ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3296/2021 от 18.11.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       25 ноября 2021 года  

                                           Дело № А84-507/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      18 ноября   2021 года

            Постановление изготовлено в полном объеме        25 ноября    2021  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                        Градовой О.Г.,

судей                                                                   Яковлева А.С.,

                                             Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - ФИО1,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» - ФИО2,

начальника  Управления по тарифам  города Севастополя - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную   жалобу  Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение  Арбитражного суда города Севастополя  от 16  августа  2021 года по делу  №А84-507/2021, 

принятое по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго»

об оспаривании решения Департамента городского хозяйства города Севастополя,

при участии в деле в качестве заинтересованного лица - Управления по тарифам
города Севастополя,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований   относительно предмета спора, - Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» и Федеральной антимонопольной службы,

установил:

01.02.2021 нарочно общество с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» (ОГРН: <***> - л.д. 15-20 т. 1, далее - ООО «Севастопольэнерго», сетевая организация или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным вынесенного 23.12.2020 Департаментом городского хозяйства города Севастополя (ОГРН:<***> - л.д. 21-28 т. 1, далее - Департамент городского хозяйства или административный орган) решения № 10568/01-03-01.1-18/02/20 об отказе в установлении платы за технологическое присоединение к электросетям ООО «Севастопольэнерго» по индивидуальному проекту объекта, расположенного по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3, по заявке  Государственного казенного учреждения города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» (ОГРН: <***> , далее  - ГКУ С «УЭОГХ» или потребитель) (л.д. 8-10 т. 1).

Требования мотивированы тем, что при отсутствии технической возможности технологического присоединения к электросетям сетевой организации такое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту по установленной уполномоченным органом плате; полномочия по проверке технической возможности технологического присоединения принадлежат  Федеральной службе по экономическому, технологическому и атомному надзору.

Решением суда первой инстанции  заявленные требования удовлетворены, оспоренное решение Департамента городского хозяйства признано недействительным, на Управление по тарифам города Севастополя (уполномоченный на момент вынесения судебного акта орган, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 04.05.2021, ОГРН: <***> - л.д. 152-155 т. 1, далее - Управление по тарифам) возложена обязанность установить по заявке ООО «Севастопольэнерго» плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объекта потребителя; с  Департамента городского хозяйства в пользу ООО «Севастопольэнерго» взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000руб.  (л.д. 39-48 т. 2).

Судебный акт мотивирован тем, что у ООО «Севастопольэнерго» отсутствовала техническая возможность для технологического присоединения к ПС-110/6кВ объекта электрохозяйства потребителя,  поскольку отсутствует трансформаторная мощность на силовых трансформаторах, позволяющая обеспечить ремонтный режим работы ПС-6 с одним трансформатором, о чем представлена пояснительная записка; при таких обстоятельствах  Департамент городского хозяйства был  обязан установить размер платы для технологического  присоединения потребителя по индивидуальному проекту.

Департаментом городского хозяйства подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении  заявленных требований по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 68-73 т. 2).

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства поддержал  доводы апелляционной жалобы, представитель Управления по тарифам
согласился с ее доводами, представитель ООО «Севастопольэнерго»  возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители иных участников в судебное заседание не явились.

О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения  суда неявившиеся участники  извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.10.2021,  копии которого   получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые  уведомления (л.д. 64-66  т.2).

20.10.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 18.11.2021 размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 67  т. 2).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции)  определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся лиц.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

11.11.2020 ООО «Севастопольэнерго» подало в Департамент городского хозяйства заявку № 18171/2-20 об  установлении  платы за технологическое присоединение к электросетям ООО «Севастопольэнерго» по индивидуальному проекту по заявке ГКУС «УЭОГХ» (л.д. 65-79 т. 1, 13-14 т.2) объекта электрохозяйства, расположенного по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 (л.д. 60 т. 1).

С этим заявлением сетевая организация представила (в том числе) проект договора об осуществлении технологического присоединения к электросетям, индивидуальные технические условия присоединения электрохозяйства потребителя  к электросетям ООО «Севастопольэнерго» (л.д. 61-64 т. 1), расчётную часть (калькуляцию затрат на технологическое присоединение и расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению – л.д. 69-76 т. 1), а также заявку ГКУ С «УЭОГХ» (л.д. 65 т. 1), устав ООО «Севастопольэнерго» и пояснительную записку (л.д. 66-68 т.1).

17.11.2020 Департамент городского хозяйства уведомил  ООО «Севастопольэнерго» о принятии заявления к рассмотрению и предложил представить информацию о подаче заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации (или отсутствие основание для такого обращения) и о необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электрохозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов; указано на недостаток составленного расчета на расходы на выполнение мероприятий «последней мили» (л.д. 80-82 т. 1, 18-19 т. 2).

23.11.2020 письмом  № 384/01-04.1-02/20 ООО «Севастопольэнерго» на названное уведомление предоставлена запрошенная информация – сообщено об отсутствии необходимости обращения с заявками в смежную сетевую организацию, так как не планируется реконструкция или расширение электрохозяйства на объектах смежной сетевой организации; и разъяснен расчет расходов, который выполнен в соответствии с требованиями раздела V Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (л.д. 83-84 т. 1).

23.12.2020 Департамент городского хозяйства города Севастополя принял решение, оформленное письмом № 10568/01-03-01.1-18/02/20, которым отказал ООО «Севастопольэнерго»  в установлении  платы за технологическое присоединение к электросетям ООО «Севастопольэнерго» по индивидуальному проекту по  заявке ГКУ С «УЭОГХ» к  электрохозяйству, расположенному по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 (л.д. 31-37, 85-98 т. 1).

Решение Департамента городского хозяйства обосновано тем, что у ООО «Севастопольэнерго» имеется техническая возможность технологического присоединения электрохозяйства ГКУС «УЭОГХ»,  расположенного  по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 к электросетям ООО «Севастопольэнерго»   (л.д. 65-79 т. 1, 13-14 т. 2).

Из ответа ФАС России № ЦА/48926/21 от 16.06.2021  Управлению по тарифам следует, что проверка обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям пунктов «а» - «г» пункта 28 Правил технологического присоединения производится путем обращения в орган федерального государственного энергетического надзора за получением заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией (л.д. 15 т. 2).

С таким обращением уполномоченный орган в Ростехнадзор не обращался, что следует из полученного судом первой инстанции ответа Крымского управления Ростехнадзора от 24.05.2021 № 421-343 (л.д. 162-163 т. 1).

Согласно пункта 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016  № 875-ПП (в ред. от 18.06.2020, действовавшей на 23.12.2020, далее - Положение о Департаменте городского хозяйства) этот Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере  (в том числе) энергетики и обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области регионального государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые на территории города Севастополя виды деятельности.

С учреждением Управления по тарифам и по утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 12.03.2021 № 90-ПП Положению об Управлении по тарифам города Севастополя (далее - Положение об Управлении по тарифам) данному Управлению, являющемуся исполнительным органом государственной власти города Севастополя и входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя, предоставлены полномочия по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования тарифов, регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).

Пунктом 3 Положения об Управлении по тарифам определены основные задачи деятельности этого Управления:

1) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на территории города Севастополя;

2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» (в ред. от 08.12.2020, действовавшего на 23.12.2020, далее  - Закон                                                   № 35-ФЗ):

- технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер;

- по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики);

- плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №  861 (в ред. от 03.12.2020, действовавшей на 23.12.2020, далее - Правила № 861) критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе;

Пункт 29 Правил № 861 устанавливает, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Согласно пункта 30 Правил № 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

В частности, подпункт  30.1 Правил № 861 предусматривает - если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы); к  заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:

а) проект договора;

б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);

в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);

г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;

д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно подпункта 30.3 Правил № 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.

Из исследованных письменных доказательств следует, что заявитель подал  с заявлением необходимые документы для установления платы об установлении платы  за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и дополнительно представил запрошенную информацию; Департамент городского хозяйства без надлежащих доказательств установил наличие у ООО «Севастопольэнерго» технической возможности для технологического присоединения объекта ГКУС «УЭОГХ» к электросетям  ООО «Севастопольэнерго» без индивидуального проекта.

Однако, представленные доказательства (в частности, пояснительная записка и технические данные электрохозяйства сетевой организации) свидетельствуют о том, что отсутствовала техническая возможность для технологического присоединения к ПС-110/6кВ объекта потребителя,  так как трансформаторная мощность на силовых трансформаторах не позволяет обеспечить ремонтный режим работы ПС-6 с одним трансформатором.

Это свидетельствует об отсутствии установленного в подпункте «а» пункта 28 Правил № 861 критерия возможности технологического присоединения, а значит в соответствии с пунктом 29 тех же Правил -  считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; иных оснований для отмены судебного акта (в том числе безусловных) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 августа 2021 года по делу  №А84-507/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                   О.Г. Градова

Судьи                                               А.С. Яковлев                                                                                                              С.Ю. Кузнякова