ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1826/15 от 29.10.2015 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

05 ноября 2015 года

Дело № А83-1891/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2015 года

  Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Омельченко В.А.,

Карева А.Ю.,

при ведении протокола секретарем Букуевой М.А.,

при участии:

заявителя, учредителя общества с ограниченной ответственностью "Импрэс" - Кобец А.И.;

от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю – не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кобец Анатолия Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 августа 2015 года по делу № А83-1891/2015 (судья Осоченко И.К.)

по заявлению учредителя общества с ограниченной ответственностью "Импрэс" (298213, д. 82, кв. 19, г. Щелкино, Ленинский район, Республика Крым) Кобец Анатолия Ивановича (дом 86 А, кв. 34, г. Щелкино, Республика Крым)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (295053, ул. М. Залки, д. 1/9, г. Симферополь, Республика Крым)

о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требований Кобец Анатолия Ивановича (далее - Кобец А.И. или заявитель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - Инспекция ФНС или регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Импрэс" (далее - ООО "Импрэс") по тем основаниям, что представленное на государственную регистрацию заявление содержало недостоверные сведения об учредителях и о месте нахождения ООО "Импрэс" (л.д. 13-23 т. 2).

Кобец А.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением и при неправильном применении норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что регистрирующий орган с нарушением установленного законом срока направил ему решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, одновременно с внесением сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) возможно внесение изменений о юридическом лице; место нахождение юридического лица указано по фактическому месту расположения; промзона в г. Щелкино расположена в промбазе; регистрирующему органу представлены протокол об исключении из учредителей ООО "Меркурий-3"; решение о регистрации ассоциации как ООО (л.д. 45-54 т. 1).

Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании Кобец А.И. просил удовлетворить апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Представитель Инспекции ФНС в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен определением от 07 октября 2015 года, копию которого Инспекция ФНС получила 12 октября 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 43 т. 2).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, и достаточность доказательств для рассмотрения дела по апелляционной жалобе, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело по апелляционной жалобе без участия в судебном заседании представителя Инспекции ФНС.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства (л.д. 66-69, 71-72 т. 2), установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

05 февраля 2015 года от имени директора Кобец А.И. (подпись которого удостоверена нотариально) в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю поданы для внесения сведений о юридическом лице ООО "Импрэс" в ЕГРЮЛ документы:

1) заявление по форме № Р18001 с указанием места расположения – г. Щелкино, промзона, и сведения о регистрации на территории Республики Крым на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию этого юридического лица с регистрационным № 22267212, об участниках юридического лица: Кобец А.И. и Кобец М.С., имеющих по 50% уставного капитала по 5.000 руб. каждый (л.д. 49-60 т. 1);

2) Устав 2014 года редакции (л.д. 61-77 т. 1);

3) выписка из протокола правления ассоциации "Импрэс" № 261213 от 26 декабря 2013 года об исключении из состава учредителей ООО "Меркурий-3" (л.д. 78 т. 1);

4) протокол от 08 декабря 2014 года общего собрания ассоциации № 081214 о приведении учредительных документов ассоциации в соответствие с законами Российской Федерации, перерегистрации ассоциации, утверждении устава ООО, формировании и распределении уставного капитала ООО (л.д. 24 т. 1);

5) нотариально удостоверенный 16 сентября 1997 года договор купли-продажи здания (сооружения, помещения), которое подлежит продаже на аукционе, по которому ассоциация "Импрэс" купила здание (сооружение, помещение) базы бывшего участка малой механизации общей площадью 1.079 кв.м. г. Щелкино (промбаза) Ленинского района Автономной Республики Крым (л.д. 71-72 т. 2).

10 февраля 2015 года  Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю  принято решение № 181 А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 46-47 т. 1).

В этом решении указано, что среди представленных документов отсутствует заявление о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ по форме № Р18001, заполненное в соответствии с Требованиями к оформлению заявления о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, утвержденными Приказом ФНС от 09 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@. А именно в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации. Между тем в регистрирующий орган не представлены документы соответствующие требованиям Закона № 52-ФЗ.

04 апреля 2015 года копия решения об отказе в государственной регистрации получена Кобец А.И., что следует из его пояснений, обратного Инспекцией ФНС не доказано.

В порядке подчиненности жалоба Кобец А.И. на решение об отказе в государственной регистрации юридического лица оставлена без удовлетворения, о чем письмом 06 мая 2015 года заместитель руководителя ФНС сообщил директору ООО "Импрэс" Кобец А.И. (л.д. 29-31 т. 1).

Из письменных доказательств относительно государственной регистрации юридического лица и его участников следует, что 09 марта 1995 года совершена первичная государственная регистрация юридического лица – ассоциации "Импрэс" по законодательству Украины, идентификационный код которой 22267212, место нахождение - Автономная Республика Крым, Ленинский район, г. Щелкино, Стройбаза (л.д. 24, 81, 99, 129 т. 1); единственным участником ассоциации на 18 марта 2014 года и до настоящего времени по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины (далее - ЕГРЮЛиФЛП Украины) является ООО "Меркурий-3" (идентификационный код 22267123 по ЕГРЮЛиФЛП Украины), что подтверждается сведениями ЕГРЮЛиФЛП Украины, Уставами ассоциации 1994 года и 1990 года, Учредительным договором (л.д. 94-98, 106-110 т. 1, л.д. 5, 66-69 т. 2).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.

Частью 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на 10 февраля 2015 года, далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.

Часть 4 указанной статьи предусматривает:

- внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей;

- заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Статья 12 Федерального закона N 129-ФЗ, пункт 18 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22 июня 2012 года N 87н, Приказ ФНС России от 09 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@ "Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления" устанавливают, что заявлением по форме N Р18001 (заявление о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц) подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, эти сведения достоверны.

Кроме того, часть 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ устанавливает обязанность регистрирующего органа проверить достоверность включаемых в единый государственный реестр юридических лиц изменений устава юридического лица или иных данных, не связанных с изменениями устав.

Как следует из установленных судами первой и второй инстанций обстоятельств, заявитель подал в регистрационный орган заявление по форме № Р18001, которое содержало недостоверные сведения об изменениях в Устав, в частности об участниках юридического лица, распределении долей в уставном капитале; подача заявления с недостоверными сведениями Инспекцией ФНС расценена как неподача заявления по форме № Р18001, что стало основанием для отказа внесения сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице. Такие выводы регистрирующего органа и принятие решения об отказе в государственной регистрации соответствуют названным выше требованиям законов и подзаконных актов.

Несостоятельными являются доводы заявителя об исключении из числа участников ООО "Меркурий-3" по протоколу правления ассоциации "Импрэс" от 26 декабря 2013 года № 261213 (л.д. 23 т. 1), поскольку такие сведения по состоянию на 18 марта 2014 года не были внесены в ЕГРЮЛиФЛП Украины.

Подача одного заявления и одновременное совершение регистрационных действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице и об изменениях, связанных с изменениями в учредительных документах, противоречит требованиям
 Приказов ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и 09 июня 2014 года N ММВ-7-14/316@, которыми утверждены разные формы заявлений и перечни прилагаемых к ним документов, в зависимости от вида регистрационных действий:

- при внесении сведений о юридическом лице, в том числе, которое на 18 марта 2014 года находилось на территории Республики Крым - по форме N Р18001 "Заявление о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц" (приложение N 10 к приказу N ММВ-7-14/316@);

- при изменениях в учредительных документах - по форме N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (приложение № 4 к приказу N ММВ-7-6/25@);

- при изменениях, не связанных с изменениями в учредительных документах - по форме N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение № 6 к приказу N ММВ-7-6/25@).

Из раздела 2 поданного заявления по форме № Р18001 следует, что заявителем пункты 2.6-2.8 (улица, дом, корпус) не заполнены, пункт 2.9 (офис/квартира) заполнен с указанием – офис, промзона. Из апелляционной жалобы следует, что заявитель не заполнил пункты 2.6-2.8, так как не существует в промзоне улиц и номеров домов, а промзону вместо промбазы или стройбазы указал потому, что промзона входит в стройбазу (или промзону). Пользоваться сведениями информационной системы ФИАС заявитель не имел возможности, так как эта система в Республике Крым не работала.

Однако по сведениям ЕГРЮЛиФЛП Украины на 18 марта 2014 года и по настоящее время ассоциация "Импрэс" находилась по адресу: г. Щелкино, стройбаза (л.д. 65 т. 2). Купленный в 1997 году этим юридическим лицом объект недвижимости был зарегистрирован по адресу: г. Щелкино, промбаза (л.д. 71-72 т. 2). По сведениям Федеральной информационной адресной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в г. Щелкино Ленинского района Республики Крым зарегистрирована Стройбаза бывшей Крымской АЭС, эти сведения имели с 12 декабря 2014 года по 13 июля 2015 года статус исторический (код ОКАТО 35000000000), с 13 июля 2015 года – статус актуальный (код ОКАТО 35227505000). Промзоны по сведениям Федеральной информационной адресной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации не зарегистрировано.

Таким образом, заявитель на 05 февраля 2015 года знал о том, что промзона (указанная в качестве адреса в заявлении формы № Р18001) не являлась и не может является местом нахождения юридического лица. В связи с чем, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации юридического лица из-за подачи заявления по форме № Р18001 с недостоверными сведениями, в том числе и о месте нахождении юридического лица.

Пункты 3 и 4 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ устанавливают сроки для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации - не более чем пять рабочих дней со дня представления документов; и для выдачи (направлении) заявителю этого решения (в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия).

Как следует из дела, регистрирующим органом решение об отказе в государственной регистрации юридического лица принято без нарушения установленного срока, но доказательств направления заявителю этого решения в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, суду не представлено, а по утверждению заявителя, такое решение получено 04 апреля 2015 года, то есть регистрирующим органом нарушен срок направления (вручения) решения заявителю.

Такое нарушение установленного законом срока не влияет на выводы о законности принятого регистрирующим органом решения, так как согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания решения незаконным является его несоответствие требованиям закона и законодательства. А потому нарушение срока направления (вручения) решения регистрирующего органа не может быть основанием для признания этого решения незаконным.

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с учетом приведенных выше мотивов считает, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального и процессуального права; иных оснований для отмены (изменения) судебного акта нет; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 августа 2015 года по делу № А83-1891/2015 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу  Кобец Анатолия Ивановича оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи В.А. Омельченко

А.Ю. Карев