ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
11 апреля 2019 года | Дело № А84-3784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО2;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года по делу № А84-3784/2018 (судья Мирошник А.С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (299011, пл. Восставших, д.4, офис 208, г. Севастополь; 299053, ул. Вакуленчука, д.18, кв. 97, г. Севастополь)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, ул. Ленина, д.2, г. Севастополь)
о признании недействительным предписания,
установил:
12.10.2018 индивидуальный предприниматель ФИО3 (ОГРНИП <***> – л.д. 70-73, далее – ИП ФИО3 или заявитель) обратился в Арбитражный города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН <***> – л.д. 74-82, далее – Департамент) № 59 от 13.09.2018, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 13.10.2018 демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: <...> (л.д. 9-13).
Требования мотивированы тем, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона; оно вынесено неуполномоченным органом; заявитель на основании договора о размещении рекламных конструкций вправе до определения победителя на размещение рекламных конструкций продолжать и после истечения срока действия разрешения размещать рекламную конструкцию.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что срок разрешения на размещение рекламной конструкции истек; место, где размещена рекламная конструкция, не включено в утвержденную схему размещения рекламных конструкций; договор на размещение рекламных конструкций не дает право заявителю после истечения срока действия разрешения размещать рекламную конструкцию (л.д. 125-130).
ИП ФИО3 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по тем основанием, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. Заявитель указывает на то, что договор считается действующим до момента определения победителя торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; невключение места размещения рекламной конструкции в схему не является основанием прекращения действия разрешения на размещение рекламной конструкции (л.д. 148-152).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения по тем основаниям, что разрешением на размещение рекламной конструкции определен срок его действия, который истек, после чего ИП ФИО3 обязан демонтировать эту конструкцию, но этого не сделал, в связи с чем уполномоченным органом принято оспариваемое предписание.
ИП ФИО3 в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен определением от 06.03.2019, копии которого получил 11.03.2019 и 19.03.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 144-146).
07.03.2019 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее – суд апелляционной инстанции), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 147).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
В соответствии со 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
13.09.2018 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя на основании акта обследования № 59 от 11.09.2018 вынесено предписание № 59, которым ИП ФИО3 предписано в течение 30 дней со дня выдачи предписания демонтировать рекламную конструкцию – щит 3 x 6 м, с истекшим 25.01.2018 сроком действия по разрешению № 518 (л.д. 41, 109-112 т.1).
Заявитель не оспаривает того факта, что в разрешении на размещение указанной рекламной конструкции с учетом продления указан предельный срок действия 25.01.2018, это подтверждается разрешением № 518 от 31.12.2004 (л.д. 64-68 т.1).
Но заявитель полагает, что на основании договора от 29.12.2014 имеет право и после 25.01.2018 размещать названную рекламную конструкцию до определения победителя на размещение рекламной конструкции на этом месте.
Действительно, 29.12.2014 между заявителем и Управлением архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя (ОГРН <***>) был заключен договор, по которому Управление предоставило ИП ФИО3 места для размещения рекламных конструкций, в том числе по адресу: <...>, по разрешению № 518. Этим договором определен срок его действия – на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Севастополя № 422 от 28.10.2014, о чем указано в пункте 2.1 договора (л.д. 42-29, 58 т.1).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 03.08.2018, далее – Закон о рекламе), как установка, так и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Часть 10 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, не допускаются; в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Часть 21 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает обязанность владельца рекламной конструкции осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 № 1220-ПП (ред. от 09.07.2018, далее Правила № 1220-ПП), уполномоченный орган проводит мониторинг и выявляет самовольные рекламные конструкции; в случае выявления самовольных рекламных конструкций, составляется акт обследования рекламной конструкции по форме согласно приложению № 4 к настоящим Правилам, на основании которого владельцу самовольной рекламной конструкции выносится предписание о необходимости демонтажа данной конструкции по форме согласно приложению № 5 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2017, далее – ФКЗ № 6-ФКЗ) до 1.01.2019 на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения. К таким особенностям, в частности, отнесено:
- осуществление местного самоуправление органами местного самоуправления на внутригородских территориях,
- определение по законам субъектов Российской Федерации – городов федерального значения перечней вопросов местного значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
- осуществление органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренные федеральными законами, только в случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
Законом Севастополя «О Правительстве Севастополя» от 30.04.2014 № 5-ЗС (в ред. от 27.09.2017) предусмотрено, что Правительство в пределах своих полномочий регулирует вопросы благоустройства города Севастополя.
В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1300-ПП (ред. от 09.07.2018):
пункт 1.1 – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя;
пункт 2.7 – Департамент осуществляет в пределах компетенции реализацию функций государственного управления в сфере комплексного освоения территорий, а также комплексного устойчивого развития территорий города Севастополя;
пункты 3.40, 3.41 – для реализации указанных в разделе 2 настоящего Положения целей и задач Департамент наделяется полномочиями в установленной сфере деятельности: обеспечение разработки, согласование и утверждение схемы размещения рекламных конструкций, внесение изменений в нее; осуществление мониторинга размещения рекламных конструкций и объектов информации на территории города Севастополя на предмет наличия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласования размещения информационных конструкций;
пункты 3.35, 3.57 и 3.58 – Департамент обеспечивает в пределах компетенции: вынесение обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами предписаний об устранении нарушений законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций на территории города Севастополя; принятие решений об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе и правовыми актами города Севастополя; осуществление централизованного учета рекламных конструкций и мест их установки на территории Севастополя.
Таким образом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, а доводы заявителя о компетенции на вынесение предписания о демонтаже рекламных конструкций только у органа местного самоуправление не основаны на нормах законодательства, в том числе, регулирующих особенности таких правоотношений на территории города федерального значения Севастополя.
Из установленных обстоятельств следует, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и при доказанности обстоятельств, с которыми закон связывает обязанность демонтажа рекламной конструкции.
Также не состоятельны доводы заявителя о его праве продолжать размещение рекламной конструкции после истечения срока действия разрешения на размещение рекламной конструкции исходя из следующего.
Действительно, на момент заключения заявителем договора на размещение рекламных конструкций действовало Постановление Правительства Севастополя от 28 октября 2014 года № 422 «Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период» (ред. от 03 декабря 2014 года, далее – Постановление Правительства Севастополя № 422).
Пунктами 3-5 этого Постановления предусматривалось право продолжать пользоваться свободным местом для размещения рекламной конструкции по разрешениям, выданным до 21.03.2014 и срок действия по которым истек после 21.03.2014, до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако к свободным местам это Постановление относило места, которые включены в соответствующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденную в установленном законом порядке.
Как следует из пояснений представителя Департамента место, на которое претендует заявитель, в действующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе не включено. Заявитель доказательств обратного не представил.
Кроме того, 20.02.2016 опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя Постановление от 19.02.2015 № 101-ПП, которым Постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 № 422 «Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период» признано утратившим действие.
Таким образом, уполномоченным органом в пределах полномочий и без нарушений норм действующего законодательства и при наличии оснований вынесено предписание, которое не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как последний не имеет права на размещение рекламной конструкции.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят при правильном применении и без нарушений норм материального права и процессуального права; безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года по делу № А84-3784/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.С. Голик
ФИО1