ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
27 мая 2019 года | Дело № А83-15725/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2019
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Малышевой И.А., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
с участием представителей от Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» - ФИО1 по доверенности от 11.09.2018 № 45/643, от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым – ФИО2 по доверенности от 18.02.2019 № 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2019 года по делу № А83-15725/2018 (судья Чумаченко С.А.), принятое по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» об оспаривании решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым»,
установил:
Федеральное казённое учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово – экономическая служба» (далее по тексту – заявитель, учреждение)обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (далее по тексту – пенсионный фонд) от 04.09.2018 № 091S19180014441 о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 1000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 04.10.2018 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.10.2018 в порядке с части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований учреждения отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 22.05.2019 произведена замена судьиКарева А.Ю. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От пенсионного фонда поступили возражения на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04 сентября 2018 года пенсионным фондом принято решение № 091S19180014441 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексу – Закон № 27-ФЗ).
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, указывая, что у пенсионного фонда отсутствовали законные основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ поскольку вина последнего отсутствует в связи с реализацией им права на дополнение уже представленных сведений.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в отношении застрахованных лиц (ФИО3 и ФИО4) сведения ранее не представлялись, а также управлением в адрес филиала направлялись соответствующие уведомления об устранении ошибок в ранее представленных отчетах, принятое оспариваемое решение пенсионного фонда не подлежит отмене.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон № 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона № 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи ежегодно не позднее 1-го марта, следующего за отчетным годом, представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что отчет по форме СЗВ-стаж (исходная) за 2017 год учреждением был представлен 27.02.2018 на 1796 застрахованных лиц, что подтверждается отчетом по форме ОДВ-1 (исх.) за 2017 год и формой СЗВ-стаж (исх.) за 2017 год с извещением о доставке от 27.02.2018.
Отчет был принят частично (в отношении ФИО5, ФИО6, ФИО7 были выявлены недочеты), о чем страхователь был уведомлен 28.02.2018.
28.02.2018 учреждением подан отчет СЗВ-стаж (исходная) за 2017 год в отношении 8 застрахованных лиц (в том числе ФИО3 и ФИО4), который не был принят, о чем направлено уведомление об устранении ошибок в ранее представленных отчетах ввиду того, что форма СЗВ-КОРР с типом «КОРР» представляется на застрахованное лицо, у которого на индивидуальном лицевом счете имеются данные.
В дальнейшем, 27.02.2018, 28.02.2018, 22.03.2018 учреждением подавались в пенсионный фонд СЗВ-КОРР с типом сведений корректирующая на застрахованных лиц, в отношении которых были выявлены недочеты.
03.08.2018 страхователем был представлен отчет по форме СЗВ-стаж (дополняющая) за 2017 год на 2 застрахованных лиц - ФИО3 и ФИО4
Пенсионный фонд, определив данное обстоятельство как представление страхователем в отношении 2 застрахованных лиц неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона № 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений/учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР), формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного (СЗВ-ИСХ)" утвержден постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 №3п (Приложение №5) (далее - Порядок).
Согласно Порядка форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях (п. 1.5 Порядка).
Форма СЗВ-КОРР представляется страхователем в случае необходимости уточнения (исправления) или отмены данных, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п.1.10 Порядка). Форма СЗВ-КОРР заполняется с целью корректировки данных, учтенных на ИЛС на основании отчетности, ранее представленной страхователями. Один из кодов типа формы сведений - корректирующая (КОРР), отменяющая (ОТМН) и особая (ОСОБ). Форма с типом ОСОБ представляется на застрахованное лицо, сведения по которому отсутствовали в отчетности, ранее представленной страхователем (п.4.1 Порядка). Форма может быть представлена на застрахованное лицо, у которого на индивидуальном лицевом счете имеются данные, которые подлежат корректировке, иное - ошибка (п.6.8.Порядка).
Из материалов дела следует и фондом и не опровергается, что сведения формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год по типу «дополняющая» в отношении 2 неучтенных застрахованных лиц направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены фондом 03.08.2019. Акт об обнаружении факта о допущенном нарушении составлен управлением 10.08.2018, а оспариваемое решение вынесено 04.09.2018.
Таким образом, заявителем до момента обнаружения административным органом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения были переданы необходимые корректирующие сведения.
При этом, апелляционный суд отмечает, что ошибочное заполнение учреждением графы «тип формы» при первоначальной и последующей подаче сведений о совершении им вменяемого правонарушения не свидетельствует.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2019 года по делу № А83-15725/2018 отменить.
Заявление Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крымот 04.09.2018 № 091S19180014441 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи И.А. Малышева
А.В. Привалова