ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
01 октября 2020 года | Дело № А84-5375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» – Милочкиной Р.А.,
представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – Ступицкой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июня 2020 года по делу №А84-5375/2019,
принятое по заявлению потребительского кооператива «Сервисный морской центр «Аврора» (299024, город Севастополь, Рубежная улица, дом 5/1)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2)
о признании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
12.11.2019 по почте потребительский кооператив «Сервисный морской центр «Аврора» (ОГРН: 1149204046727, ранее с28.09.2012 зарегистрированный по законодательству Украины с ИНН: 3841304112 – л.д. 14-16 т. 1, далее - ПК «СМЦ «Аврора» или заявитель) подал в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным принятого 17.09.2019 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН : 1149204005598 - л.д. 17-20 т. 1, далее - Севреестр) решения №91/19-23527 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилого здания блока складских помещений такелажа с комнатами отдыха спортсменов (II очередь строительства ПК-2) с террасами, расположенного по адресу: г. Севастополь, Рубежная, дом 5/1, как ранее учтенного объекта недвижимости (л.д. 6-11, 64 т.1).
Требования обоснованы тем, что заявитель для постановки на государственный кадастр ранее учтенного здания представил зарегистрированную по законодательству Украины декларацию о готовности объекта к эксплуатации.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что декларация о готовности объекта к эксплуатации не является документом, подтверждающим наличие права собственности, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
ПК «СМЦ «Аврора» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 40-44 т. 2).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Севреестра не согласился с апелляционной жалобой, так как заявитель не представил для осуществления государственного кадастрового учета ранее учтенного объекта (здания) правоустанавливающего документа, а представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации таким документом не является.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал у участников, приобщил к делу представленные заявителем дополнительные доказательства (л.д. 52-107, 112-115, 133-149, 155-157 т. 2, 8-12, 15-38, 40-43, 45, 49-79 т. 3), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
17.09.2019 ведущим специалистом Севреестра по поданному 30.08.2019 ПК «СМЦ «Аврора» заявлению № 92-0-1-11/3003/2019-2495 принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета нежилого здания блока складских помещений такелажа с комнатами отдыха спортсменов (II очередь строительства ПК-2) с террасами, расположенного по адресу: г. Севастополь, Рубежная, дом 5/1, как ранее учтенного объекта недвижимости (л.д. 92 т. 1).
О принятом решении заявитель уведомлен письменно – уведомлением № 91/19-23527 от 17.09.2019 (л.д. 93 т. 1).
Данное решение мотивировано тем, что по поступившему ответу на межведомственные запросы (л.д. 82-83 т. 1) объект на учете в органе по техническому учету и технической инвентаризации не состоит; заявителем для постановки на кадастровый учет предоставлены правоустанавливающие документы, подготовленные после 18.03.2014.
Действительно, вместе с заявлением № 92-0-1-11/3003/2019-2495 ПК «СМЦ «Аврора» представил для осуществления кадастрового учета на нежилое здание следующие правоустанавливающие документы:
1)договор субаренды земельного участка от 16.09.2010 – копия на 6 листах, решение о даче согласия на передачу земельного участка в субаренду от 15.09.2010 № 11081 – копия на 1 листе,
2)договор о совместной деятельности (простого товарищества) от 08.11.2012 – копия на 7 листах,
3)зарегистрированную 19.12.2013 Инспекцией ГАСК в г. Севастополе декларацию о готовности объекта к эксплуатации (с нотариальным переводом) – копия на 12 листах.
Из этих документов, а также дополнительно истребованных судом апелляционной инстанции следует :
18.04.2005 земельный участок площадью 18.983 кв.м., КН: 91:02:004003:56 (ранее по законодательству Украины КН: 8536400000:04:003:0108), расположенный на западном берегу Казачьей бухты г. Севастополя, категория: земли водного фонда, собственность: государственная (ныне города федерального значения Севастополя), на основании решения Севастопольского городского совета № 2334 от 19.10.2004 был предоставлен сроком на 25 лет в аренду общественной организации «Яхт-Клуб «Казачья бухта» (ИНН:23013502) для строительства и обслуживания яхт-клуба (спортивного комплекса), о чем подписан 18.04.2005 и зарегистрирован 23.06.2005 в Книге регистрации договоров аренды Управления земельных ресурсов г. Севастополя за № 4-М-01 договор аренды земельного участка, который не приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Границы этого земельного участка были выделены в натуру; земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Данные обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены договором аренды с приложениями, сведениями ЕГРН, кадастровым паспортом на земельный участок (л.д. 118-141 т. 1, 155-157 т. 2, 16-38, 49-64 т. 3).
В настоящее время в производстве Гагаринского районного суда города Севастополя находится дело № 2-1851/2020 по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО) о расторжении этого договора аренды ввиду нецелевого использования земельного участка и невыполнения условий договора (освоения земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования); 06.07.2020 производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, что следует из сведений официального сайта суда: https://gagarinskiy--sev.sudrf.ru, и письменных пояснений ДИЗО (л.д. 133-136 т. 2).
15.09.2010 решением Севастопольского городского совета № 11081 арендатору дано согласие на передачу в субаренду части арендованного земельного участка – 1га, с условиями: неизменности целевого назначения земельного участка, соответствия субаренды условиям договора аренды; на арендатора возложена обязанность разработать в установленном порядке через соответствующую лицензированную землеустроительную организацию техническую документацию по землеустройству по установлению границ земельного участка площадью 1га в натуре (на местности) (л.д. 91 т. 1).
16.09.2010 между арендатором - общественной организацией «Яхт-Клуб «Казачья бухта», и субарендатором - обслуживающим кооперативом «Яхт клуб «Казачья бухта» (ИНН Украины: 36081697), подписан договор субаренды земельного участка площадью 1га сроком на 20 лет (л.д. 88-91 т. 1, 65-69 т. 3).
Доказательств разработки в установленном порядке через соответствующую лицензированную землеустроительную организацию технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка площадью 1га в натуре (на местности), а также регистрации в установленном порядке договора субаренды не представлено.
А обозначение предоставленного в субаренду земельного участка на плане земельного участка (Приложение – неотъемлемая часть договора субаренды), о чем указано в пункте 1.3 договора субаренды, не является разработанной в установленном порядке через соответствующую лицензированную землеустроительную организацию технической документацией по землеустройству по установлению границ земельного участка площадью 1га в натуре (на местности).
В утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10.994кв.м., образуемого путем раздела земельного участка площадью 18.983 кв.м., КН: 91:02:004003:56, ДИЗО отказано, о чем письмом № ГУ-исх-826/20 от 28.01.2020 сообщено общественной организации «Яхт-Клуб «Казачья бухта» (л.д. 145-149 т. 2).
08.11.2012 между обслуживающим кооперативом «Яхт клуб «Казачья бухта» (ИНН:36081697, субарендатором земельного участка площадью 1га) и обслуживающим кооперативом «Сервисный морской центр «Аврора» (ИНН: 38413041) заключен договор о совместной деятельности (простое товарищество), целью которого указано - создание и эксплуатация спортивно-оздоровительного комплекса строений и сооружений, объектов благоустройства на земельном участке площадью 1га, и по условиям которого обслуживающий кооператив «Сервисный морской центр «Аврора» имел право на получение 96% в совместной деятельности (л.д. 84-87 т. 1).
19.12.2013 Инспекцией ГАСК в г. Севастополе осуществлена регистрация поданной обслуживающим кооперативом «Яхт клуб «Казачья бухта» (ИНН:36081697) и обслуживающим кооперативом «Сервисный морской центр «Аврора» (ИНН: 38413041) декларации о готовности объекта к эксплуатации, по которой заявлено строительство в период с июня по декабрь 2013 года объектов недвижимости на земельном участке площадью 1га по вышеназванному договору субаренды земельного участка (л.д. 24-30, 72-78 т. 1).
По заключению кадастрового инженера здание блока складских помещений такелажа с комнатами отдыха спортсменов (II очередь строительства ПК-2) с террасами расположено в границах земельного участка площадью 18.983 кв.м., КН: 91:02:004003:56 (л.д. 81 т. 1).
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Часть 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ предусматривает, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Основанием для включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является предоставление документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости, о чем указано в пункте 3 части 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на 17.09.2019, далее - Закон № 6-ФКЗ) до 01.01.2023 на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (в ред. от 11.06.2019, далее - Закон № 46-ЗС).
Так, частью 4 статьи 7 Закона № 46-ЗС предусмотрено, что в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
Часть 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет на созданное здание осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В период с 9.10.2014 по 11.07.2019 декларация о готовности объекта к эксплуатации являлась правоустанавливающим документом, изданным (выданным) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 и подтверждавшим право собственности на объект недвижимого имущества, что следует из пункта 13 Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202 (в ред. от 27.04.2015) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») и Постановления Правительства Севастополя от 01.07.2019 № 437-ПП «О признании утратившими силу Постановлений Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, от 09.10.2014 № 384, от 27.04.2015 №320-ПП».
На момент обращения заявителя в Севреестр такая декларация не являлась правоустанавливающим документом, изданным (выданным) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014.
Как установлено, документов государственного технического учета, инвентарного дела, хранящегося в коммунальном предприятии «БТИ и ГРОНИ» Севастопольского городского совета (орган учета и регистрации прав до 01.01.2013) и в Регистрационной службе Главного управления юстиции Украины в г. Севастополе (орган регистрации прав в период с 01.01.2013 по 20.03.2014) относительно объекта недвижимости - здание блока складских помещений такелажа с комнатами отдыха спортсменов (II очередь строительства ПК-2) с террасами, расположенного по адресу: г. Севастополь, Рубежная, дом 5/1, нет.
Доводы заявителя о том, что таким государственным техническим учетом является составленный в 2013 году ООО «Югпроект-ХХI» технический паспорт на общественное здание яхт-клуба (спорткомплекса) по ул. Рубежной, 5/1 в г. Севастополя и хранившийся в архиве Регистрационной службы Главного управления юстиции Украины в г. Севастополе (орган регистрации прав в период с 01.01.2013 по 20.03.2014), суд апелляционной инстанции полагает ошибочными, так как составление технического паспорта не является фактом государственного технического учета, этот технический паспорт мог стать основанием для такого государственного технического (инвентарного) учета.
В соответствии со статьей 125 Земельного Кодекса Украины (в ред. на 16.09.2010 и на 22.02.2014) право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации этого права.
Пункт «г» части 1 статьи 81, статья 123, пункт «е» статьи 184 Земельного Кодекса Украины (в ред. на 16.09.2010) устанавливали, что право собственности на землю граждан, аренды земельного участка государственной собственности возникает после выделения земельного участка в натуре (на местности), что является частью документации по землеустройству.
Как указано выше, земельный участок, подлежавший передаче в субаренду, в натуре (на местности) не определен; государственная регистрация договора субаренды не осуществлялась; что свидетельствует о том, что право субаренды не возникло.
Кроме того, земельный участок, подлежавший предоставлению в субаренду, расположен в прибрежной зоне земель водного фонда; по утвержденному решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13.12.2005 Генеральному плану города Севастополя по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы); а также в зоне Режима Р-4-1 участка В-6-6 объекта культурного наследия - достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), для территории которого Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864 установлены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам.
Тот факт, что осуществлена государственная регистрация права собственности на помещения за гражданами в здании, не поставленном на государственный кадастровый учет (л.д. 3-11 т. 2), не является основанием для признания оспариваемого решения Севреестра незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, является одновременно наличие двух обстоятельств: 1) не соответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) такое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ право на обращение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет (с одновременной регистрацией права и без такой регистрации) на созданное здание предоставлено собственнику земельного участка либо лицу, которому земельный участок предоставлен для строительства такого здания.
Заявитель не доказал наличия у него права на земельный участок, на котором построено здание, а предоставленный договор субаренды земельного участка не является заключенным.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июня 2020 года по делу №А84-5375/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи С.Ю. Кузнякова
В.Е. Кравченко