ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
28 октября 2016 года | Дело № А84-1749/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей ФИО8 Н.П.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО3;
от заинтересованного лица, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО4;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 июля 2016 года по делу № А84-1749/2016 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (299038, ул. Колобова, д. 19, кв. 385, г. Севастополь)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
об оспаривании решения,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО2 (с 30 декабря 2014 года присвоен ОГРНИП <***> - л.д. 18 т. 1, л.д. 73-77 т. 2, далее - ИП ФИО2 или заявитель) требований о признании незаконным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН <***> - л.д. 78-85, 132-133, 137-138 т .2, далее - Департамент АГС или административный орган) о демонтаже рекламных конструкций; отменены ранее применённые судом обеспечительные меры (л.д. 150-157 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что Департамент АГС уполномочен на вынесение предписаний о демонтаже рекламных конструкций с истекшим сроком действия разрешений на их размещение и эксплуатацию; по выданным заявителю разрешениям истек срок их действия, а заключенный договор на эксплуатацию рекламных конструкций не заменяет разрешения; ранее действовавшее постановление Правительства Севастополя № 422 к возникшим правоотношениям не может быть применено, так как к моменту выдачи оспоренного предписания названное постановление утратило свое действие.
ИП ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что рекламные конструкции были установлены в соответствии с выданными разрешениями, в которых хотя и указана конечная дата действия, но эти разрешения действуют до утверждения схемы расположения рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; Департамент АГС не является органом местного самоуправления, и потому не полномочен на вынесение предписаний о демонтаже рекламных конструкций (л.д. 14-16 т. 3).
Из поданного Департаментом АГС отзыва на апелляционную жалобу следует, что этот участник не согласен с ее доводами, так как предельный срок действия разрешений на размещение рекламных конструкций указан в этих разрешениях, этот срок истек, Департамент АГС полномочен на принятие предписаний о демонтаже рекламных конструкций, по которым истек срок действия разрешений (л.д. 32-35 т. 3).
В судебном заседании (с перерывом с 20 до 27 октября 2016 года) представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что до утверждения схемы размещения рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договора на размещение рекламных конструкций действуют выданные до 18 марта 2014 года заявителю разрешения, такая схема не утверждена, а ранее принятое постановление Правительства Севастополя об утверждении схемы размещения рекламных конструкций обжаловано в судебном порядке, принятый судебный акт о признании недействующим постановления об утверждении схемы не вступил в законную силу. Представитель Департамента АГС с апелляционной жалобой не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, и пояснил, что места, занимаемые рекламными конструкциями заявителя, не включены в схему размещения рекламных конструкций, и потому эти разрешения действовали до указанного в них срока.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд второй или апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 40-44 т. 3), исследовал устные и письменные доказательства в их совокупности и установил следующие обстоятельства.
31 марта 2016 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя вынесено предписание № 6, которым ИП ФИО2 предписано в срок до 29 апреля 2016 года демонтировать рекламные конструкции бил-борды 3 х 6 м с истекшим сроком действия разрешений (до 11 марта 2015 года), расположенные по адресам:
1) пр. Ген. ФИО5, 200 м до ост. Лебедя, разрешение № 685,
2) пр. Ген. ФИО5, между ост. "38 школа" и "Комплекс", разрешение № 685,
3) ул. Руднева, между ул. Харьковская и ост. "Детский Мир", разрешение № 685,
4) Стрелецкая балка, р-н ТП-8, разрешение № 688,
5) ул. Вакуленчука, между ост. "Студгородок" и "Маяк", № 2, разрешение № 850,
6) 200 м от ост. "Маяк" р-н Стрелецкой балки, разрешение № 1000,
7) пр. Гер. Сталинграда, р-н Сталинградского рынка, разрешение № 1120,
8) ул. Хрусталева, 113, разрешение № 1210,
9) пр. Гер. Сталинграда, 36, разрешение № 1121,
10) ул. Вакуленчука, 200 м от ост. "ФИО6", разрешение № 1123,
11) ул. Руднева, напротив ост. "Балтийская", разрешение № 1124,
12) Стрелецкий спуск, разрешение № 1125,
13) ул. Гидрографическая, р-н ост. "Горгаз", разрешение № 1177,
14) пр. Гагарина, 100 м до перекрестка с ул. Репина, разрешение № 1178,
15) ул. Вакуленчука, между ост. "Маячная" и "Студгородок", разрешение № 1201,
16) пл. Комбата ФИО7, разрешение № 1439,
17) ул. Вакуленчука, 200 м от поворота, разрешение № 1440,
18) Стрелецкий спуск, разрешение № 1510, (далее - рекламные конструкции),
а также в течение трех дней со дня выдачи предписания удалить информацию, размещенную на таких рекламных конструкциях (л.д. 15-16 т. 1).
До этого, 24 марта 2016 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в адрес Департамента АГС вынесено предупреждение, которым Департамент АГС предупрежден о необходимости в срок до 07 апреля 2016 года выдать предписания на демонтаж рекламных конструкций с истекшим сроком действия, в том числе в отношении 18 рекламных конструкций заявителя (л.д. 134-136 т. 2).
10 мая 2016 года постановлением Правительства Севастополя № 430-пп была утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности на территории города Севастополя (л.д. 139 т. 2). В связи с не включением в эту схему рекламных конструкций ИП ФИО2 обжаловала названное постановление в суд общей юрисдикции. 13 сентября 2016 года (полный текст составлен 21 сентября 2016 года) решением Севастопольского городского суда (как суда первой инстанции) по делу № 3а-29/2016 названное Постановление Правительства Севастополя признано недействующим. При рассмотрении дела по административному иску ИП ФИО2 судом установлено, что постановление принято уполномоченным органом, но в нарушение требований части 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" схема не содержит площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. По данным официального сайта Севастопольского городского суда на этот судебный акт подана апелляционная жалоба (л.д. 40-44 т. 3).
Заявитель не оспаривает того факта, что в разрешениях на размещение указанных рекламных конструкций указан предельный срок их действия 11 марта 2015 года, это подтверждаются совокупностью доказательств:
- разрешениями на размещение внешней рекламы №№ 685, 686, 687, 688, 850, 1000, 1120, 1121, 1122, 1123, 1124, 1125, 1177, 1178, 1201, 1439, 1440, 1510, первоначально выданные ЧП "Ния", переоформленные на ЧП ФИО2 с продлением срока действия до 11 марта 2015 года (л.д. 29-131 т. 1, л.д. 6-71 т. 2),
- заключенным 30 декабря 2014 года заявителем с Управлением архитектуры и градостроительства Департамента АГС Правительства Севастополя (ОГРН <***> - л.д. 86-90 т. 2) договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности города Севастополя; предельный срок договора ограничен сроком действия разрешений на установку рекламных конструкций (л.д. 19-28 т. 1).
Участники дела также не оспаривают того факта, что разрешения были выданы по законодательству Украины до 21 марта 2014 года, договор 30 декабря 2014 года был заключен с ИП ФИО2 в подтверждение легитимности этих разрешений до истечения срока их действия и в связи с регистрацией заявителя в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации.
Однако заявитель полагает, что до утверждения схемы размещения рекламных конструкций и проведения торгов на право заключения договора на размещение рекламных конструкций ранее выданные ему разрешения продолжают действовать. Такую позицию заявитель обосновывает нормами Постановления Правительства Севастополя от 28 октября 2014 года N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период".
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 08 марта 2015 года, с изм. от 03 июля 2016 года, далее - Закон о рекламе), как установка, так и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Часть 10 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются; в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Часть 21 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает обязанность владельца рекламной конструкции осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пункту 6.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 05 августа 2014 года N 192 (ред. от 11 апреля 2016 года, далее - Правила № 192) демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, в том числе по причине внесения изменения в Схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, либо эксплуатируемых без договора (самовольное размещение), производится владельцем рекламной конструкции либо, если собственник рекламной конструкции не выявлен, собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случаев присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, за свой счет по предписанию уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства с последующим благоустройством территории и восстановлением фасада в том виде, который был до установки конструкций, и с использованием аналогичных материалов и технологий в течение месяца со дня выдачи предписания уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 29 декабря 2015 года, далее - ФКЗ N6-ФКЗ) до 1 января 2017 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. К таким особенностям, в частности, отнесено:
- осуществление местного самоуправление органами местного самоуправления на внутригородских территориях,
- определение по законам субъектов Российской Федерации - городов федерального значения перечней вопросов местного значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
- осуществление органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренные федеральными законами, только в случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Законом Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС (ред. от 07 сентября 2016 года) "О Правительстве Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 30 апреля 2014 года) к основным полномочиям Правительства в сфере городского хозяйства и транспорта отнесено регулирование вопросов благоустройства города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года N 171-ПП (ред. от 14 декабря 2015 года) было утверждено Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно пункту 3.1.29 которого Департамент АГС в соответствии с его основными задачами наделен полномочиями, в том числе в сфере архитектуры и градостроительства, выносить обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе.
Таким образом, Департамент АГС имел (имеет) полномочия выносить обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе.
Доводы заявителя о том, что такие полномочия может иметь только орган местного самоуправления, не соответствуют указанным нормам законодательства и потому отклоняются.
Как установлено, в разрешениях на размещение и эксплуатацию указанных 18 рекламных конструкций заявителя, выданных до 21 марта 2014 года, указан предельный (с учетом продления) срок их действия - 11 марта 2015 года; заключенный заявителем договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций также срок действия эксплуатации рекламных конструкций ограничивает сроком действия разрешений на установку рекламных конструкций.
Ошибочной является ссылка заявителя на пункты 3-5 Постановления Правительства Севастополя от 28 октября 2014 года N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (ред. от 03 декабря 2014 года, далее - Постановление Правительства Севастополя N 422) по следующем основаниям.
Пункты 3 и 5 названного Постановления предусматривают, что после истечения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного до 21 марта 2014 года, на рекламную конструкцию, соответствующую Схеме размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденной в установленном законом порядке, соответствующее место размещения рекламной конструкции считается свободным (далее - свободное место) до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации; выданные разрешения, срок действия которых истекает после 21 марта 2014 года, по таким свободным местам считаются действующими до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как следует из пояснений участников, судебного акта Севастопольского городского суда по административному иску по делу № 3а-29/2016 от 13 сентября 2016 года, в утвержденную Постановлением Правительства Севастополя № 430-ПП от 10 мая 2016 года схему размещения рекламных конструкций места, занимаемые 18 рекламными конструкциями заявителя, не включены.
А потому положения пунктов 3 и 5 Постановления Правительства Севастополя N422, продлявшие действия разрешений до определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, к возникшим правоотношениям не применимы.
Кроме того, 20 февраля 2016 года опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя Постановление от 19 февраля 2015 года N 101-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период", которым признано утратившим действие Постановление Правительства Севастополя N 422.
Таким образом, на момент вынесения 31 марта 2016 года предписания о демонтаже Постановление Правительства Севастополя N 422 утратило силу и не могло быть применено как Департаментом АГС при вынесении предписания о демонтаже, так и судом первой инстанции при рассмотрении дела об обжаловании этого предписания.
Не применим судебный порядок демонтажа рекламных конструкций, так как статья 19 Закона N 38-ФЗ не предусматривает демонтажа рекламной конструкции на основании решения суда. В частях 21, 21.1, 21.2, 21.3 и 22 статьи 19 указанного Закона установлен административный порядок демонтажа рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения. В порядке судебной процедуры осуществляются только требования органа местного самоуправления о возмещении затрат на демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции.
Заявитель не доказал нарушение его прав в области осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности оспоренным предписанием, поскольку заявитель не имеет действующих разрешений на размещение и эксплуатацию указанных выше 18 рекламных конструкций.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят при правильном применении и без нарушений норм материального и процессуального права; безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 июля 2016 года по делу № А84-1749/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи Н.П. ФИО8
ФИО1