ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2094/15 от 11.02.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 февраля 2016 года

Дело № А84-1870/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года

  Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Горошко Н.П.,

Карева А.Ю.,

при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,

при участии:

от заявителя, Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" – ФИО1;

от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю – ФИО2;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 ноября 2015 года по делу № А84-1870/2015 (судья Морозова Н.А.)

по заявлению Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" (299014, Камышовое шоссе, 29, г. Севастополь)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым) (299011, ул. Ленина, 48, г. Севастополь)

об отмене постановления о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ,

установил:

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных Государственным унитарным предприятием Севастополя "Севастопольский Автодор" (ОГРН <***> - л.д. 37-46 т. 1, далее - ГУП С "Севастопольский Автодор" или заявитель) требований об отмене принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН <***> л.д. 47-52 т. 1, далее - Крымское УФАС России или административный орган) постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. (л.д. 174-179 т. 1).

Судебный акт мотивирован тем, что ГУП С "Севастопольский Автодор" нарушило порядок закупки товара (битума нефтяного дорожного) для обеспечения муниципальных нужд, установленный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; оснований для проведения закупок по утвержденному заявителем положению о закупках не было, поскольку такое положение в установленный законодательством срок не размещено на сайте www.zakupki.gov.ru. по причинам, не связанными с техническими или иными неполадками, блокирующими доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня; такое положение заявитель разместил не на своем официальном сайте, а на сайте иного лица, что нивелирует принцип информационной открытости проводимых закупок.

ГУП С "Севастопольский Автодор" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и производство по делу прекратить по тем основанием, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права; изложенные в решение суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что не нарушил установленный законодательством порядок закупки товаров, размещал информацию о закупке на сайте своего учредителя – Правительства Севастополя, поскольку в доступе к единой информационной системе для размещения положения о закупках ему было отказано из-за отсутствия сведений об ИНН руководителя заявителя (л.д. 5-8 т. 2).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что административный орган не согласен с доводами апелляционной жалобы, поскольку ГУП С "Севастопольский Автодор" не разместило на официальном сайте для закупок утвержденное им положение о закупках, а потому заявитель был обязан проводить закупки с соблюдений требований для контрактной системы в сфере закупок (л.д. 16-24 т. 2).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного органа с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 35-168 т. 2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

14 сентября 2015 года заместитель руководителя Крымского УФАС России ФИО3 (л.д. 141-153 т. 1), рассмотрев в присутствии представителя ГУП С "Севастопольский Автодор" по доверенности от 29 июля 2015 года б/н ФИО1 (л.д. 58, 105 т. 1) материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания по делу № 66АД, которым ГУП С "Севастопольский Автодор" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. (л.д. 12-18, 83-89 т. 1).

Заявитель не оспаривает соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и полномочия должностных лиц административного органа по составлению протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности. Соблюдение процедуры и полномочия административного органа подтверждаются письменными доказательствами (протоколом об административном правонарушении, уведомлениями о рассмотрении вопроса о возбуждении административного дела и о рассмотрении административного дела, приказами о назначении на должность, должностными регламентами).

Так, 09 сентября 2015 года специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России ФИО4 (л.д. 126-140, 154-156 т. 1) в присутствии представителей по доверенностям ГУП С "Севастопольский Автодор" ФИО1 (от 29 июля 2015 года б/н - л.д. 58, 105 т. 1) и Лося А.А. (от 09 сентября 2015 года – л.д. 104 т. 1) составлен протокол об административном правонарушении в отношении ГУП С "Севастопольский Автодор" по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Представителям ФИО1 и Лосю А.А. разъяснены права, они ознакомлены с протоколом и копия протокола вручена ФИО1 в тот же день, в протоколе ФИО1 даны письменные пояснения о несогласии с протоколом и даче подробным пояснений в письме от 28 августа 2015 года, о чем свидетельствуют их подписи в протоколе (л.д. 19-26, 96-103 т. 1).

Из указанных протокола и постановления следует, что правонарушение выразилось в осуществлении закупки товаров для обеспечения муниципальных нужд в ином порядке, чем это установлено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. А именно, при не размещении  в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) Положения о закупках ГУП С "Севастопольский Автодор", утвержденного 30 октября 2014 года, ГУП С "Севастопольский Автодор" закупило товар для муниципальных нужд без соблюдения порядка определения поставщика, что является нарушением требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 908.

  Письменные доказательства подтверждают следующие обстоятельства совершения правонарушения.

ГУП С "Севастопольский Автодор" является государственным унитарным предприятием, то есть заказчиком, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Заявитель создан 15 июля 2014 года и зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц Российской Федерации, что подтверждают документы о регистрации (л.д. 37-46 т. 1).

15 сентября 2014 года приказом директора ГУП С "Севастопольский Автодор" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" (далее - Положение о закупках) (л.д. 35-110 т. 2), которое 22 сентября 2014 года размещено на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru (учредителя заявителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д. 111 т. 2).

30 октября 2014 года приказом директора ГУП С "Севастопольский Автодор" утверждены Изменения к Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" от 15 сентября 2014 года (далее - Изменения к Положению о закупках или Изменения к нему) (л.д. 112-152 т. 2), которые 31 октября 2014 года размещены на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru  (учредителя заявителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д. 153 т. 2).

Как следует из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заявитель не имеет официального сайта, поэтому размещал Положение о закупках и Изменения к нему на официальном сайте своего учредителя.

Факт отсутствия размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупках и Изменений к нему в течение пятнадцати дней со дня их утверждения не оспаривается заявителем и подтвержден решением Комиссии по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя Крымского УФАС России № 8/124-с от 30 января 2015 года по делу № 08/07-15 (л.д. 27-33 т. 1), а также предписанием этой комиссии по делу № 08/07-15 (л.д. 34-35, 117-118 т. 1), оставленном без изменения в судебном порядке (л.д. 157-170 т. 1), исполненным протокольным решением заседания комиссии ГУП С "Севастопольский Автодор" от 04 февраля 2015 года № 3п (л.д. 36 т. 1), решением указанной комиссии по результатам рассмотрения жалобы (л.д. 119-125 т. 1).

Только 24 марта 2015 года заявитель разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положение о закупках с Изменениями к нему, что подтверждают представленные по требованию суда апелляционной инстанции дополнительные доказательства (л.д. 165-168 т. 2).

Заявитель обосновывает несвоевременное размещение на сайте www.zakupki.gov.ru указанных документов и вместо этого их размещение на сайте http://sevastopol.gov.ru неполадками, блокирующими доступ к единой информационной системе по причине отсутствия сведений в федеральной базе данных ЕГРН сведений об ИНН руководителя ГУП С "Севастопольский Автодор", что, по мнению заявителя, является основанием для размещения Положения и Изменений к нему на сайте заказчика, а в данном случае - на сайте учредителя заявителя, из-за отсутствия официального сайта у заявителя.

Из запроса от 17 сентября 2014 года заявителя в службу технической поддержки ЕСИА и ответа на этот запрос от 17 сентября 2014 года, свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе следует, что по состоянию на момент размещения на официальном сайте Правительства Севастополя 22 сентября 2014 года Положения о закупках ГУП С "Севастопольский Автодор" и 31 октября 2014 года – Изменений к нему директор ГУП С "Севастопольский Автодор" ФИО5 не имел ИНН, этому лицу ИНН был присвоен 13 января 2015 года (л.д. 154-157 т. 2), именно эта причина была основанием для отказа в размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Положения о закупках.

21 января 2015 года на сайте http://sevastopol.gov.ru заявитель разместил извещение о проведении закупки битума нефтяного дорожного БНД 60/90-150 с начальной (максимальной) ценой 2.775.000 руб. у единственного продавца, что следует из пояснений представителей заявителя и административного органа, данных суду апелляционной инстанции, документов административного дела.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд отклоняет доводы заявителя о том, что у заявителя не было возможности разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положение о закупках и Изменения к нему из-за некорректной работы Федеральной базы данных ЕГРН об ИНН, о чем свидетельствует ответ об отсутствии сведений ИНН <***> ФИО5 и после присвоения ФИО5 ИНН (л.д. 158 т. 2), составленный 06 февраля 2015 года нотариусом города Севастополя ФИО6 с целью обеспечения доказательств протокол осмотра доказательств – отсутствие на сайте www.gosuslugi.ru сведений об ИНН <***> ФИО5 (л.д. 161-164 т. 2), письмо Управления ФНС по г. Севастополю об устранении некорректного отображения сведений об ИНН ФИО5 только по состоянию на 19 февраля 2015 года (л.д. 160 т. 2). Эти доводы заявителя отклонены по тем основаниям, что ИНН был присвоен ФИО5 после истечения срока для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупках и Изменений к нему, причиной отклонения размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было отсутствие ИНН ФИО5, а не нарушения размещения сведений об его ИНН в Федеральной базе данных ЕГРН.

Часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке устанавливает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 2 статьи 1 этого Закона о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (в том числе) государственными унитарными предприятиями.

К основным требованиям к закупке товаров, работ, услуг Закон о закупках (часть 1 статьи 4) относит размещение в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения Положения о закупке, изменения, вносимые в указанное положение.

При этом, частью 10 статьи 8 Закона о закупках установлено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлена обязанность с 1 октября 2012 года размещать на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информацию о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках и Положением о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 908 (далее - Положение о размещении информации о закупках № 908).

Часть 5 статьи 10 устанавливает, что заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

Статья 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, часть 1 этой статьи устанавливает, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в установленных статьей 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок случаях.

Часть 13 статьи 4 Закона о закупках предоставляет право заказчику разместить на своем сайте подлежащую размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке информацию в случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня. В последующем разместить эту информацию в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе. При этом информация считается размещенной в установленном порядке.

Пункт 35 статьи 112 "Заключительные положения" Главы 8 "Заключительные положения" Закона о контрактной системе в сфере закупок (в редакции на 14 сентября 2015 года) устанавливает, что до 31 декабря 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя порядок закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования город федерального значения Севастополь на 2014-2015 года не установлен.

Учитывая установленные обстоятельства и названные нормы законодательства, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявитель не выполнил возложенную на него законом обязанность разместить в 15-тидневный срок с момента утверждения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положение о закупках и Изменения к нему, оснований для размещения этих документов на своем официальном сайте заявитель не имел, так как отсутствие у руководителя заявителя ИНН не является технической или иной неполадкой, блокирующими доступ к единой информационной системе. Совершение заявителем закупки товара для муниципальных нужд без соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок правильно квалифицировано административным органом как совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченным должностным лицом, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, препятствий для привлечения к административной ответственности не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, изложенные в решение суда выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для отмены судебного решения нет.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 ноября 2015 года по делу № А84-1870/2015 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастопольский Автодор" оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи Н.П. Горошко

А.Ю. Карев