ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2038/18 от 15.10.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 октября 2019 года

г. Севастополь

Дело № А83-9680/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2019 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  16.10.2019 г.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи  Оликовой Л. Н., судей   Вахитова Р. С., Котляровой Е. Л.,при ведении протокола  судебного заседания секретарем Букшановой М. М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  на определение Арбитражного суда Республики Крым от  31.07.2019 г. по делу № А83-9680/2018  (судья Ильичев Н. Н.)

по заявлению Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым    о включении  в реестр требований кредиторов АО «Янтарный» в размере 7 979 640 руб.

в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Акционерное общество «Янтарный» ИНН  <***>, ОГРН <***>

при участии в судебном заседании:

от заявителя жалобы Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – ФИО1 представитель по доверенности;

от должника АО «Янтарный» - ФИО2 представитель по доверенности;

временный управляющий АО «Янтарный» ФИО5 Г.

представители временного управляющего АО «Янтарный» - ФИО3, ФИО4 представители по доверенностям

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Республики Крым  от 22.10.2018г.  (резолютивная часть объявлена 15.10.18) в отношении АО «Янтарный» введено наблюдение, временным управляющим утвержден  ФИО5.  Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсант» 27.10.2018 г.

Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  15.11.2018 г. обратилась  в Арбитражный суд Республики Крым с требованием на сумму  7 979 640 руб. о включении в реестр требований кредиторов АО «Янтарный».

На основании определений от  19.04.2019 г., от 07.06.2019 г.  к обособленному спору привлечены МИФНС России № 9 по Республике Крым, УФНС России по Республике Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым.

Определением от 31.07.2019 г. во включении требований Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в размере 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО «Янтарный»  отказано.

Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым не согласившись с указанным определением, обратилась в Двадцать первый арбитражный суд с  жалобой, в которой просит определение отменить,  поскольку  считает, что заявитель является уполномоченным органом на предъявление требований по неисполненным  должником административным штрафам  и сумме  вреда, взысканной с должника  решением суда, с целью включения в рамках дела  о банкротстве  в реестр требований кредиторов АО «Янтарный».

В отзыве на апелляционную  жалобу УФНС России по Республике Крым  поддержало доводы апелляционной жалобы и указало, что в отношении  предъявленных требований Служба по земельному и фитосанитарному надзору   действует  самостоятельно, а не через уполномоченный орган.

Временный управляющий АО «Янтарный» поддержал доводы апелляционной жалобы, однако указал, что  в случае установления обстоятельств предъявления требований в рамках дела о банкротстве не уполномоченным лицом, следует заявление оставить без рассмотрения.

Должник АО «Янтарный»  возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, поддержал доводы временного управляющего об оставлении заявления Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым без рассмотрения.

Изучив  материалы дела и  доводы апелляционной жалобы,  заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд  апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт  подлежит отмене, при этом исходит из следующего.

Согласно положениям части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции в обоснование заявленного требования  Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  представила неисполненные должником постановления административного органа о взыскании административных штрафов  на сумму 3 075 000 руб. и  решение суда о взыскании вреда в размере 4 904 640 руб.:

-  постановление Симферопольского  районного  суда Республики Крым от 27.07.2016 г.  по делу № 5-1191/16 о привлечении  к административной ответственности по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ,  назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.;

-  решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 07.08.2016 г. по делу № 2-1460/16,  оставленным без изменений апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 20.11.2016,   о взыскании с должника  АО «Янтарный»   в доход бюджета муниципального образования «Симферопольский район»  4 904 640 руб.  - вред, причиненный окружающей природной среде в результате загрязнения плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.

- постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 16.05.2018 г. по делу № 5-0123/76  о привлечении  к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.;

 - постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 16.05.2018 г. по делу № 5-0122/76/18 о привлечении  к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП  РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в  размере 800 000  руб.;

- постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 24.05.2017 г. по делу № 5-0097/76/17 о привлечении  к административной ответственности по  ч. 25 ст. 19.5 КоАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;

-  постановление от 22.08.2017 г. № 40/05-11/ЗН-РК о привлечении должника  к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере  30 000 руб.;

-  постановление от 22.08.2017 г. № 41/05-11/ЗН-РК о  привлечении  к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере  400 000 руб.;

-  постановление от 22.08.2017 г. № 42/05-11/ЗН-РК о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,  назначено наказание в виде административного штрафа в размере  40 000 руб.;

-   постановление  от 22.08.2017 г. № 43/05-11/ЗН-РК о  привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере  400 000 руб.;

- постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 08.09.2017 г. по делу № 5-0179/76/17  о привлечении  к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000  руб.;

- постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 18.12.2017 г. по делу № 5-0410/76/17 о привлечении  к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.;

- постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 28.12.2017 г. по делу № 5-0419/76/17 о привлечении  к административной ответственности по  ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000  руб.;

- постановление мирового судьи судебного участка № 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 28.12.2017 г. по делу № 5-0418/76/17  о привлечении  к административной ответственности по  ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного  в размере 100 000 руб.

Поскольку указанная сумма штрафа и сумма вреда, взысканная решением суда,  должником не погашены, Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  обратилась с настоящим требованием в арбитражный суд.

Согласно статье  2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу Закона о банкротстве правом предъявления требований по обязательным платежам обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием.  Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают исполнительные органы Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.

В силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве  обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Именно Федеральная налоговая служба (пункт 1 Постановления N 257) наделена правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате административных штрафов в бюджеты всех уровней.

Утвержденный Постановлением N 257 порядок помимо прочего направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.

По смыслу пунктов 12 и 13 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Постановлением N 257, в настоящем случае  Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым имеет возможность направить Федеральной налоговой службе сведения о задолженности АО «Янтарный»  по административным штрафам для заявления уполномоченным органом требований в деле о банкротстве должника.

После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Положения о порядке предъявления требований).

Согласно Положению о  Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, утвержденному Постановлением  Совета Министров Республики Крым № 351 от 25.09.2014 г., Служба по земельному и фитосанитарному надзору является  исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим  функции  государственного земельного надзора, в области семеноводства, карантинного фитосанитарного надзора, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов, изделий. 

При этом названное Положение не предоставляет Службе полномочий на самостоятельное обращение с соответствующим заявлением в целях представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве.

Закрепление  за Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым функций администрирования доходов местных бюджетов по взысканиям (штрафам) за нарушение земельного законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также наделение полномочиями  по организации работы по взысканию штрафов, предъявление исков на возмещение вреда, в свою очередь не  наделяет Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым полномочиями уполномоченного органа на предъявление требований в деле о банкротстве, данная обязанность закреплена за Федеральной налоговой службой РФ в лице УФНС по Республике Крым.

При таких обстоятельствах, как верно указано судом первой инстанции, требование заявлено  Службой по земельному им фитосанитарному надзору Республики Крым при отсутствии полномочий на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Что касается требования   в сумме 4 904 640 руб.  – сумма вреда, причиненного окружающей природной среде, которая взыскана  с должника  решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 7.08.2016 г. в доход бюджета муниципального образования «Симферопольский район»,  суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований (Обзор  судебной практики  по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства)

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (вместе с "Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве") налоговый орган не наделен полномочиями по представлению интересов органов местного самоуправления в делах о банкротстве, если такие требования не связаны с требованиями по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции  считает, что Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым также не наделена полномочиями на предъявление требований на сумму 4 904 640 руб. – вред, причиненный окружающей среде, о включении в реестр требований кредиторов АО «Янтарный». (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.06.2019 г. № А60—46818/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.08.2019 г. № А21-9280/2015).

Вместе с тем, согласно разъяснениям, данными в пункте 5  Обзора  судебной практики  по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 г.,  если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса  РФ.

В силу п. 1 ст. 183 Гражданского кодекса РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается  заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

Из материалов дела следует, что определением от 19.04.2019 г.  суд первой инстанции привлек к участию в обособленном споре  уполномоченный орган – УФНС России по Республике Крым, Межрайонную ИФНС № 9 по Республике Крым,  на основании определения от 7.06.2019 г. - Администрацию Симферопольского района Республики Крым.

 Однако уполномоченные органы   не заявили об одобрении  заявленного Службой по земельному  и фитосанитарному надзору требования  о включении в реестр требований кредиторов АО «Янтарный», что является основанием для оставления требования без рассмотрения  по правилам пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса  РФ.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ч. 1, ч. 3  ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает, что определение Арбитражного суда Республики Крым от 31.07.2019 г.  по делу № А83-9680/2018 подлежит отмене, заявление Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  о включении  требований в сумме 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО «Янтарный» на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса  РФ подлежит оставлению без рассмотрения.

Руководствуясь статьями   268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд      

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Республики Крым от  31.07.2019 г. по делу № А83-9680/2018   отменить, принять новый судебный акт.

Заявление Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым  о включении  требований в сумме 7 979 640 руб. в реестр требований кредиторов АО «Янтарный» оставить без рассмотрения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Центрального округа в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                  Л. Н. Оликова

Судьи                                                                                Р. С. Вахитов

                                                                                           Е. Л. Котлярова