ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
23 сентября 2021 года | Дело № А83-21560/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю..
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя акционерного общества «Симферопольский завод сельскохозяйственного машиностроения» - Овсянникова А.В.,
иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики
Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу № А83-21560/2019
по заявлению акционерного общества «Симферопольский завод сельскохозяйственного машиностроения»
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ»,
о признании незаконным и об отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
16.12.2019 по почте акционерное общество «Симферопольский завод сельскохозяйственного машиностроения» (ОГРН:<***>, ранее с 29.05.1998 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН:<***>
- л.д. 11-15 т. 1, далее - АО «Симферопольсельмаш» или заявитель)подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконным принятого 28.10.2019 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН:<***> – л.д. 27-31 т.1, далее - Госкомрегистр) решения (сообщения) № 90/016/164/2019-7402 об отказе в государственной регистрации права собственности на помещение магазина площадью 51,5кв.м., кадастровый № 90:22:010302:4781, литера Ф, расположенное в <...> л.д. 8-15 т. 1, 37, 113 т. 4).
Требования мотивированы тем, что заявитель подал в Госкомрегистр необходимые для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации ранее возникшего права собственности на помещение магазина документы; это право возникло у предшественника заявителя в результате приватизации государственного имущества.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным решение Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации права собственности, на Госкомрегистр возложена обязанность осуществить государственную регистрацию за заявителем права собственности на вышеназванное помещение; с Госкомрегистра в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000руб. (л.д. 72-87 т.4).
Судебный акт мотивирован тем, что заявителем для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации ранее возникшего права подан надлежащим образом составленный технический план помещения и подлинник правоустанавливающего документа; в ходе рассмотрения дела Госкомрегистр осуществил постановку на кадастровый учет помещения магазина; соответствие установленным законодательством требованиям технического плана на помещение подтверждено заключением проведенной по этому делу судебной экспертизой.
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, так как на государственную регистрацию права не представлен подлинник правоустанавливающего документа, представленный технический план не соответствует установленным законодательством требованиям (л.д. 98-104 т. 4).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами, так как Госкомрегистром не приведены конкретные несоответствия повторно представленного заявителем технического плана требованиям по его составлению; в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Госкомрегистр, признав свою ошибку в постановке на кадастровый учет помещения площадью 97,1кв.м. как единого помещения, внес изменения в кадастровый учет, поставив на учет два помещения, в том числе помещение заявителя площадью 51,5кв.м. (литера Ф); вступившее в законную силу решение суда (заверенная копия которого получена Госкомрегистром) и ответ органа БТИ свидетельствуют о том, что, получив право собственности на помещение площадью 51,5кв.м., литера Ф, ни заявитель, ни его предшественник это право не отчуждали; в судебном порядке это право не признано незаконным, учиненная в 2004 году органом БТИ запись о погашении регистрации права собственности на указанное помещение сделана ошибочно без наличия оснований; заявитель (его предшественник), получив в 1996 году право собственности на помещение, пользуется этим помещением до настоящего времени (л.д. 123-130 т. 4).
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Представители Госкомрегистра и Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 20.07.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 94-96 т.4).
21.07.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 17.08.2021 о судебном заседании на 16.09.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д.97, 142 т.4).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся участников.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
11.07.2019 АО «Симферопольсельмаш» в лице генерального директора ФИО2 в электронном виде подало в Госкомрегистр заявление № 90/016/164/2019-7402 об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение общей площадью 51,5кв.м., расположенное в <...> л.д. 41-44 т. 1, 2-4 т. 2, 8-10 т. 3).
По этому заявлению Госкомрегистром приняты следующие решения:
- 25.07.2019 и 17.09.2019 о приостановлении постановки на кадастровый учет и о государственной регистрации права, о чем свидетельствуют уведомления № 90/016/164/2019-7402, № 90/01/2019-100427, № 90/01/2019-124714 (л.д. 119-120, 65-70 т. 1, 20-22, 41-43 т. 2, 28-33 т. 3),
- 25.10.2019 решение № 90/01/2019-144107 об отказе в осуществлении кадастрового учета (л.д. 71 т. 1, 44 т. 2, 34 т. 3); но 06.04.2021 Госкомрегистром совершены действия по постановке на кадастровый учет вышеназванного помещения с присвоением КН: 90:22:010302:4781 (л.д. 37-39 т. 4),
- 28.10.2019 государственный регистратор Госкомрегистра ФИО3 приняла решение - сообщение № 90/016/164/2019-7402 об отказе в государственной регистрации права собственности на помещение магазина площадью 51,5кв.м., расположенное в <...> л.д. 10, 129 т. 1).
Из решений Госкомрегистра следует, что основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности на помещение стало:
1)представленный заявителем 11.07.2019 технический план помещения в графической части не соответствует установленной форме технического плана и требованиям к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689,
2)запись о регистрации права собственности за предшественником заявителя (ОАО «Система») органом БТИ погашена на основании решения Хозяйственного суда АРК от 10.09.2004;
3)не представлен подлинник правоустанавливающего документа на помещение площадью 51,5кв.м.
Из представленных заявителем в Госкомрегистр для кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на помещение площадью 51,5кв.м. документов (в том числе дополнительно представленным после приостановления государственной регистрации), а также полученных Госкомрегистром на межведомственные запросы ответов следует:
- 26.12.1996 приказом Фонда имущества Автономной Республики Крым № 2170 преобразовано Государственное предприятие Симферопольский завод «Сельмаш» в открытое акционерное общество «Система», созданному акционерному обществу передано в уставной фонд имущество, в том числе объект недвижимого имущества – магазин, расположенный по ул. Пушкина, 35, г. Симферополя, данные обстоятельства подтверждены приказом Фонда №2170 от 26.12.1996, актом приема-передачи,
- 12.01.2000 Симферопольским межгородским бюро технической инвентаризации на вышеназванных правоустанавливающих документах учинена надпись о регистрации в книге 19 за реестровым № 3518 на стр. 116 о праве собственности на нежилые помещения литера А и литера Ф (площадью 51,кв.м.) за ОАО «Система»,
эти документы (в том числе приказ и акт в подлиннике) заявителем были представлены Госкомрегистру при подаче заявления № 90/016/164/2019-7402, чего участники не оспаривают и это подтверждается приказом, актом, заявлением, уведомлением о приеме заявления (л.д. 17-25, 41-44, 85-91, 100-114 т. 1),
- ОАО «Система» в 1998 году переименовано в ОАО «Симеропольсельмаш», в 2011 году ОАО «Симеропольсельмаш» переименовано в ПАО «Завод «Симеропольсельмаш», 19.11.2014 в ЕГРЮЛ РФ внесены сведения о заявителе - АО «Симферопольсельмаш» (созданном с 29.05.1998 юридическом лице, которое привело свои уставные документы в соответствии с законодательством РФ); эти обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены исторической справкой (л.д. 16, 83 т. 1), Уставами ОАО «Система» и ОАО «Симферопольсельмаш» (л.д. 46-60, 75-89 т. 2), представленными заявителем Госкомрегистру, а также соответствуют содержащимся в общедоступных государственных реестрах юридических лиц как Российской Федерации, так и Украины;
- 22.11.2004 вступило в законную силу решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 10.09.2004 по делу № 2-20/8490.1-2004, которым вышеназванные приказ Фонда имущества АРК и акт приема-передачи признаны недействительными в части передачи в уставной фонд ОАО «Система» здания цеха 10; 26.08.2019 Госкомрегистр на межведомственный запрос получил заверенную копию этого судебного акта (л.д. 122-128 т. 1, 124-132 т. 2);
- Госкомрегистр получил от заявителя и ГУП РК «КрымБТИ» дополнительные документы (ответы на запросы и инвентарное дело № 798), суду первой инстанции представлена выписка из реестровой книги 19 Симферопольского межгородского бюро технической инвентаризации, свидетельствующие о том, что запись о погашении регистрационной надписи о праве собственности на литеру Ф органом БТИ учинена без надлежащих оснований, по вышеназванному решению суда в отношении литеры Ф приказ Фонда имущества АРК и акт приема-передачи недействительными не признаны (л.д. 95, 115 т. 1, 12-15, 106-110, 133-137 т. 2);
- 29.06.2019 Госкомрегистр поставил на кадастровый учет нежилое здание площадью 97,1кв.м., расположенное по адресу: <...> с присвоением КН: 90:22:010302:4104 (л.д. 73-74 т. 1), но 06.04.2021 эти сведения кадастрового учета изменены – на кадастровый учет вместо здания с КН: 90:22:010302:4104 поставлены два помещения : КН: 90:22:010302:4781 площадью 51,5кв.м. и КН: 90:22:010302:4782 – 45,6кв.м. (л.д. 37-39 т. 4);
при этом, Госкомрегистром при постановке на кадастровый учет помещения с КН: 90:22:010302:4781 площадью 51,5кв.м. принят во внимание поданный заявителем повторно (после приостановления постановки на кадастровый учет) составленный 07.08.2019 на основании правоустанавливающего документа и инвентарного дела № 798 кадастровым инженером ФИО4 технический план помещения, включая его графическую часть содержащую план помещения на 1 этаже, обозначения стен, окон, дверей (л.д. 26-40 т. 2, 38-42 т. 3);
данный технический план содержит сведения и графическое описание помещения, которые по заключению эксперта (л.д. 7-10 т. 4) соответствуют требованиям пунктов 59, 66 Приложения № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689, и сведениям инвентарного дела органа БТИ (л.д.83-85, 56-65 т. 3).
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26, статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 02.08.2019, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Госкомрегистра, далее - Закон № 218-ФЗ) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктов 1 и 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
При этом, часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 25.12.2018, далее - Закон № 6-ФКЗ) до 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в ред. от 15.08.2019, далее - Закон № 38-ЗРК) и принятыми на его основе подзаконными актами, в частности Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 (в ред. от 28.08.2018) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» (далее -Перечень документов № 264).
Так, части 4 и 5 статьи 8 Закона № 38-ЗРК предусматривают особенности:
- в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, зарегистрированного до вступления в силу закона № 6-ФКЗ, государственная регистрация права, осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами; истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и (или) организациях; указанные в настоящей части документы включаются в состав реестровых дел.
- названные особенности применяются при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, и не ограничивают заявителя в возможности государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости в соответствии с требованиями Закона о регистрации;
- перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Как указано выше, такой Перечень утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264.
Согласно пунктов 19, 20, 25 Перечня документов № 264, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимые для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года документы:
20) решение о приватизации, в том числе жилого помещения;
25) документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Как установлено, заявитель подал заявление о государственной регистрации ранее (до 16.03.2014) возникшего права собственности на помещение магазина площадью 51,5кв.м., приложив акт государственного органа, устанавливающий возникновение права собственности на помещение магазина с учиненной и действующей до настоящего времени относительно литеры Ф регистрационной надписью о ранее зарегистрированном праве. Таким образом, заявитель предоставил в Госкомрегистр надлежащие документы в подтверждение ранее возникшего и зарегистрированного до 16.03.2004 права собственности на помещение магазина.
Поданный технический план помещения соответствует форме технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (в ред. от 26.03.2019, далее - Форма технического плана № 953) исходя из следующего.
Пункты 2, 3 и 5 Формы технического плана № 953 устанавливают:
- технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений в здании, сооружении;
- технический план помещения составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких смежных этажах здания один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством Российской Федерации изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании и иметь возможность впоследствии быть самостоятельным предметом гражданского оборота;
- технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ;
- к графической части технического плана относятся следующие разделы:
1) схема геодезических построений;
2) схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке (далее - Схема);
3) чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости; далее - Чертеж);
4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания или части здания с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План части здания, сооружения).
Представленный заявителем в Госкомрегистр технический план от 07.08.2019 состоит из текстовой и графической частей в зависимости от вида кадастровых работ, эта графическая часть содержит план этажа здания с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения, входящие в его состав помещения, расположение стен, окон и дверей.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного решения не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 июня 2021 года по делу №А83-21560/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.Ю. Карев
С.Ю. Кузнякова