкойской объединенной налоговой инспекции Налоговой службы Республики Крым.

Учитывая вышеизложенное, Джанкойская объединенная налоговая инспекция Налоговой службы Республики Крым была ликвидирована без правопреемства, и передача ее полномочий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым не предусмотрена.

Что касается довода заявителя жалобы о том, что прекращая производство по делу, суд фактически лишил его права на судебную защиту, апелляционная инстанция считает необходимым отметить следующее.

Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон № 56-ЗРК/2014), которым определены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплаты), образовавшихся по состоянию на 1 января 2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.

В соответствии со ст. 2 Закона № 56-ЗРК/2014 органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.

            Налоговая служба Республики Крым до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.

Служба финансового надзора Республики Крым осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.

            Учитывая положения Закона № 56-ЗРК/2014, задолженность, образовавшаяся в переходный период, подлежит возмещению в бюджет при наличии такой задолженности в Реестре налогоплательщиков.

            Таким образом, Служба финансового надзора Республики Крым уполномочена на осуществление мероприятий по взысканию задолженности, образовавшейся в переходный период у налогоплательщиков, перечень которых четко определен законом и формируется Налоговой службой Республики Крым в соответствующем реестре.

При этом, как правильно заметил суд первой инстанции, по состоянию на день рассмотрения спора - 07.04.2015, порядок уплаты вышеуказанной задолженности Советом Министров Республики Крым еще не принят, а соответственно отсутствует механизм взыскания задолженности по налогам, который четко предусмотрен положениями Закона № 56-ЗРК/2014.

В заседании апелляционного суда обществом представлено выданное ему уже после принятия оспариваемого определения предписание Службы финансового надзора Республики Крым от 20.05.2015 № 05-14/2164, в котором ему предлагается уплатить имеющуюся задолженность перед бюджетом Республики Крым, отраженную в реестре налогоплательщиков, что, по мнению заявителя жалобы, подтверждает тот факт, что в случае взыскания долга, отраженного в оспариваемом в рамках настоящего дела налоговом уведомлении-решении, он лишается права на судебную защиту.

С данной позицией судебная коллегия согласится не может, поскольку сумма задолженности взыскивается не в бесспорном порядке, а при неуплате ее в добровольном порядке Служба финансового надзора Республики Крым может обратиться с требованием о ее взыскании в судебном порядке, и уже при наличии такого спора общество может осуществлять защиту своих прав, в том числе путем предоставления документально обоснованных возражений по вопросу наличия у него задолженности по налогам и сборам, указанной в оспариваемом уведомлении-решении.

С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено неправильного применения арбитражным судом норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, п.1 ч. 4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Крым от 10 апреля 2015 года по делу № А83-25/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                              Н.А. Полынкина

Судьи                                                                                                          В.А. Омельченко

                                                                                                          А.В. Привалова