ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2513/19 от 10.10.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года    Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года  

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: 

Председательствующего Градовой О.Г.,  судей Малышевой И.А., 

ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью Фирмы «Ратон» –  ФИО2, 

иные лица, участвующие в деле, не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации  города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27  мая 2019 года по делу № А83-2657/2019 (судья Куртлушаев М.И.) 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирмы «Ратон» (298660, г.  Ялта, пгт. Гаспра, ул. Горького, д. 4, кв. 18) 

к Администрации города Ялты Республики Крым (298600, <...>),

Комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в  муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым (298600, <...>) 

о признании незаконным решения,

установил:


Требования обоснованы тем, что названной Комиссией на 2019 год коэффициент  соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров,  оплативших проезд, определен не в соответствии с действовавшим порядком, что  нарушает права заявителя. 

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, в оспоренной части  решение Комиссии признано незаконным, на Комиссию возложена обязанность  определить для заявителя расчетный коэффициент по названным маршрутам в указанных  в резолютивной части решения размерах; с Администрации города Ялты Республики  Крым (ОГРН <***> – л.д. 65-69, далее – Администрация Ялты) в пользу  заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в  сумме 3.000 руб. (л.д. 99-107). 

 Судебный акт мотивирован тем, что коэффициент соотношения количества  бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд,  должен быть определен исходя из проведенных в течение 2018 года актов обследования;  Комиссией это правило не соблюдено, что привело к занижению коэффициента. 

Администрация Ялты подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить  решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что  судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, и о  правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в дело – Минтруда Крыма и  Минтранса Крыма, Департамента социальной политики Администрации города Ялта (л.д.  129-133). 

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании с 03.10.2019 по 10.10.2019 объявлен перерыв.

Представитель заявителя возражал против отмены решения суда первой инстанции,  пояснив, что Комиссией неправильно определен коэффициент; согласовывать  установленный коэффициент с Министерствами труда и социальной политики  Республики Крым необходимости не было, так как коэффициент не увеличился. 

Представители иных участников в судебное заседание повторно не явились.

О времени и месте судебного заседания на 03.10.2019 участники извещены  определением от 05.09.2019, копии которого получили 12.09.2019, что подтверждается  почтовыми уведомлениями (л.д. 140-142). 

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание  представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд  апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании  неявившихся лиц. 

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее –  суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил  следующие обстоятельства. 

Основным видом деятельности заявителя является по ОКВД код 49.31.21  Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении,  что следует из выписки из ЕГРЮЛ РФ (л.д. 62). 

С целью обоснования потребности в бюджетных средствах на возмещение  расходов предприятий городского пассажирского транспорта по перевозке пассажиров,  пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, Администрацией Ялты создана  (без прав юридического лица) Комиссия по обследованию пассажиропотока льготных  категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики  Крым, которой предоставлено право утверждать расчетные коэффициенты соотношения 


количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших  проезд, для возмещения недополученных расходов в связи с предоставлением мер  социальной поддержки по льготному проезду на основании проведенного обследования  пассажиропотока, что следует из Положения об этой Комиссии, утвержденного  постановлением Администрации Ялты № 3047-п от 27.11.2015 (л.д. 19-24). 

Эти коэффициенты определены на основании актов обследования потока  пассажиров, оплативших проезд, и льготной категории за ноябрь и декабрь 2018 года. 

Из представленных заявителем ранее принятых решений (протоколы №№ 4 – 14 от  22.12.2017, 06.02.2018, 14.02.2018, 02.03.2018, 10.05.2018, 06.06.2018, 05.07.2018,  22.08.2018, 11.09.2018, 25.10.2018, 10.12.2018), а также протокол № 15 от 19.12.2018 по  первому вопросу следует, что названная Комиссия по маршрутам заявителя на 2018 год  определила коэффициенты, которые ежемесячно корректировались (изменялись) исходя  из проведенных обследований пассажиропотока (л.д. 25-52). 

В соответствии с пунктом 9 Порядка расходования субвенций, предоставляемых из  бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований на компенсационные  выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и  железнодорожном транспорте (Приложение 2), утвержденного Постановлением Совета  министров Республики Крым от 23.12.2014 № 575 (в редакции, действовавшей на  19.12.2018, далее – Порядок № 575) органы местного самоуправления муниципальных  образований в Республике Крым возмещают юридическим лицам, предоставляющим  услуги по перевозке пассажиров автомобильным, городским и пригородным наземным  электрическим транспортом общего пользования, недополученные доходы в связи с  предоставлением гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду. 

Пункты 10 и 10.1 этого Порядка предусматривают, что расчет средств, подлежащих  компенсации, производится по формуле, в которой используется (в том числе)  коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству  пассажиров, оплативших проезд, который определяется комиссиями по обследованию  фактически перевезенных пассажиров, созданными органами местного самоуправления  муниципальных образований в Республике Крым. 

При этом, пункт 10.1 Порядка № 575 устанавливал, что коэффициент на отчетный  год определяется в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов  ежеквартального обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе  льготных категорий, по каждому маршруту регулярных перевозок; в случае  необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться. 

Также эта норма предусматривала, что в случае повышения коэффициента  необходимо согласование такого увеличения коэффициента с Министерством труда и  социальной защиты Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым. 

Однако данная норма не устанавливала последовательность такого согласования.  Доказательств обращения Комиссии или Администрации Ялты за таким согласованием в  названные Министерства и отказ этих Министерств в таком согласовании не  представлено. А потому суд апелляционной инстанции полагает доводы апелляционной  жалобы о невозможности определения коэффициента без наличия согласований  Министерств не состоятельными. Возможность получения согласования определения 


коэффициента, размер которого увеличился по сравнению с коэффициентом на 2018 год,  не утрачена до настоящего времени. 

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о необходимости согласования с  названными Министерствами и соответствующим Департаментом Администрации Ялты  этих коэффициентов не основаны на требованиях законодательства. 

Судом первой инстанции решение не принято о правах и обязанностях данных лиц,  а потому нет оснований для отмены судебного решения по пункту 4 части 4 статьи 270  АПК РФ и перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. 

Как указано выше, пункт 10.1 Порядка № 575 устанавливал, что коэффициент  определялся на отчетный год на основании актов ежеквартального обследования  фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, по каждому  маршруту регулярных перевозок. 

Но оспариваемым решением Комиссии коэффициент определен исходя из актов  обследования за ноябрь и декабрь 2018 года, а не на основании актов ежеквартального  обследования, что привело к неправильному определению размера коэффициента. 

Исходя из проведенных в течение 2018 года обследований пассажиропотока и  определенного на 2018 год коэффициента и его корректировки по решениям Комиссии,  на 2018 год коэффициент на 2019 год должен был составить по маршрутам: 

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности  принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на  принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для  принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли  решение. 

Администрация Ялты не доказала законность принятого решения; напротив,  принятое решение противоречит требованиям Порядка № 575 об определении на  отчетный год коэффициента на основании актов ежеквартального обследования  фактически перевезенных пассажиров. Этим решением нарушены права заявителя в  осуществляемой им предпринимательской деятельности. 

Оснований для изменения примененного судом первой инстанции способа защиты  нарушенного права судом апелляционной инстанции не установлено. 

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд  пришел к выводу о том, что судебный акт принят при правильном применении и без  нарушений норм материального права, иных оснований (в том числе безусловных) для  отмены судебного решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не  подлежит. 

 Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса 

Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

 постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 мая 2019 года по делу № А83- 2657/2019 оставить без изменения. 


Апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия  постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление  может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд  Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым. 

Председательствующий О.Г. Градова 

Судьи И.А. Малышева

 ФИО1