ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 февраля 2016 года
Дело № А83-3320/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 17.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя Администрации г. Симферополя Республики Крым в лице Управления наружной рекламы и информации, ФИО1, доверенность №24/01-48/3570 от 07.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2015 по делу № А83-3320/2015 (судья Лукачев С.О.),
по заявлению Кредитного потребительского кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический»
к Администрации г. Симферополя Республики Крым в лице Управления наружной рекламы и информации
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2015 по делу № А83-3320/2015 в удовлетворении заявления Кредитного потребительского кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический» о признании недействительным предписания заместителя начальника управления наружной рекламы и информации администрации г. Симферополя ФИО2 №1185 от 10 июля 2015 года о демонтаже конструкции, размещенной на фасаде здания по адресу: ул. Кирова, 32/1, г. Симферополь, размером 2.0 x 0.6 м., содержащей надпись «Таврический Республиканский центр сбережений кредитный потребительский кооператив», отказано.
Не согласившись с указанным решением, Кредитный потребительский кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический» обратился с апелляционной жалобой, считает решение суда не законным и не обоснованным. Просит решение суда отменить, и принять по делу новый акт.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменений. Отзыв на апелляционную жалобу содержится в материалах дела.
Представитель Кредитного потребительского кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический» не явился, в материалы дела предоставлено ходатайство о рассмотрении дела без участия заявителя.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителей лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.07.2015 заместителем начальника Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя Республики Крым ФИО2 вынесено предписание №1185, согласно которому выявлен факт установки и эксплуатации КПК «РЦС «Таврический» конструкции с нарушением требований Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 (далее - Закон № 38 ФЗ), Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 №157, по адресу: <...>. Тип конструкции - рекламная конструкция малого формата. Описание конструкции: рекламная конструкция малого формата, вывеска, прикреплена к фасаду здания, имеющая поверхность для размещения информации (информационное поле) размером 2,0 х 0,6 м. без подсветки. Внешний вид рекламной конструкции соответствует фотофиксации.
Указанным ненормативным правовым актом КПК «РЦС «Таврический» предписано демонтировать указанную конструкцию в срок до 10.08.2015.
Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 (далее - Закон № 38 ФЗ) определены основные понятия, согласно которым: реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
С учетом указанных нормативных актов суд пришел к выводу о том, что под рекламной конструкцией понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения и должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.
Пунктом 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» установлено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» отмечается, что назначение информации соответствующего характера (указанной в статье 9 Закона № 2300-1) состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Кроме того, в вышеуказанном письме отмечено, что указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Закона о рекламе. Однако, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Согласно пункту 3.6. Положения об Управлении наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым утвержденного Решением Симферопольского городского совета от 25.06.2015 № 286, Управление осуществляет выдачу предписаний о демонтаже объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Симферополь, размещенных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Пунктом 1.2. Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённых Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 г. № 157 (далее -Правила) регламентирован общий порядок и определены требования к установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь), компетенция органов местного самоуправления в сфере распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации, порядок заключения договоров и выдачи разрешений на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, определены типы (виды) рекламных конструкций и объектов наружной информации, которые могут устанавливаться и эксплуатироваться, а также установлен порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
В пункте 1.3. Правил предусмотрено, что соблюдение настоящих Правил обязательно для всех юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для физических лиц и индивидуальных предпринимателей при распространении рекламы, установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Симферополь.
В соответствии с Правилами под объектом наружной рекламы и информации определяется специальные конструкции (рекламные, информационные), предназначенные для размещения наружной рекламы и информации.
Согласно пункту 4.1 Правил, объекты наружной рекламы и информации подразделяются на следующие виды: - объекты наружной рекламы (рекламные конструкции); - объекты городской информации; - объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения.
Пунктом 4.5.1. Правил объектами информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения являются вывески, настенные панно, кронштейны и другие объекты, установленные и эксплуатируемые на внешних стенах зданий и сооружений, на территориях в местах их нахождения в целях информирования потребителя о товарах и услугах.
Подпунктом 4.5.3.3 пункта 4.5 Правил установлено, что установка и эксплуатация объектов информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения, за исключением конструкций, указанных в подпункте 4.4.2 пункта 4.4 (объекты городской информации) осуществляется на основании разрешения, оформленного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что размещение вывески с информацией о юридическом лице непосредственно над входом в нежилое помещение не является рекламой.
Однако учитывая изложенное, суд судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер, месторасположение спорной конструкции, свидетельствуют о том, что целевым назначением размещения данной конструкции является не информирование потребителей о месте нахождения заявителя, а привлечение внимания к объекту оказания услуг. Размещенная заявителем конструкция не является информационной, обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы и предназначена для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к заявителю, деятельность которого осуществляется в месте размещения рекламной конструкции.
Кроме того суд отмечает, что Федеральным законом от 08.03.2015 №50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статья 19 Федерального закона №38-Ф3 дополнена частью 3.1, согласно которой распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом № 73-ФЗ, с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также дополнен Федеральный закон №73-Ф3 статьей 35.1.
Так, в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурнопросветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства). Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом.
Также, частью 3 статьи 22 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 68- ЗРК "Об объектах культурного наследия в Республике Крым" установлено, что размещение и (или) установка афиш, вывесок, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных, телекоммуникационных систем, систем кондиционирования в границах территорий исторических поселений регионального значения и объектов культурного наследия, а также зон их охраны осуществляются по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым.
При установке афиш, вывесок, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных, телекоммуникационных систем, систем кондиционирования на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия необходимо соблюдать требования федерального законодательства и законодательства Республики Крым об охране объектов культурного наследия, не допускающие изменения внешнего облика объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия и оказания на них негативного воздействия.
Не допускается размещение любых видов афиш, вывесок, электрических и телефонных кабелей, вентиляционных, телекоммуникационных систем, систем кондиционирования на балконах, колоннах, пилястрах, лепнине и рельефах объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
Из предоставленного в материалы дела (л.д. 75) списка (реестр) памятников местного и национального значения, расположенных на территории города Симферополя, следует, что здание по адресу: просп. Кирова, 32/1, г. Симферополь относится к объекту культурного наследия (комплекс строений доходного дома и мануфактурного магазина братьев Т-вых, начало двадцатого века) и подлежит государственной охране в порядке, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлен факт того, что заявителем апелляционной жалобы не оспаривается отсутствие разрешения на вышеуказанную конструкцию.
Соответственно, выявив данное обстоятельство, а именно, отсутствие разрешения на размещение спорной конструкции, Управлением наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя Республики Крым правомерно вынесено предписание №1185 о демонтаже рекламной конструкции.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о законности спорного предписания и наличии полномочий у заинтересованного лица на его принятие, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2015 по делу № А83-3320/2015оставить без изменения, апелляционную жалобу Кредитного потребительского кооператива «Республиканский центр сбережений «Таврический» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.П. Горошко
Судьи О.Г. Градова
А.Ю. Карев