ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3322/19 от 11.06.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

19 июня 2020 года  

                                                 Дело № А84-3025/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года

            Постановление изготовлено в полном объеме  19 июня 2020 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                         Градовой О.Г.,

судей                                                                         ФИО5 В.А.,

                                          ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,

с участием в судебном заседании:

представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО2;

представителя Управления федерального казначейства по г. Севастополю – ФИО3

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 февраля 2020 года по делу № А84-3025/2019, принятое по заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя  к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -  Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Парки и скверы», Государственное бюджетное учреждение «Горсвет»,  Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании недействительным предписания,

установил:

      19.06.2019 нарочно Департамент городского хозяйства города Севастополя (ОГРН: <***> – л.д. 63, 111-124 т. 1,  далее - Департамент ) подал в Арбитражный суд города Севастополя заявление о признании недействительным выданного 20.05.2019  Управлением федерального казначейства по г. Севастополю (ОГРН : <***> - л.д. 125-131 т. 1, далее - Казначейство) предписания № 74-18-13/1100 о нецелевом и неадресном использовании субсидии на поддержку государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» и возмещении федеральному бюджету  Российской Федерации 36.525.151,39руб. (л.д. 9-14 т. 1).

В просительной части этого заявления ошибочно указаны неверные номер и дата оспариваемого предписания, тогда как в тексте заявления указаны верные реквизиты обжалуемого предписания, но данные обстоятельства не свидетельствуют об изменении предмета оспаривания; заявитель оспаривает предписание Казначейства  № 74-18-13/1100 от 20.05.2019.  

Требования обоснованы тем, что Департамент  в целях  выполнения государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» направил полученную из федерального бюджета субсидию и средства бюджета города Севастополя на благоустройство общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» и на капитальный ремонт сквера имени В. Блюхера Балаклавского района, осуществленных по заключенным  ГБУ «Парки и скверы» госконтрактам, и в рамках экономии федеральной субсидии - на проектирование ремонта парков и скверов города Севастополя и капитальный ремонт сетей наружного освещения, выполненных ГБУ «Горсвет».

Решением суда первой инстанции  в удовлетворении требований отказано по мотивам:

- без изменения перечня мероприятий,  включенных в подпрограмму 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программой «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», Департамент был не вправе направлять ГБУ «Парки и скверы» денежные средства субсидии федерального бюджета на благоустройство общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» и на капитальный ремонт сквера имени В. Блюхера Балаклавского района, на что израсходованы средства субсидии федерального бюджета и бюджета города Севастополя в суммах 12.452.560руб. и 18.661.951,35руб., последующее внесение изменений в названную программу не устраняет факта нарушения бюджетного законодательства; 

- названной подпрограммой 4 обеспечение наружного освещения города Севастополя предусматривалось за счет бюджета города, проведение проектирования, капитального и текущего ремонта сетей наружного освещения за счет субсидии федерального бюджета не предусмотрено; а потому выделение на это ГБУ «Горсвет» средств субсидии федерального бюджета в сумме 8.311.400руб.  является  нарушением правил предоставления субсидии и бюджетного законодательства; наличие экономии средств субсидии федерального бюджета не устраняет факта нарушения распределения субсидии  (л.д. 37-41 т. 8).

Департаментом подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования  по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 51-103 т. 8).

В апелляционной жалобе указано на то, что Департамент не является субъектом вменённого  бюджетного нарушения, так как не распределяет межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету города Севастополя; в данный момент благоустройство общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» включено в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018-2022 годах;  ГБУ «Горсвет» 8.311.400руб. из средств субсидии федерального бюджета выделены за счет экономии таких средств (л.д.  50-58 т. 8).

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Казначейства возражал против отмены решения суда первой инстанции, так как Департамент нарушил правила расходования средств субсидии, что причинило ущерб федеральному бюджету.

Представители иных участников в судебное заседание не явились.

О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 14.05.2020, копии которого получили, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 88-90 т. 8).

16.05.2020 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 91 т. 8).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки указанных лиц, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

20.05.2019 заместителем  руководителя Управления федерального казначейства по г. Севастополю на основании результатов проведённой плановой выездной проверки (акт № 74-18-12/8 от 29.09.2019 – л.д. 51-61 т. 1) направлено предписание № 74-18-13/1100, резолютивной частью которого на Департамент возложены обязанности в срок до 01.08.2019 устранить выявленные нарушения и возместить причиненный Российской Федерации (федеральному бюджету) ущерб в размере 36.525.151,39руб. (л.д.107-110 т. 1).

Поданные Департаментом возражения на акт проверки (л.д. 102-106 т. 1) Казначейством оставлены без удовлетворения.  

Основанием для направления предписания в акте проверки и  в предписании указано нарушение Департаментом (главным распорядителем бюджетных средств субсидии) условий заключенного 08.02.2018 между Минстроем России и Правительством Севастополя Соглашения № 069-08-2018-095 о предоставлении субсидии  из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на поддержку государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя»,  утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП.

 Из представленных письменных доказательств следует:

21.11.2016 Постановлением Правительства Севастополя № 1112-ПП утверждена государственная программа «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» (далее - Государственная программа № 1112-ПП), по условиям которой по состоянию на 31.05.2018 ответственным исполнителем Подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» определен Департамент, ее участниками (в том числе) ГБУ «Горсвет» и ГБУ «Парки и скверы», в рамках этой подпрограммы были предусмотрены основные мероприятия, в том числе:

- основное мероприятие  1  «Комплекс скоординированных мероприятий, связанных с организацией благоустройства», предусматривавшее обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) за счет финансирования за счет средств бюджета города Севастополя и средств федерального бюджета;

- основное мероприятие 3 «Содержание и развитие парков, скверов», предусматривавшее капитальный ремонт парков и скверов за счет средств бюджета города Севастополя.

Мероприятий по благоустройству территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» и по капитальному ремонту сквера имени В. Блюхера Балаклавского района участником программы ГБУ «Парки и скверы» данная Государственная программа № 1112-ПП по состоянию на 31.05.2018 не содержала.

По состоянию на 29.08.2018 Государственная программа № 1112-ПП ответственным исполнителем по Подпрограмме 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» определен Департамент, ее участником (в том числе) ГБУ «Горсвет», задачей подпрограммы 4 было улучшение технического состояния сетей наружного освещения,  в рамках этой подпрограммы были предусмотрены основные мероприятия, в том числе основное мероприятие 2 «Обеспечение наружного освещения города Севастополя», направленное  на текущее содержание и ремонт, в том числе капитальный, объектов наружного освещения; строительство и реконструкцию сетей наружного освещения; но финансирование основного мероприятия 2 предусмотрено только за счет средств бюджета города Севастополя.

08.02.2018 между Минстроем России и Правительством Севастополя  заключено Соглашение № 069-08-2018-095 о предоставлении субсидии  из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на поддержку этой программы (л.д. 64-82 т. 1).

Пунктом 1.2 этого Соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью, утвержденным  Государственной программой № 1112-ПП.

Департамент издал приказы о предоставлении субсидии:

1)31.05.2018 № 193-ОД   - ГБУ «Парки и скверы» в сумме 93.336,3тыс.руб. на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку технической документации для реализации мероприятия 7  подпрограммы 4 (л.д. 48-50 т. 1),

2)29.08.2018 № 343-ОД - ГБУ «Горсвет» в сумме 8.311.400руб. на проведение капитального ремонта, текущего ремонта и разработку технической документации для реализации мероприятия 7  подпрограммы 4 (л.д. 47 т. 1).

На основании этих приказов предоставлены и израсходованы бюджетные средства:  

1)по благоустройству общественных территорий «Зеленая зона между гостиницей «Крым» и стадионом «Чайка» по госконтракту № 56 Гк-18 от 31.07.2018 на сумму 12.369.903,42руб. с ГБУ «Парки и скверы»,

2)по капитальному ремонту сквера имени В. Блюхера Балаклавского района по госконтракту № 69-Гк-18 от 10.09.2018 на сумму 17.766.255,94руб. с  ГБУ «Парки и скверы»,

3)по соглашению № 18 на расходы8.311.400руб. ГБУ «Горсвет», не включенные в Государственную программу№ 1112-ПП, итого 38.447.559,36руб., в том числе, за счет бюджетных ассигнований г. Севастополя 1.922.407,97руб.

Данные обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены письменными доказательствами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 08.06.2020, далее - БК РФ) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, совершенное главным администратором (администратором) бюджетных средств, признается бюджетным нарушением.

Согласно частям 1 и 2 статьи 269.2 БК РФ  органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны осуществлять контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, для чего вправе проводить проверки и направлять объектам контроля предписания.

При этом частью 3 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание должно  содержать обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Как установлено, Департамент нарушил условия Соглашения № 069-08-2018-095 о предоставлении средств из бюджета, предоставил средства субсидии не на цели и не в соответствии с адресностью их направления участникам подпрограммы                                           4 Государственной программы № 1112-ПП, в результате федеральному бюджету причинен ущерб в сумме 36.525.151,39руб. ((12.369.903,42+17.766.255,94+8.311.400) - 1.922.407,97).

Доводы Департамента о последующем изменении подпрограммы 4  Государственной программы № 1112-ПП, также о экономии средств субсидии федерального бюджета не свидетельствуют о правомерности действий Департамента по целевому и адресному использованию средств федерального бюджета.

Департамент является субъектом ответственности за нарушение условий соглашения о предоставлении средств из бюджета, так определен ответственным исполнителем по подпрограмме 4, и именно в результате его действий были распределены средства субсидии участникам этой подпрограммы на цели и по адресу, не предусмотренным этой подпрограммой. 

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений  норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы  соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд                            

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 февраля 2020 года по делу № А84-3025/2019 оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя

– без удовлетворения.        

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.

Председательствующий                                                                          О.Г. ФИО4

Судьи                                                                                                                      В.А. ФИО5

                                                                                                                 ФИО1