ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
28 февраля 2019 года | Дело № А84-3979/2018 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Малышевой И.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонного) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2018 по делу №А84-3979/2018 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово-экономическая служба» к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному) о признании недействительным решения.
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово-экономическая служба» (далее –заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному) (далее – фонд, управление, УПФР в г. Севастополе (межрайонное), Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 19.09.2018 №092S19180002373 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявление было принято к производству и рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2018 по делу №А84-3979/2018 (дата изготовления мотивированного решения) требования Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» -«3 финансово-экономическая служба» удовлетворены. Суд признал недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонного) от 19.09.2018 №092S19180002373 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Суд обязал государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, фонд обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что представление дополняющей формы сведений о страховом стаже «СЗВ-СТАЖ» на 12 застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
18.02.2019 от Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово-экономическая служба» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов учреждение возразило, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 13.08.2018 сведений о страховом стаже застрахованных лиц «СЗВ-СТАЖ» формы ОДВ-1 «дополняющая» за 2017 год на 12 работников (л.д. 50-53) должностным лицом УПФР в г. Севастополе (межрайонного) в отношении Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово- экономическая служба» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.08.2018 № 092S18180001992 (л.д.11,12).
В ходе проведенной проверки УПФР в г. Севастополе (межрайонным) был сделан вывод о том, что страхователь несвоевременно представил сведения о 12 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
19.09.2018 Пенсионным фондом вынесено решение №092S19180002373 (л.д.13,14), которым Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово - экономическая служба» привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 6000 руб.
08.10.2018 было выставлено требование №091S01180002871 об уплате финансовых санкций (л.д.15,16).
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что первоначально страхователем сведения о страховом стаже представлены своевременно, а самостоятельное выявление и восполнение страхователем неполноты представленных сведений не образует состав правонарушения, в связи с чем у управления отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее-Закон № 27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного, сведения по форме СЗВ-СТАЖ о застрахованных лицах за 2017 год предоставляются страхователями не позднее 01.03.2018.
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н.
Из материалов настоящего дела следует, что Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «3 финансово-экономическая служба» представило отчетность формы СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2017 год в отношении 6884 застрахованных лиц - 15.02.2018, то есть в установленный срок (л.д.13-33, 105).
Согласно абзацу 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Как указано в абзаце втором пункта 39 Инструкция № 766н (в редакции от 21.12.2016), в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно абзацу третьему пункта 39 Инструкция № 766н (в редакции от 21.12.2016) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
26.02.2018 заявителем получен протокол проверки отчетности (л.д.35-47) и уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении 1 застрахованного лица (ФИО1), в котором предлагалось в течении пяти рабочих дней устранить имеющиеся расхождения.
Во исполнение названного уведомления 28.02.2018 заявителем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая» в отношении 1 застрахованного лица (ФИО1) за 2017 год (л.д.104), которые принятые Пенсионным фондом без замечаний, что также следует из акта проверки от 20.08.2018 и оспариваемого решения.
Позднее, в связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных сведениях за 2017 год заявитель представил 13.08.2018 сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая» в отношении 12 застрахованных лиц (л.д. 50-53,117).
Из приведенных взаимосвязанных положений статьи Закона №27-ФЗ, пункта 39 Инструкция № 766н следует, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-СТАЖ в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
По смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, а также неполные сведения, исправленные впоследствии самостоятельно, до выявления данного факту органом Пенсионного фонда, в соответствии с действующим законодательством не могут расцениваться как нарушение, ответственность за которое предусмотрена абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В рассматриваемой ситуации, самостоятельно выявив ошибку в отношении 12 застрахованных лиц до ее обнаружения Пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что в силу приведённых выше норм права исключает применение к нему финансовых санкций, предусмотренных абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности и на этом основании удовлетворил заявленное требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты апелляционным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2018 по делу №А84-3979/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Малышева