ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1617/2018 от 23.07.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.  Постановление изготовлено в полном объёме 26 июля 2018 года. 

 Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Омельченко В.А.,   Малышевой И.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Головченко Я.А., 

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о  времени и месте судебного разбирательства, 

 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода Крыма» на решение  Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года по делу № А83-2880/2018  (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия  Республики Крым «Вода Крыма» (ул. Киевская, 1-А, г. Симферополь, <...>; ул. Гурзуфская, 5, г. Симферополь, <...>) об оспаривании  постановления Административной комиссии муниципального образования городской  округ Симферополь <...>, г. Симферополь, <...>) о привлечении к административной ответственности, при участии третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Администрации <...>, г.  Симферополь, <...>), 

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» (далее –  предприятие, ГУП РК «Вода Крыма», заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  Административной комиссии муниципального образования городской округ  Симферополь Республики Крым № 5/4 от 30.01.2018. 

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года в  удовлетворении заявления Предприятия было отказано. 

Не согласившись с принятым решением, ГУП РК «Вода Крыма» обратилось в  Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2018 и принять  по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предприятия в полном  объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда 


первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального и процессуального  права. Также, апеллянт указывает на то, что административный орган неправомерно  привлек юридическое лицо к административной ответственности за правонарушение,  предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым «Об административных  правонарушениях в Республике Крым», оспариваемое постановление не соответствует  требованиям ст. 29.10. КоАП РФ

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», явку  уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте  проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом, причины  неявки суду не известны. 

Административная комиссия муниципального образования городской округ  Симферополь Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым,  явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и  месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом;  отзыв на апелляционную жалобу не представили. 

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление участников  судебного разбирательства, необязательность явки их представителей в судебное  заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным  рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц. 

Законность и обоснованность решения суда от 05 июня 2018 года проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судом установлено, что в ответ на заявление ГУП Республики Крым «Вода  Крыма» от 11.09.2017, Департаментом административно-технического контроля  Администрации города Симферополя 12.09.2017 был выдан ордер № 408/25-02/03-16 на  проведение работ по адресу: ул. 1-й Конной Армии, 11-13 (зеленая зона), г. Симферополь,  для производства аварийно-восстановительных работ на сети водоснабжения города. Из  вышеуказанного ордера следует, что по окончании работ, в срок до 15.09.2017,  Предприятие обязалось восстановить тротуар – газон – проезжую часть улицы – дворовую  территорию – асфальтобетонное покрытие – зону работ механизмов и сдать владельцу  объекта - Департаменту городского хозяйства Администрации города Симферополя. 

Согласно уведомлению от 15.01.2018, ГУП Республики Крым «Вода Крыма» было  уведомлено о времени и месте составления протокола об административном  правонарушении на 16.01.2018 в 16:00, что подтверждается штампом входящей  корреспонденции на бланке уведомления от 15.01.2018 (л.д. 19 оборот). 

По факту нарушения требований пункта 8.13.8. Правил благоустройства  территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики  Крым № 176 от 12.02.2015, должностным лицом Департамента административно- технического контроля Администрации города Симферополя 16.01.2018, был составлен  протокол об административном правонарушении № 000108, в отсутствие законного  представителя Предприятия. 

В протоколе нарушение описано следующим образом: «ГУП РК «Вода Крыма» не  восстановило все разрушения асфальтобетонного покрытия тротуара и зоны,  предназначенной для зеленых насаждений после проведения аварийных работ по ордеру  на проведение аварийных работ № 408/25-02/03-16 от 12.09.2017 со сроком действия 


15.09.2017, общей площадью 16 кв.м, по адресу: ул. 1-й Конной Армии, 11-13, г.  Симферополь». Указанное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11. Закона Республики  Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в  Республике Крым». 

В протоколе указано о рассмотрении дела об административном правонарушении  30.01.2018 в 15.00. Протокол получен ГУП Республики Крым «Вода Крыма» 16.01.2018. 

Постановлением Административной комиссии муниципального образования  городской округ Симферополь Республики Крым от 30.01.2018 № 5/4, Заявитель был  признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за  которое установлена статьей 3.11. Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015  «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и ему назначено  наказание в виде 10 000 руб. штрафа. 

Не согласившись с указанным постановлением, ГУП Республики Крым «Вода  Крыма» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении требований Предприятия, суд первой инстанции  исходил из того, что срок привлечения заявителя к административной ответственности на  момент вынесения оспариваемого постановления не истек, в связи с тем, что данное  административное правонарушение является длящимся. 

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции  подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права,  исходя из следующего. 

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном  заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает  наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего  оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к  административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к  ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.  Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет  оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ). 

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

Статьей 3.11. Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в  Республике Крым» установлено, что нарушение правил благоустройства, установленных  органами местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до тридцати тысяч  рублей. 

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере  благоустройства. 

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил  благоустройства, установленных органами местного самоуправления. 

В соответствии с пунктом 8.13.8. Правил благоустройства территории  муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым,  утвержденных Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 №  176 (далее – Правила благоустройства), все разрушения и повреждения дорожных  покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине  строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных 


коммуникаций или других видов строительных работ, следует ликвидировать в полном  объеме организациям, получившим разрешение на производство работ, в сроки,  согласованные с Администрацией городского округа Симферополь. 

Так, согласно пункту 6 статьи 36 названных Правил благоустройства, в редакции  решения Симферопольского горсовета Республики Крым, все разрушения и повреждения  дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине  строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных  коммуникаций или других видов строительных работ, должны быть устранены в полном  объеме организациями, получившими разрешение (ордер) на производство работ, в сроки,  согласованные с уполномоченным органом Администрации города Симферополя  Республики Крым. 

Довод апеллянта о невозможности его привлечения к административной  ответственности за нарушения пункта 8.13.8. Правил благоустройства после 19.12.2017  апелляционным судом признан безосновательным. 

В силу статьи 1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во  время совершения административного правонарушения. 

Датой совершения настоящего административного правонарушения является  15.09.2017, – дата истечения срока полного благоустройства земельного участка,  нарушенного при проведении ремонтных работ ГУП «Вода Крыма. Следовательно,  административным органом дана правильная квалификация деяния. 

В настоящем случае, в связи с принятием 19.12.2017 изменений в Правила  благоустройства, отсутствует декриминализации состава правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам  обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на  основаниях и в порядке, установленных законом. 

Апелляционный суд приходит к выводу об истечении двухмесячного срока  давности привлечения юридического лица к административной ответственности,  установленной статьей 3.11. Закона Республики Крым «Об административных  правонарушениях в Республике Крым». 

В силу статьи 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном  правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения  административного правонарушения, при длящемся правонарушении - со дня  обнаружения административного правонарушения. 

В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указано, что длящимся  является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое  выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем  выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что  такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также  правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора,  предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор  (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности  к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не  является длящимся. 


Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности  к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19  Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых  вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях»). 

Как следует из материалов административного производства, ордер на выполнение  аварийных работ является разрешением на производство работ на территории  муниципального образования город Симферополь, в котором, в том числе, установлены  сроки на выполнение соответствующих восстановительных работ. 

При этом на лице, выдавшем ордер (на Департаменте административно- технического контроля Администрации города Симферополя) лежит встречная  обязанность по принятию результата работ с целью констатации факта полного  восстановления элементов благоустройства после завершения аварийных работ. 

Ордер от 12.09.2017 № 408/25-02/03-16 и его содержание, составляют  объективную сторону настоящего административного правонарушения, в связи с чем, в  протоколе и в постановлении о привлечении к административной ответственности  обоснованно содержится ссылка на указанный документ. 

Правонарушение, предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым «Об  административных правонарушениях в Республике Крым», не обладает характером  длящегося, поскольку в ордере, выданном органом, осуществляющим контроль в сфере  проведения земляных работ на территории муниципального образования, установлен  конкретный срок для восстановления объекта после проведения работ – до 15.09.2017.  Соответственно правонарушение, вменяемое апеллянту, считается оконченным 15.09.2017  (истечения срока полного восстановления благоустройства, нарушенного при проведении  ремонтных работ). 

Соответственно, следует признать факт того, что, контролирующий орган мог и  обязан был выявить административное правонарушение, а ГУП РК «Вода Крыма» могло  быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня его  совершения. 

То обстоятельство, что ГУП РК «Вода Крыма» так и не устранила все разрушения  асфальтобетонного покрытия дороги после проведения аварийных работ, не образует  нового состава административного правонарушения. 

Таким образом, на день вынесения административным органом постановления о  назначении административного наказания от 30.01.2018, срок давности привлечения к  административной ответственности истек. 

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое  решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания  для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры  ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с  превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об  отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что  оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 30.01.2018 №  5/4 подлежит признанию незаконным и отмене.  

Таким образом, апелляционным судом установлено неправильное применение  норм материального права, что согласно части 1 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене принятого  судебного акта, соответственно, решение суда первой инстанции от 05.06.2018 по  настоящему делу подлежит отмене. 


Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не  рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 июня 2018 года по делу
 № А83-2880/2018 отменить.

Заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Вода  Крыма» удовлетворить. 

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии  муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от  30.01.2018 № 5/4 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей  3.11. Закона Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике  Крым». 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в  течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным  частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи В.А. Омельченко 

 И.А. Малышева